Сценарная разработка деревенских посиделок Пушкин и народ



































Звучит фонограмма русских наигрышей (балалайка). В помещении, оформленном в стиле русской избы, девушки и женщины занимаются рукоделием: прядут, вышивают, вяжут. Перед началом мероприятия берет слово режиссер-постановщик
Добрый вечер, судари и сударыни! Мы пригласили вас на наши деревенские посиделки в добрую русскую деревенскую избушку про Пушкина разговаривать, разговаривать языком простого народа.
Сегодня мы постараемся передать быт и настроение крестьян тех далеких лет, в которые жил и творил свои прекрасные произведения Александр Сергеевич и постараемся прикоснуться к той атмосфере, которая называется «Пушкин и народ».
Вся наша программа построена на достоверных данных, взятых из источников зафиксировавших связь Пушкина с простым народом. Мы взяли за основу такое известное произведение, как «Барышня-крестьянка» и не всем знакомое, как «Граф Нулин». Но будем надеяться, что за счет игры талантливых самодеятельных актеров все, что мы предоставляем Вашему вниманию будет читаемо и узнаваемо.
Итак, мы будем сегодня разговаривать за бабку Алену с далекой Пинеги (героиня представляется зрителям и занимает свое исходное место на игровой площадке, тоже самое далее делают все остальные герои); за Парашу; за деревенских ребятишек; поговорим сегодня за милую, добрую, с большой широкой душой Арину Родионову и, конечно, за веселых, острых на язычок деревенских девок. Попробуем мы сегодня разговоривать и за самого Александра Сергеевича (участник коллектива, далее по тексту именуемый «Пушкин-герой» проходит к занавесу, на котором прикреплен цилиндр, дотрагивается до него и замирает). Итак, милостивые сударя и сударыни, милости просим на деревенские посиделки.
Русский поклон участников мероприятия. Из этого положения одной из участниц запевается русская народная песня «Как на пяльцах девица вышивала», все подхватывая ее рассаживаются по местам и каждый начинает заниматься своим делом: шить, вышивать, прясть. Песня постепенно затихает, и кто-то начинает читать «Руслана и Людмилу».
Пушкин-герой: Мне было лет шесть когда зимою, в избе лежа на палатях, я услышал что-то неотразимо-прекрасное, неслыханное мною никогда. Женщины вышивали, пряли, вязали, швецы шили шубы, и все, затаив дыхание слушали, как Пантелеевна читала «Руслана и Людмилу».
Пушкин-герой занимает место среди девушек, чтец продолжает читать произведение, а девушки начинают петь песню так ярко, что постепенно заглушают чтеца.






Девушки поют, вдруг одна встает, и с грустным, испуганным видом идет к «красному углу», хочет молиться, но заметив на себе взгляды окружающих, опустив глаза возвращается на место. Девушки переглядываются, перешептываются, одна решается вступить с ней в разговор:
- Параш, да будет тебе, чего пригорюнилась?
Параша - (вздыхает) Да вот, коле не знала б я жизни барской, а то ведь тятенька с маменькой замуж снаряжают.
- Так это же хорошо!
Параша - Сваты бывали
- Да чего ты милая, поздно уж горемычиться, дело сделано
- Да, да (подтверждает другая)
- Раньше надо было собак - то спускать- глядишь и разлаялись бы(добавляет третья и все начинают смеяться над Парашей)
Параша - Эх, вы?! Знали бы вы, как там хорошо! (садится на место, потягивается) А барин-то мой –душка! (с восхищением). А супруга его, Наталья Павловна- красавица (с сожалением).
- Параш, расскажи.
Все упрашивают её. Одна встает, берет её под руки, ведет в центр избы, готовит на исходную позицию. Все вновь дружно просят. Параша приготовилась, все замерли, она начала рассказ:
Параша- Наталья Павловна раздета,
Стоит Параша перед ней.
