Урок-исследование по литературе в 5 классе «Война 1812 года в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»


Урок-исследование по литературе в 5 классе «Война 1812 года в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»
Учитель: Газизуллина Е.Н.
Цели урока: познакомить обучающихся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино».
Учебные задачи:
- формировать навык выразительного чтения стихов;
- формировать навык исследовательской деятельности со словами ;
- формировать коммуникативные навыки работы в группах;
- воспитывать чувства патриотизма, гордости за своё Отечество;
- развивать позитивную самооценку учащихся.
Тип урока: урок-исследование.
Методы и формы обучения: словесный (дискуссия, рассказ), видеометод, наглядный (демонстрация), практический; частично-поисковый, проблемный, метод мотивации интереса; интерактивная форма обучения (обмен мнениями, информацией).
Оборудование: аудиозапись стихотворения "Бородино” в исполнении М.Козакова; компьютер, медиапроектор, презентация, интернет.
Этапы урока:
1. Организация начала урока. Вступительная беседа. Постановка цели урока.
2. Словарная работа.
3. Прослушивание аудиозаписи стихотворения.
4. Работа с текстом.
Физкультминутка.
5. Исследовательская работа по группам.
6. Итоги урока, оценка работы в группах, выводы, рефлексия.
7.Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Организация класса. Вступительная беседа. Постановка цели урока.
- Как вы думаете, ребята, чем может гордиться человек, проживший жизнь?
Рассуждения обучающихся.
-А что, на ваш взгляд, является предметом гордости всего народа?
Рассуждения обучающихся.
-Многие исторические события, в которых русский народ проявил героизм, смелость, отвагу, показал преданность своей родине, являются предметом гордости всего русского народа.
И сегодня на уроке мы поговорим об одном из таких исторических событий –Бородинском сражении 1812 года, о том, как оно литературно запечатлено в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».
Тема нашего урока - «Война 1812 года в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».
-Как вы понимаете высказывание польского философа Т. Котарбиньско: «Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего.»
Рассуждения обучающихся.
2.Словарная работа.
Перед прослушиванием стихотворения, хочу обратить ваше внимание на то, что в нём много слов иноязычного происхождения, в основном военной терминологии, которые в нашей речи уже не употребляются. Давайте выясним, что они обозначают.
Редут – квадратное земляное укрепление на поле боя.Мусью – сударь, господин.Картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле.Лафет - боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия.Бивак – стоянка войск под открытым небом.Кивер – высокий военный головной убор из твёрдой кожи.Булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки.Улан, драгун – солдаты конных полков.Басурманы- люди другой веры, иноземцы, враги.
Флеши (из исторической справки) старинные (до начала 20 в.) полевые, реже долговременные укрепления для прикрытия важных направлений и пунктов.
3. Прослушивание аудиозаписи стихотворения. (Выразительное чтение стихотворения.)
Теперь все слова нам понятны, давайте откроем учебники, будем следить по тексту и слушать стихотворение "Бородино” в исполнении артиста Михаила Козакова.
Когда вы будете слушать стихотворение, подумайте, в чём особенность его построения и как меняется тональность речи актёра при прочтении отдельных эпизодов.
4. Работа с текстом.
Вопросы для анализа стихотворения.
- Какие чувства вы испытали, слушая лермонтовские строки?
- В чём особенность построения стихотворения?
- Кто участвует в разговоре?
- Кто рассказчик? Где он находился в момент сражения?
- Какие строчки стихотворения говорят нам о верности, преданности русского солдата?
- Какие чувства вызывает у вас рассказ старого воина?
Физминутка для глаз
5.Исследовательская работа по группам
Цель работы для 1 группы: выяснить, как отразились исторические факты в стихотворении.
- Соотнесите исторические данные с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова. Выделите в стихотворении нужные части, подберите цитаты. Заполните таблицу. Сделайте вывод.
Форма таблицы
Цитаты из исторической справки Цитаты из стихотворения
После оставления Смоленска русская армия отходила к Москве Мы долго молча отступали…
.3 сентября (22 августа) армия расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где М.И.Кутузов решил дать армии Наполеона решительное сражение.
И вот нашли большое поле…
Бородинское сражение началось на рассвете 7 сентября (26 августа) артиллерийской канонадой с обеих сторон. Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского, которыми французам удалось овладеть ценой больших потерь. Ну ж был денек!..
Французский император признал, что из 50 сражений, им данных, "в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми." Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!
Вывод учащихся. Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой. Следовательно, поэт в основу стихотворения положил реальные исторические факты.

Цель работы для 2 группы: М.Ю Лермонтов не даёт описание рассказчика. Выяснить, является ли рассказчик исторической личностью или это вымышленный герой. Заполнить таблицу «Характеристика рассказчика».
Кто он? Рядовой участник событий, бывший артиллерист, находился в центре событий
Возраст 45-50 лет, был участником боя (события происходили 25 лет назад)
Внешний облик Седые волосы, усы, может, шрамы
Манера держаться Спокойно, с достоинством, гордится прошлым
Особенности речи Неспешная (вспоминает), эмоциональная, содержит местоимения "я” и "мы”
Характер Патриотизм, готовность пожертвовать жизнью за Отчизну, решительность, мужество, гордость за своих товарищей
ВЫВОДЫ: главный герой стихотворения, рассказчик – старый солдат. Он там был, он это видел, он это пережил. Рассказчик дважды говорит "я”, а в остальных случаях он не отделяет себя от других участников битвы и говорит "мы”. Он, безымянный, вымышленный, говорит от имени всех участников битвы, передает чувства всего народа. Мысли и чувства старого солдата – это мысли и чувства всего народа.
Цель работы 3 группы: Выделите в стихотворении нужные части, подберите цитаты, озаглавьте словами текста части плана стихотворения. Заполните таблицу.

(Работа для группы со слабоуспевающими детьми)
План стихотворения: Цитата:
1 Отступление «Мы долго молча отступали…»
2 Выбор места сражения «И вот нашли большое поле…»
3 Ожидание боя «Два дня мы были в перестрелке…»
4 Ночь перед сражением «Прилег вздремнуть я у лафета…»
5 Клятва верности «И умереть мы обещали…»
6 Описание Бородинского сражения «Вам не видать таких сражений…»
7 Поле боя после сражения «Тогда считать мы стали раны…»
6. Итоги урока. Заключительное слово учителя.
В этом году мы отмечаем 200-летие со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Литературное наследие поэта велико и значимо для русского народа.
И сегодня нас волнует и стихотворение Лермонтова «Бородино» и события в нем описанные. Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно. И этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”.
Оценки. Подводя итог урока, учитель оценивает активность работы учащихся.
Рефлексия:
- Что важное для себя вы отметили на сегодняшнем уроке?
-Что нового вы узнали на уроке?
- Изобразите в виде смайлика на полях тетради настроение, которое у вас возникло после урока.
7. Домашнее задание.
Выучить отрывок из стихотворения наизусть.
По желанию, нарисовать рисунок-иллюстрацию к стихотворению.