Классный час в начальной школе «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения!»


Классный час в начальной школе
«Знай правила дорожного движения как таблицу умножения!»
Автор: Головачева Галина Викторовна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ с. Алексеевка
«Образовательный центр»
Задачи:
1. Напомнить школьникам Правила дорожного движения, обратить внимание на необходимость их соблюдения.
2. Способствовать формированию у детей стереотипа безопасного поведения на дороге, умения предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность.
3. Повторить и закрепить знания о том, как правильно переходить улицы и дороги.
Оборудование: три конверта с описанием ситуаций, круги трех цветов для игры «Светофор»(зеленый, желтый, красный), памятки для всех учащихся, аудиозаписи рассказов, интерактивная доска.
Ход классного часа
Беседа «Для чего нам нужно знать Правила Дорожного Движения?»
Учитель: Ребята, кто знает, что же такое ПДД и для чего нам необходимо знать ПДД? (Параллельно с ответами детей на доске – презентация «Правила дорожного движения). На улицах и дорогах сел и городов очень часто происходят дорожные происшествия, в который страдают, а зачастую и гибнут люди, в том числе и дети. Среди погибших детей основная часть – учащиеся начальной школы. Самая распространенная причина аварий и гибели детей – несоблюдение или незнание правил дорожного движения. Вы уже взрослые, вы – ученики. в школу приходите одни, и домой возвращаетесь самостоятельно. Вот поэтому сегодня мы с вами еще раз вспомним и повторим правила дорожного движения. Сегодня на наш классный час я принесла одну поучительную историю. Послушаем ее. (Включает аудиозапись рассказа «Летние каникулы»).
«Летние каникулы»
Быстро пролетел учебный год. Начались веселые летние каникулы.
В яркий погожий денек вся ребятня высыпала на улицу. Кто – то взял с собой новенький футбольный мяч. Юные спортсмены решили сыграть в футбол. Коля встал на ворота, Леля стала главным нападающим, а остальные были в защите.
Игра началась. Мяч скакал и подпрыгивал, как акробат. Все очень увлеклись игрой. Вдруг Гриша послал сильный пас Леле. Мяч взмыл в воздух и покатился прямо по дороге.
Автобусы и машины мчались по шоссе. Со всех сторон слышны были сигналы. Водители стали жать на тормоза, а мяч все скакал и скакал, катился то под машинами, то под автобусами. Каким – то чудом он остановился прямо посередине дороги.
Ребята подумали: « Как же достать мяч?» Пришлось обратиться за помощью к регулировщику движения. Он поднял свой жезл, остановил поток машин, поднял мяч и строго сказал:
- Вы выбрали неудачное место для игры в футбол. Здесь играть нельзя. Может случиться беда!
Учитель: Ребята, вспомните и скажите, где же можно играть не нарушая Правила дорожного движения? (Ответы детей.) Молодцы! Вы очень дружно и хорошо отвечаете. Но это только сейчас. А почему же это происходит только сейчас? Почему на улице все происходит совсем иначе? Послушайте еще один невыдуманный рассказ (Учитель включает аудиозапись).
«Авария»
Вот такой случай произошел недавно на одном из самых широких проспектов Москвы. По проспекту ехал тяжелый грузовик с прицепом, полным кирпича. Впереди дорога была свободна, и шофер прибавил скорость.
Внезапно из – за кустиков на проезжую часть вылетел мячик, а за ним выскочила девочка, старавшаяся его догнать. Забыв обо всем на свете, она бежала прямо наперерез несущемуся на большой скорости грузовику.
Опытный шофер был внимателен. Он мгновенно нажал на тормоз, круто повернул руль. Громадная машина проскочила в двух шагах от девочки, не задев ее.
Однако такое резкое торможение не прошло даром. Груженый прицеп развернуло, бросило вправо, и он всей своей тяжестью ударил по двум стоявшим возле тротуара легковым машинам.
Вот такова цена легкомысленного поступка девочки…..
Учитель: Ребята, а как вы думаете, есть ли какие-нибудь правила для движения по тротуару? А теперь мы с вами поработаем в группах. Каждой группе я раздам конверт. Это будет непростой конверт, в нем вы найдете листок с описанием ситуации, которая произошла с пешеходами во время движения по тротуару. Прочитайте текст, обсудите внутри групп. А потом для всех нас покажите эту историю, инсценировав ее.
Ситуация 1
Дети делятся на две группы. Они начинают движение навстречу друг другу. Детям необходимо найти ответы на вопросы и показать:
- С какой стороны тротуара должны двигаться пешеходы?
- Как и с какой стороны можно обойти пешеходов?
- Можно ли проходить между двумя пешеходами, которые идут рядом?
