Доклад — ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА


Т.В.Павлов, учитель технологии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13 города Лениногорска» МО «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Образовательная область «Технология» в системе общего образования обеспечивает начальную технологическую подготовку обучающихся на основе взаимосвязи их общенаучных и специальных знаний, умений и навыков. Она призвана развить у них функциональную технологическую грамотность, познавательные интересы, пространственное воображение, подготовить выпускников школ к профессиональному самоопределению, последующему овладению различными профессиями, к самостоятельной трудовой жизни.
Технологию преподавания на уроках технического творчества можно определить как организацию обучения, при которой достигаются запланированные конкретные результаты, причем кратчайшим путем с минимально необходимыми затратами труда учителей и обучающихся. Преподаватель-технолог, планируя учебный процесс, прежде всего, планирует работу своих учеников, разрабатывая для этого тесты, специальные задания, упражнения, карточки, раздаточный материал.
Технология преподавания трудового обучения сводится к следующим признакам:
- перспективное планирование учебных занятий;
- конкретизация учебно-воспитательных целей;
- взаимодействие обучения с контролем;
- стимулирование творчества обучающихся как способа применения ими полученных знаний на практике;
- разнообразие форм учебных занятий (типов уроков).
Важным элементом урока является контроль за усвоением обучающимися пройденного материала и оценка его знаний. Хорошо организованные контроль и учет знаний и навыков стимулируют систематическую работу школьника по усвоению курса «Технология» [2, с. 167]. Прежде всего, на своих уроках я четко определил, какие обучающие и воспитательные задачи решаются посредством контроля. Выделил три основные:
1. Развитие у обучаемых интереса к предмету и привитие им навыков самостоятельной работы.
Самостоятельная работа школьников состоит в «придумывании» вариантов решений задачи, их анализе и выборе лучших, составлении эскизов решений, чертежей, схем и рисунков, посещении библиотеки во внеурочное время. Направления творческой деятельности школьников определяются с учетом материально-технических, кадровых возможностей, региональных и национальных особенностей школы. Однако выбранные направления должны в наибольшей степени учитывать личные интересы и склонности как девушек, так и юношей на основания психолого-диагностического тестирования и рекомендаций педагогов.
2.Систематическое закрепление знаний всеми учащимися класса и, как следствие, повышение качества усвоение программного материала
При систематизации знаний необходимо учитывать уровни физических сил и познавательных возможностей обучающихся, и способствовать их развитию. Это достигается постепенным усложнением работы. В каждом классе добавляются все новые операции. Вместе с тем, имеет место концентризм в овладении многими видами работ с использованием одних и тех же материалов, инструментов и приспособлений.
3.Возможность своевременного выявления трудно усваиваемых вопросов и оказания учащимся необходимой помощи.
Внимательный взгляд, опыт, интуиция педагога могут почти безошибочно определить, уяснил ли ученик материал, и как сможет он реализовать свои знания на практике. Эти текущие наблюдения позволяют верно оценить и при необходимости скорректировать, пополнить уровень необходимых знаний, умений и навыков. Преимуществом является его систематичность. Из урока в урок учитель анализирует повышение или понижение интеллектуального уровня, интереса к знаниям и избирательно воздействует на развитие школьника.
Прочность усвоения достигается в ходе всего трудового процесса. Одним из условий этого процесса является знание обучающимися целей данного материала и выполнение графических заданий. Наряду с этим, применяются специальные дидактические средства. К ним относятся закрепление материала, закрепление показанных приемов работы. Большую роль в достижении прочности усвоения знаний, умений и навыков, играет поддержание у обучающихся интереса к работе. Это достигается путем подбора изделий, конструкторских задач, включение их в работу по рационализации и творчеству [3, с. 22].
Оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля конструируются специальные уроки. Формы урока: урок-зачет, тест, смотр знаний, защита творческих работ, контрольная работа.
Контроль знаний, умений и навыков направлены на устранение недочетов и пробелов, имеющихся в знаниях, умениях и навыках обучающихся. Поэтому важно не только обнаружить эти недочеты и пробелы, не только установить, какие ошибки допускают обучаемые, но и тщательно проанализировать причины их, чтобы принять необходимые педагогические меры к их исправлению. Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя за качество процесса обучения на уроках технического творчества. Результат деятельности учительского коллектива определяется по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития. Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
В зависимости от используемых форм учебной работы выделяют уроки комплексного, устного и письменного контроля знаний, умений и навыков, а так же контроля программированного по электронным учебникам и пособиям. На структуре каждого из видов немного остановимся. Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя за качество процесса обучения на уроках технического творчества. Результат деятельности определяется по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития. Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки технических умений и навыков по предмету «Технология». Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Список литературы:
1. Муравьев Е.М. Технология обработки металлов: учебное пособие для 5-9 классов – Москва : Просвещение, 2004.
2. Симоненко В.Д. Технология : базовый уровень : 10-11 классы : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Д.Симоненко, О.П.Очинин, Н.В.Матяш. ; под ред. В.Д.Симрненко.-М.: Вентана-Граф, 2012.-224 с. : ил.
3. Справочник по техническому труду / Под редакцией А.Н.Ростовцева и др. – М.: Просвещение, 1996.