Пояснительная записка по уроку литературы по теме « Михаил Юрьевич Лермонтов. «Бородино».25-летие сражения под Бородино: поэтическое изображение подвига народа в войне 1812 года».


Пояснительная записка

 Урок литературы по теме « Михаил Юрьевич Лермонтов. «Бородино».25-летие сражения под Бородино: поэтическое изображение подвига народа в войне 1812 года».
Урок из блока «Фольклор и литература 19 века»-всего один урок. Данная работа актуальна в современном мире, так как позволяют воспитывать учащихся в духе патриотизма и пацифизма, особенно, когда в мире идут войны
Урок изучения нового материала и анализ стихотворения с опорой на исторические сведения.
Цели урок:
-познакомить учащихся с событиями, отраженными в стихотворении; дать характеристику образа старого солдата; развивать у учащихся навыки выразительного чтения стихотворений; формировать навык выявления в литературном произведении художественных образов и средств их создания; определять основную мысль произведения; воспитывать патриотизм и бережное отношение к историческому наследию; обучать умению работать индивидуально и в группе; развивать умение критически мыслить.
Критерии успешности урока : учащиеся умеют работать в группах, умеют выполнять роль независимых экспертов, умеют сравнивать и давать характеристику , могут определить основную мысль произведения, умеют оценивать свою и чужую работу, составлять критерии оценивания.
При разработке уроков использовался учебник для пятого класса «Русская словесность», авторы учебника Т.П.Чаплышкина, А.М.Садвакасова и др.Методическое руководство к учебнику « Русская словесность литература в 5 классе» авторы Т.П.Чаплышкина, А.М.Садвакасова и др.
Отличительной особенностью данного урока является использование конструктивистских подходов в преподавании, способствующее интеграции имеющихся знаний с новыми, с преобладанием диалога в обучении. При составлении данного урока соблюдались следующие Модули программы : 1. Новые подходы в преподавании и обучении.
2. Обучение критическому мышлению.
3. Оценивание для обучения и оценивание обучения.
4. Использование ИКТ в преподавании и обучении.
5. Обучение талантливых и одаренных учеников.
6. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
7. Управление и лидерство в обучении.
С целью развития навыков критического мышления и новых подходов в обучении использованы приемы:
-составление кластера;
- тонкие и толстые вопросы;
-различные виды рефлексии, благодаря которым учащиеся могут сформи- ровать и развить самостоятельное мышление;
-работа в группах;
-листы оценивания;
-опережающее задание.
На протяжении всего урока осуществляется работа в малых группах, что способствует формированию навыков ведения конструктивного диалога, организации взаимообучения, воспитанию толерантности, ответственности за свою точку зрения, умения слушать и слышать друг друга.
С целью повышения мотивации обучения, снятия эмоционального негатива с оценки используются различные стратегии оценивания через оценочные листы.
Использование ИКТ (презентация из 20 слайдов), дидактического и раздаточного материала также способствует повышению мотивации учащихся, более качественному усвоению изучаемого материала, развитию речи и творческого воображения обучаемых.
В ряде выполняемых заданий на уроке отдельным учащимся (талантливым и одаренным) предоставлена возможность проявить свои творческие способности (опережающие задания по истории ,постер по теме группы)
Все этапы урока построены с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
В ходе урока создана коллаборативная среда «Музыкальный привет»,
Задания подобраны с учетом психофизиологических особенностей учащихся
На протяжении урока происходит смена деятельности: работа с текстом, просмотр презентация, прослушивании исторических справок, просмотр диафильма. темп урока сохранялся на протяжении всей деятельности. Все этапы урока связаны между собой и работают на главную цель. 
Для реализации задач урока использованы необходимые материалы и оборудование: презентация, демонстрационный и раздаточный материал, оценочные листы для учащихся.
Литература:.1. «Русская словесность», авторы учебника Т.П.Чаплышкина, А.М.Садвакасова и др.
2.Методическое руководство к учебнику « Русская словесность литература в 5 классе» авторы Т.П.Чаплышкина, А.М.Садвакасова
«Атамура» , Алматы, 2011г.
2. Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования) Республики Казахстан . c 3
Руководство для учителя. Третий базовый уровень. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» 2012 г.,с.154, 155,
На уроке использована мультимедийная презентация, учебник «русская словесность» для 5 класса Диафильм: Бородино YouTube https://www.youtube.com/watch?v=VZDixwwq0PM