Ситуация 2
Каждый из обучающихся берет в руки какой – либо предмет: сумку, зонт, портфель. Им необходимо найти ответы на следующие вопросы и показать:
- В какой руке удобнее нести вещи, если на тротуаре много пешеходов?
- Как надо держать зонтик?
- Как пропустить человека, который идет навстречу?
ФизминуткаПедагогом проводится игра «Светофор».
Правила игры: Если показывается красный цвет, дети стоят на месте. Если желтый – хлопают в ладоши. Если зеленый – шагают на месте.
Переход через дорогу
Учитель: Сейчас мы с вами постараемся вспомнить правила, которые необходимо соблюдать при переходе через дорогу. Прослушайте еще один рассказ (включается аудиозапись).
«Одна секунда – много это или мало?»
Что для пешехода одна секунда – один шаг шагнуть. А машина, скорость которой 60 – 80 км/ч, проезжает больше 20 м.
Иногда пешеход видит – машина совсем близко, но нет же, все равно спешит перебежать дорогу перед самым ее носом. Думает: водитель успеет затормозить.
Он не хочет понимать, что водитель при всем старании, даже изо всех сил нажимая на тормоза, не успеет остановиться, сразу не срабатывают даже самые надежные тормоза.
А если дорога скользкая, то тормозной, или остановочный, путь удлиняется.
В результате при скорости 80 км/ч машина окончательно остановится только через 400 метров после того, как водитель начал тормозить. Почти полкилометра!
Вот почему через дорогу надо переходить осторожно и не мчаться наперерез машинам.
Учитель: Какие правила перехода через дорогу вы помните? (Ответы детей).
Правила перехода через улицу
Дорога с односторонним движением.
Несмотря на то что на такой дороге транспорт движется в одну сторону, смотреть надо не только в эту сторону, но и в противоположную. Потому что навстречу транспортному потоку при включенных спецсигналах могут ехать машины «скорой помощи», милиции, противопожарной и аварийной служб.Дорога с двусторонним движением
Подойдя к проезжей части, надо остановиться и посмотреть сначала во все стороны, чтобы оценить ситуацию, затем посмотреть налево, а дойдя до середины – направо, продолжая контролировать ситуацию слева. Если не удалось сразу перейти дорогу, следует остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. При этом надо иметь в виду, что на дорогах с интенсивным движением нужно быть осторожным. Машины едут слева и справа в 2 – 3 ряда. Из – за любого неосторожного движения можно попасть под колеса.
Загородная дорога
Переходить загородную дорогу следует так: остановиться перед ней, сказав себе: «Будь осторожен!», имея в виду, что машина может появиться с любой стороны, в том числе из – за одного из поворотов, которые всегда есть на загородной дороге. Поэтому надо смотреть вокруг (дорога может быть извилистой), потом налево, направо и, убедившись в безопасности, контролируя ситуацию, переходить дорогу, по возможности не останавливаясь.
Дорожная задача
Вдоль дороги, возле которой нет тротуара, движутся две группы подростков. Первая группа – мальчики. Вторая группа – девочки. Обе группы двигаются в одном направлении. Мальчики идут вдоль правой стороны дороги, а девочки – вдоль левой стороны. Вопрос: Кто из них прав? Почему?( правильно идут девочки. При отсутствии вдоль дороги тротуара пешеходам надо двигаться по левой стороне, навстречу идущему транспорту).Учитель: Ребята, запомните эти правила! Выполняйте их, чтобы не произошло так, как в рассказе.
«Невозможно ничего исправить» …..Уже темнело. По улице быстро ехал автобус, возвращавшийся в парк. И вдруг перед ним появился мальчишка, перебегавший улицу. Решив, по-видимому, проскочить перед самым автобусом, мальчик неожиданно поскользнулся и упал. Все, кто это видел, замерли от ужаса. Еще мгновение – и ребенок погибнет под колесами тяжелой машины!
Это понял и водитель. Не теряя и доли секунды, он одним движением руля бросил машину в сторону, и автобус на всем ходу врезался в фонарный столб. Удар был страшен. Весь перед машины смяло, будто он был картонным. а пожилой шофер уронил голову на руки, которые еще сжимали руль. Шофер спас мальчишку, заплатив за это собственной жизнью…..
Учитель: Это очень грустно и печально, но такие вот аварии очень часто происходят и в городах, и в селах. Разбиваются машины. Навсегда остаются калеками, а зачастую и погибают люди: и взрослые, и дети. Задумайтесь! Может случиться так, что любой из вас – нарушителей дорожного движения, может стать виновником аварии….
Попробуем сейчас разобраться, почему же нельзя переходить дорогу там, где вздумается.