Друзья мои! Параша эта
Наперстница её затей
- А про что там разговоры водят и что читают?
Параша – Читают Пушкина, и Дарвенкура(не успевает договорить, ее перебивают)
- Слыхали мы, слыхали мы про этого Пушкина. Его голубчика в ссылку сослали за то что не выполнил царской воли. Ему сказали «Вставай транжир и угнетай народ», а он не в какую, и три года в цыганах пробыл. Вот он - наш голубчик какой был.
- Да, что вы право, темнота какая. Пушкин барин был, правда не простой. Тоже любил и страдал. Добрый барин, наш барин. Все вторят этой девушке: «Наш, наш барин».
Параша - Так вот – Пушкин говорил: «Браните всех мужчин подряд - ни один не додумается защищаться. Но дотроньтесь сатирически женского полу - все разом восстанут»
Девушки перебивают ее, несколькими фразами обсуждают сказанное: «Конечно». « А как же». « Это точно» и т.д.»)
- А что там поют, и как танцуют?
Параша - Танцуют вальс и минует.
- Что, что?
Параша – Минует. (звучит фонограмма) Параша начинает танцевать. Две девушки вскакивают с места, начинают неуклюже за ней повторять, а остальные наблюдают и смеются над ними. Параша заметив, что ее дразнят- разгоняет неумех, но из роли барышни не выходит, а продолжает свой рассказ:
Параша- Уж стол накрыт, давно пора,
Хозяйка ждет нетерпеливо,
Дверь отворилась, входит граф,
Тишина. Все во внимании. Параша повторяет настойчиво:
Входит граф (все начинают искать графа: «Где, где, где?»).
Параша указывает пальцем на одну из девушек. Подруги быстро снаряжают её графом (делают из платочка жабо и дают книгу). Девушка-граф готова к роли, идет прихрамывая к Параше, встает в важную позу, держа перед собой книгу. Параша продолжает:
Параша - Наталья Павловна, привстав,
Осведомляется учтиво,
Каков он? Что нога его? (встает в позу, протянув графу руку).
Девушка-граф растерянно начинает искать подсказку, которую находит в книге, и с важным видом произносит:
Граф- Граф отвечает: ничего (целует руку барышне)
Параша - Идут за стол: вот он садится,
Граф повторяет все действия за Парашей.
Идет мимическая сцена: ножом режут мясо, вилкой кладут пищу в рот, проглатывают поочереди. Параша берет рюмку, тянуче её выпивает, граф выпивает одним глотком. Далее действия проделывают на слова Параши по тексту:
Параша - Встают. Граф смотрит на хозяйку
К ней подвигает свой прибор
И начинает разговор (герои этой сцены замирают в позе беседы).
Пушкин- герой - (встает с места подходит к ним и любуясь этой сценой произносит): Вот так, между делом, песнями и забавами деревенские девки разыгрывали сцены из барской жизни. И есть свидетельства, что Пушкину позволяли присутствовать на них! И вы не поверите, но Пушкин хохотал до слез.
Все смеются. «Параша» и «Граф» убегают на свои места. Девушки запивают второй куплет русской народной песни «Как на пяльцах девица вышивала».





Во время песни на площадке появляются двое детей (одной лет 12-13, другой 6-7) .
Старшая - А вот, догони, тогда расскажу.
Младшая - Ну (имя), пожалуйста.
Младшая догоняет старшую. Это действие происходит вокруг стула на котором расположилась Арина Родионовна. Она утихомиривает девочек:
Арина Родионовна - А ну-тихо! Чего расшумелись (подходит к люльке и начинает качать младенца): Аа-аа-аа..
«Ай, качи, качи, качи
Спекла баба калачи,
Не ложись на бочок,
Придет серенький волчок».
Аа-аа-аа Закончив колыбельную, возвращается на место, начинает вязать и рассказывать рассказ- сказку:
Арина Родионовна - Когда у Пушкиных родился маленький Лева, Саша себя так не вел. Он усаживался рядом и все просил: «Няня, няня сказку давай». А я ему: «Подожди, маленький барин, вот Лёвушку уложим - будем сказки сказывать».
