Конспект урока литературного чтения на тему Отечественная война 1812 года в стихотворении М.Ю.Лермонтова Бородино


26 /10/15 Литературное чтение
Тема: Отечественная война 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Цель: Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер.
Показать, что языком лирики можно говорить и о переживаниях лирического героя, и о высоких патриотических чувствах.
Предметные результаты:
Декламировать стихотворение или выразительно читать.
Уметь представлять результаты групповой работы.
Осознанно воспринимать содержание текста стихотворения М.Ю. Лермонтова.
Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.
Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста через более пристальное рассмотрение исторических событий, переданных очевидцем, высказывать собственное суждение.
Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения на основе эмоционального восприятия
Планируемые результаты (УУД)
Личностные УУД:
– интерес к содержанию и форме художественных произведений;
– интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;
Регулятивные УУД:
– выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с иллюстрациями.
Познавательные УУД:
– произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;
– применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;
–представлять найденную информацию;
Коммуникактивные УУД:
– выражать свои мысли в устной и письменной форме, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
– проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе.

Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I Орг. момент
Приветствие
На доске:
1. портрет М.Ю.Лермонтова2. 12 июля 1812 год
26 августа 1812 год
3. Наполеон, Кутузов
4. Москва
- Как связаны между собой фамилия поэта Лермонтова, даты с фамилиями полководцев и названием города-столицы России?
- Чему будет посвящён наш урок?
- Какую цель мы поставим в связи с темой урока? Ответное приветствие
Высказывания учащихся, предположения
Формулирование темы и цели урока на основании темы урока
II Работа по теме урока
Физминутка. 1. Актуализация опорных знаний.
Историческая справка.
12 июля 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск.
26 августа 1812 года под Бородином произошло генеральное сражение.
- А что вам известно о Бородинском сражении?
Русской армией командовал М.И.Кутузов, французской - Наполеон. Русские солдаты понимали, что в этом сражении решается судьба Москвы, а значит – России.
Вскоре после Бородинской битвы была учреждена медаль. В указе об её учреждении говорилось говорилось: «Воины! Славный …год, в который… поразили вы лютого и сильного врага…минул, но не пройдут и не умолкнут…громкие дела и подвиги ваши.
Потомство сохранит их в памяти своей!»
- Посчитайте, сколько лет прошло после Бородинского сражения?(2015-1812=203года)
Звучит песня «Солдатушки, бравы ребятушки»
Показ иллюстраций
Чтение стихотворения.
Словарная работа.
Первичная проверка восприятия:
- Какие чувства вы испытали?
- Кто участвует в разговоре? (Солдаты – старый и молодой)
- Почему автор ведёт рассказ от лица старого солдата? (Вероятно, он был участником Бородинского сражения, правдиво рассказывает о пережитом)
Презентация сообщений, подготовленных детьми.
Выразительное чтение стихотворения.
Оценка достоинств выразительного чтения учеников.
Высказывание оценочных суждений (в соответствии с нормами речевого этикета).
Упражнение в восприятии и оценивании информации на слух и с опорой на изобразительный ряд.
Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя.
Оценка своих эмоциональных реакций.
(Чувство гордости за наших предков, уважение к их подвигу, желание быть похожими на них)
Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.
III Закрепление
- Найдите слова, которые помогают передать картины сражения.
- Какие слова усиливают картины ужаса от происходящего?
- В каких словах звучат гордость и торжество?
- На сколько частей можно разделить стихотворение?
- Как, согласно тексту, закончилось сражение?
- Как было на самом деле?
- Что наиболее значим, по-вашему мнению, в стихотворении: изображение хода битвы, описание чувств и мыслей простых солдат, размышление о цене победы в сражении?

Работа в группах
Из списка предложенных качеств личности выбрать те, которые были присущи воинам русской армии и прикрепить на доску:
Храбрость, смелость, героизм, чувство долга, честность, стойкость, уверенность, упорство, верность, отвага, настойчивость, трусость, страх, безразличие, лесть, предательство, малодушие, патриотизм.Итог урока.
Рефлексия - Что нового узнали?
- Какова тема стихотворения?
- Что повторили?
- Какие выводы сделали?
- На ваш взгляд, вам необходимы все эти качества, чтобы добиваться своей цели в жизни, осуществить свою мечту, быть готовым в любую минуту защитить родину?
Домашнее задание:
С. 82-86, выразительно читать (учить по желанию)