Ведь водитель не всегда ожидает появления пешехода. Он вынужден одновременно внимательно смотреть и за соседними машинами, и за состоянием дороги, и за дорожными знаками. А вот там, где переход улицы для пешеходов разрешен, водитель еще внимательнее. Кроме того, именно на этих участках дороги он снижает скорость. Таким образом, водитель заранее уже готовится к встрече с пешеходами. Большинство несчастных случаев, происходящих на дороге с пешеходами именно в местах, предназначенных для перехода улицы.
Люди привыкли переходить дорогу только там, где им удобно. Но ведь пешеход действует бездумно, забывает о Правилах дорожного движения, о своих обязанностях пешехода – основного участника дорожного движения. Вот такая беспечность и безалаберность приводит к непоправимым ошибкам и трагическим последствиям.
В правилах говорится: на участках дорог, где отсутствует обозначенные пешеходные переходы, переходить дорогу разрешается на перекрестках по линии тротуаров или обочин, а между ними – под прямым углом в местах, где она хорошо просматривается.
Нетрудно понять причину того, почему же нужно переходить дорогу на перекрестке. Ведь перед перекрестком водители заранее готовятся к любым неожиданностям, они снижают и скорость своего автомобиля.
А вот почему же нельзя переходить улицу наискосок?
Когда пешеход переходит улицу наискосок, он к проезжающему транспорту поворачивается спиной, ему сложно увидеть транспорт. Кроме того, путь этого пешехода становится гораздо длиннее. Очень важно выбрать хорошо просматриваемый в обе стороны участок дороги. Обзор улицы могут ограничивать и растущие на обочине кусты, деревья, кустарники, стоящие заборы, изгиб дороги, даже незначительный пригорок, на который дорога взбирается вверх. В этом случае человек – пешеход не может увидеть приближающуюся опасность – несущуюся машину. А водитель не видит пешехода. Такая ситуация очень опасная и для пешехода, и для водителя. Опасность возникает для всех участников движения.
Физминутка(дети предварительно получили задание: выучить данное стихотворение наизусть. Физминутка заключается в повторе за ведущим определенных движений)Там, где шумный перекресток,
Где машин не сосчитать,
Перейти не так уж просто,
Если правила не знать.
Пусть запомнят твердо дети:
Верно поступает тот,
Кто лишь при зеленом свете
Через улицу идет! (Н. Сорокин)
Правила поведения в общественном транспорте
Учитель: А сейчас мы с вами вспомним правила поведения в автобусе.
На остановке:
1. Соблюдай порядок, веди себя спокойно: не играй, не толкайся, не бегай.
2. Стой только на тротуаре, не наступая на бордюр.
3. Не выходи на проезжую часть.
4. Подходи к двери автобуса только после полной его остановки.
При посадке:
1. Пропусти входящих пассажиров.
2. Мальчики помогают девочкам и пропускают их вперед.
3. Соблюдай осторожность при посадке, чтобы не оказаться зажатым закрывающимися дверьми.
В салоне автобуса:
1. После посадки проходи вперед, не задерживайся на ступеньках и на площадке около дверей.
2. В салоне держись за поручни или сядь на свободное место. Мальчики уступают место взрослым и девочкам.
3. При выходе не суетись и не толкайся.
В салоне нельзя:
- отвлекать во время движения от работы водителя, требуя продать билет или спрашивая названия остановок;
- шуметь, шалить, громко разговаривать, чтобы не мешать другим пассажирам;
- высовываться из окон или выставлять какие – либо предметы;
- возить с собой пачкающие предметы, острые и колющие инструменты;
- ездить в грязной, пачкающей других пассажиров одежде.
Езда на велосипеде
Учитель: Когда наступит лето, многие ребята будут кататься на велосипеде. Скажите, пожалуйста, какие правила дорожного движения необходимо соблюдать при езде на велосипеде?
Правила езды на велосипеде
1. По улицам городов и шоссейным дорогам на велосипеде разрешается ездить лишь с 14-летнего возраста.
2. Велосипедист обязан хорошо знать устройство велосипеда и постоянно поддерживать свою машину в хорошем техническом состоянии, особо надо проверять надежность руля и тормозов.
3. В некоторых городах, чтобы получить право управлять велосипедом, надо сдать экзамены по Правила дорожного движения и получить номерной знак.
4. При движении по улице или шоссе велосипедисты не должны удаляться от тротуара или обочины далее чем на метр.
5. Запрещается ездить по двое или более в ряд.
6. Тротуары улиц, пешеходные дорожки бульваров, парков – не для велосипедистов!
Категорически запрещается:
1. Ездить на велосипеде, держась за руль одной рукой или без рук.
2. Цепляться за проезжающий мимо транспорт.
3. Катать на одноместном велосипеде взрослых или детей.
4. Перевозить предметы, которые мешают управлению или выступают более чем на полметра в длину или ширину.
Учитель: Молодцы, ребята! А теперь пришла пора игры.
Обобщение
Викторина «Знаешь ли ты?»