(Сцена замирает)
Пушкин- герой - А после сказки он вздыхал с облегчением после всех страхов и волнений и засыпал(обнимает ласково няню и касается ее руки). Прежде всего он узнал нянины руки, потом нянины речи такие певучие, медленные или быстрые, веселые или грустные понимал он сначала не по смыслу, а по их музыке (отходит от Арины Родионовны и подходит к тому месту, где висит цилиндр). А когда стал постарше - пришли сказки по вечерам.
Сцена оживает, Арина Родионовна продолжает рассказывать:
Арина Родионовна – «Скакал Иван-царевич ночами длинными, днями долгими, и только через три дня встретился ему на пути невиданный никем человек. «Покажи дорогу добрую, мил человек». «А ты почини избушку мою, стар я стал для таких дел»: - просит его чудо-человек. Иван - царевич оглядел развалюшку: «Да тут уж и не починишь». «А ты по-простому: навались она выпрямится, а не ровно где – приколоти»
Пушкин-герой - Пушкин смеялся, но Арина Родионовна продолжала хранить серьёзный и сосредоточенный вид.
Арина Родионовна - «А ну мать его так, становись ровно»- говорит Иван - царевич, а хижина как стояла так и стоит, не поддается, значит. «А давай я тебе помогу»- говорит человек чудный, и плюнул три слюны на лево, да три слюны на право. Дом выровнялся. «Что Иван-царевич призадумался, или думу думаешь?». «Думу думаю»- отвечает Иван-царевич.
Пушкин-герой - Но особенно Пушкин смеялся рассказу о попе и Балде.
Идет сцена с куклами. Сказка «О попе и работнике его Балде». Играет девочка 13-14 лет.
Жил был поп, толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кое-какого товару.
Навстречу ему Балда,
Идет сам не зная куда:
«Что, батька так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:
Повар, конюх, плотник.
А где найти такого
Служителя не слишком дорогого?»
Балда говорит: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу»,
Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб
Щелк щелчку ведь рознь
Да понадеялся он на русскую авось.
Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых
Только поп балду не любит,
Никогда его не приголубит,
О расплате думает частенько,
Время идет и срок уже близенько.
Идет Балда покрякивает,
А поп, завидя Балду вскакивает,
За попадью прячется,
Со страху корячится.
Балда его тут отыскал,
Отдать оброк платы требовать стал.
Бедный поп подставил лоб:
С первого щелчка - прыгнул поп до потолка,
Со второго щелчка - вышибло ум из старика.
А Балда приговаривал с укоризной:
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною».
Сцена замирает. Пушкин-герой, рассматривая цилиндр, продолжает свой рассказ:
Пушкин-герой – И став уже взрослым, Пушкин любил слушать нянины сказки. Он приходил в ее маленький домик в Михайловском, тут было тепло (встречается глазами с няней) и уютно. На лежанке в углу свернувшись в клубок дремал старый разъевшийся кот (няня кивает головой) Пушкин взбирался и сам на лежанку Ветер потряхивал ставни, шуршал соломенной кровлей
Арина Родионовна - А, батюшки (встает с места и бежит за подносом). Возвращается и приносит две рюмочки, кланяется Пушкину-герою.
Пушкин-герой - Иногда оба, и няня, и Александр Сергеевич, выпивали по рюмке (выпивает только Арина Родионовна). Они много болтали, но не стеснялись и помолчать. Впрочем такие минуты были нечасты - няня была очень словоохотлива и знала множество разных историй, порожденных народной фантазией и переходивших от поколения к поколению.
Голос из-за кулис - Ужинать! Идемте ужинать.
Все уходят, кроме маленькой девочки. В полной тишине она берет куклу, молча осматривается, нет ли никого, с осторожностью садится на стул Арины Родионовны и начинает играть:
По кочкам, по кочкам,
По ровненькой дорожке 2 раза
В ямку бух!