1. Как пешеходы должны ходить по улице? ( Пешеходы должны ходить только по тротуару, так как проезжая часть улицы предназначена для транспорта)
2. Какой стороны тротуара должны придерживаться пешеходы? ( Пешеходы должны придерживаться правой стороны тротуара, чтобы не мешать идущим навстречу людям)
3. Можно ли переходить улицу наискосок? ( Нельзя. Улицу надо переходить прямо, так как это уменьшает время пребывания на проезжей части)4. Почему нельзя устраивать игры на проезжей части улицы? ( Игры на проезжей части улицы мешают движению транспорта, а главное, дети, увлекшись игрой, могут попасть под колеса машин)
5. Можно ли переходить улицу на желтый сигнал светофора? ( Нельзя. Желтый сигнал светофора означает «Внимание!». Он включается при смене сигналов светофора. Для перехода улицы надо дождаться зеленого сигнала)6. Как надо переходить улицу, если нет светофора? ( Прежде, чем начать переход улицы, надо сначала посмотреть налево и направо и пропустить приближающийся транспорт. Дойдя до середины, посмотреть напрвао и налево и, если нет машин, закончить переход)7. В какой последовательности расположены сигналы в трехсекционном светофоре? ( Сигналы в трехсекционном светофоре располагаются сверху вниз в последовательности: красный, желтый, зеленый)
Игра – загадкаУчитель: Игра, которую мне хочется вам предложить особая, она на внимание. Я буду задавать вопросы, а вы дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!». Но дело в том, что вопросы с изюминкой. В них может содержаться подвох. В таком случае вы ничего не говорите, а молчите.
Вопросы:
- Кто из вас в вагоне тесном уступает старшим место?
- Кто из вас идет на свет, говорящий: «Хода нет!»?
- Кто из вас идет вперед только там, где переход?
- Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой?
- Кто же, правила не зная, едет «зайцем» на трамвае?
- Кто на скользкую дорогу выбегает в непогоду?
- Если желтый свет горит, кто идет?
- А кто стоит?
Учитель: А теперь пришло время добрых, но очень умных шуток!
Задачи – шутки
Задача 1
За моим друзьями Сережей, Колей и Петей гонится дворник с метлой. Убегая от дворника, Коля и Петя перебежали улицу на красный сигнал светофора. Сережа спрятался за куст. Скольких моих друзей поймал милиционер за нарушение правил дорожного движения? ( Двоих друзей – Колю и Петю)
Задача 2
Тигр, вини – Пух, Пятачок и Иа решили поиграть в футбол. Тигр решил это сделать на шоссе – гладко, ровно, удобно. Пух захотел играть на лесной полянке. Кто из них прав? (Прав Пух)
Задача 3
Знайка, незнайка, Винтик и Шпунтик катались на лыжах, санках и коньках. Винтик прицепился сзади к машине и очень быстро мчался на коньках. Шпунтик на санках съезжал с горки на шоссе и веселился, когда шоферы с испуга тормозили. Знайка и Незнайка уехали на лыжах в лес. Кто из них поступил неправильно? Почему? ( неправильно поступили Винтик и Шпунтик. Они нарушили ПДД)Задача 4
Волк – регулировщик стоял на перекрестке и забирал всех нарушителей дорожного движения. Скольких нарушителей забрал Волк, если известно, что Вовочка 2 раза перешел улицу на красный свет, Петя это сделал на 3 раза больше, а Костя в это время дома смотрел мультфильмы? (Двух нарушителей – Вовочку и Петю)
Подведение итогов
(Всем детям раздается памятка от инспекторов ГИБДД)
Наш юный друг!
По улицам и дорогам бесконечным потоком бегут автомобили. Они едут с огромной скоростью, остановиться быстро они не могут. Любой, кто неожиданно решит выбежать на проезжую часть рискует не только своим здоровьем, но и своей жизнью. Разве нужен кому то такой риск?
Мы обращаемся к тебе, участник дорожного движения, и верим, что выйдя из дома, ты не забудешь наши советы.
- будь всегда примером в соблюдении Правил дорожного движения и требуй этого от своих товарищей.
- Переходи улицу по пешеходным переходам и только при зеленом сигнале светофора, а там, где его нет, - при отсутствии идущего транспорта.
- Не выбегай внезапно на дорогу.
- Ожидая автобус, троллейбус или трамвай, стой на тротуаре или на посадочной площадке.
- Не выезжай на велосипеде на дорогу, если не выучил правил движения и тем более, если тебе нет 14 лет.
- помни о малышах. Чтобы сохранить им жизнь, здоровье, уведи их с проезжей части дороги.
Соблюдая Правила дорожного движения ты, юный друг, сбережешь себя и окружающих от несчастных случаев.
Делаем ребятам предложение:
Выучите срочно правила движения!
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойны были за рулем водители.