Затем укладывает куклу спать, приговаривая: Аа-аа-аа. Ну что ты не спишь? Хочешь, я расскажу тебе сказку? (рассказывает сказку):
Стоит дуб зеленый,
Вокруг дуба золотая цепь.
И ночью, и днем ходит там кот,
Да не простой, а ученый.
Идет прямо - песнь заводит,
А в другую сторону- сказку говорит

На фоне ее рассказа медленно и тихо начинает звучать третий куплет русской народной песни в исполнении девушек «Как на пяльцах девица вышивала». Выбегает старшая девочка: А ты, что здесь сидишь? Идем, ужинать уже пора (уводит ее). Песня начинает звучать ярче. Все девушки и женщины продолжают заниматься рукоделием.




На фоне песни одна из женщин (хозяйка) делает всплеск руками и произносит:
- Ой, девчонки, а про пирог-то я совсем забыла (встает с места и идет к столу). А тесто у меня сегодня какое чудное - прямо пух, и начинка ароматная (разрезает пирог).
- А начинка-то с чем?
- Секрет, попробуйте и угадайте (берет пирог и разносит гостям).
- Ох, уж и (имя), вечно у нее какие-нибудь секреты.
- А чай будет?
- Да самовар уж давно вскипел.
- Давай я тебе помогу. (Предложила одна из женщин. Она встает и идет за чашками. Через несколько секунд вносит поднос с посудой, с которого нечаянно падает одна чашка и разбивается)
- Ой, что же теперь будет?
Все замирают, глядя на неё.
- Да что будет, счастье будет. Посуда - то она к счастью бьется. Это же не дурная примета.
Все с облегчением вздыхают, а хозяйка ее успокаивает:
- Ничего Анюта, садись. Все хорошо, я сама уберу.
- Да чашка это что. А вот что у меня было! (начинает рассказ соседка Анюты)
- Что? Что? Что?
- Моя маменька одежду на ярмарку нашила, целу гору навалила, а я её возьми и на постель – бух! Да ладно на постель, на подушку угодила.
- Ну и что?
- А маменька глаза вытаращила и спустила на меня собак.
- А чего это она спустила?
- Чего, чего. Дурная примета. Подушка от одежды лень перенимает.
- Чего одежду - то продали? (спрашивает соседка)
- Да какой там продали, до сих пор в сундуке лежит (замечает красивое колечко у соседки). У, колечко – то, у тебя какое. Это откуда ж такое?
- Это Ванюшка мне подарил.
- Дай померить.
- На.
Девушка которая просила колечко одевает его на свою руку и начинает хвалиться:
- (имя) гляди, кольцо какое.
- Это откуда ж у тебя кольцо это?
- Это (имя) мне Ванюшка мой подарил (говорит хозяйка кольца)
- А ты зачем одела?
- А чего?
- Ну-ка сними быстро.
- А что будет-то? (снимает испуганно кольцо и отдает его владелице).
- Эх, (имя) жизнь у тебя не сложится. (После этих слов владелица кольца с испуга роняет его на пол. Растерянно встает с места и у нее из рук падают пяльцы. Испуганная она направляется к «Красному углу». Все, замерев, смотрят на неё).
- Господи, сохрани и помилуй (3 раза произносит девушка и быстро возвращается на свое место, сжав перед собой руки опускает голову. В это время девушка сидящая рядом с ней начинает свой рассказ).
- Ой, девчонки, а вот что я знаю! В одной книжке прочитала (все внимательно слушают) про Пушкина. Когда он женился на своей Наталке, они шли под венец и он обронил кольцо. И впопыхах быстро наклонился что бы его поднять, задел нечаянно аналое, а с него крест с евангилией упали (все охают и ахают). Вот они и приметы, а ведь жили-то они как?
- (Одна девушка возражает) Да как они жили? Жили как жили. Свадьба отошла, и зажили молодые. Натальюшка - то выспится, вылежится, только тогда начинает косу плести. У нее зажигалка така была пучок завивать. Одно слово – мадама. А с улицы придет, мокрые варежки и все свои причиндалы на кожанцы бросит и все. А Пушкин, Пушкин - то подойдет, поднимет, высушит и Натальюшке подает. Одним словом не жизнь, а мука с манной бабой.
- Да ладно тебе!
- Да что ладно. Ужинать сядут без ложек, да без хлеба. Она ложки - то с утра по углам разбросат, а к вечеру ищи свищи. Вот так и жили. Одно - все к изъяну, да к убытку.
- Не верю я, не верю. Женщина она такая была милая, красивая.
- А я вот знаю, когда Пушкин - то ей свои стихи читал, она уши затыкала.
- Девчонки, да ведь не она одна виновата. А какого ей было когда он надолго из дому уезжал?
- Да ладно, глупая баба. Вон, нарожала ему кучу детей.
- Семерых
- Почему семерых?
- Ну, пятерых
- Не пятерых, а четверых.
- Ну, четверых, какая разница. Тут одного - то попробуй на ноги поставить, а она четверых
- Да, что вы девки, любил ведь он свою Наталью, ох как любил сердечный. Значит, добрая она была ему жена, славная.
(на эти слова девушка, оспорившая Наталью Гончарову, вырывается в центр площадки). Все обращают на нее внимание. Гаснет свет, она в луче прожектора, звучит фонограмма. Маленькая хрупкая, в образе Наталье Николаевны, героиня начинает исполнять «танец души», с белым шарфом. Сцена произвольного танца продолжается около минуты и в конце «Наталья Гончарова» роняет шарф. Осветитель прожектором делает акцент на шарфе, затем на ней. Тишина. Голос Пушкина (запись фонограммы) обращается к ней, она разговаривает с ним.
Пушкин-герой – Когда я увидел вас в первый раз, красота ваша поразила меня. Я полюбил вас, голова у меня закружилась. Я должен на вас жениться, потому что всю жизнь буду без вас несчастлив.
Наталья Николаевна - Вы так волнуете меня своими письмами. У меня даже нет сил, дать вам ответ. Но все же я жду их от вас, друг мой.
Пушкин- герой - Наша свадьба точно бежит он нас, не отвратительная ли это насмешка судьбы. Мой ангел, ваша любовь - единственная вещь на свете. Не лишайте меня её, и верьте что в этой любви все моё счастье.
Наталья Николаевна - С тех пор, как я увидела вас, ваши глаза - они вселили в меня надежду и веру. И я знаю что вы, Пушкин, сделаете все как нельзя лучше. Я верю вам, надеюсь на вас, друг мой.
Гаснет свет, через мгновение включается, на месте «Натальи Николаевны» стоит девушка, обронившая кольцо. Она смотрит на него с любовью, затем медленно одевает. Все внимательно следят за ней, а когда понимают, что все наладилось и дурной примете не сбыться, одна из девушек запевает песню «Что ж вы, девки, приуныли?». Во время песни девушки зажигают свечи и раздают их по залу, а герои следующего эпизода незаметно скрываются за дверью. Гаснет свет. Фонограмма проезжающей упряжки лошадей. Сидящая возле окошка девушка вскакивает, смотрит в окно.




- Что там?
- Да это девки в Михайловское поехали, колядовать, наверное.
- Девчонки, а вы слышали про святочниц? Это такие существа: волосатые все (показывая на себе встает и идет по залу) с ног до головы
- Да ладно тебе?
- Да ты что?
- А!
- .страшные такие, и ручище у них огромные! А, ногти, если бы вы видали ногти! Вот такие (показывает). И они этими ногтями от людей мясо отколупливают. А иногда, и до смерти заколупать могут! (своим рассказом она пугает одну из девушек. Та вскакивает со своего места и с визгом перебегает на другую сторону избы. Все смеются над ней, а рассказывающая садится на свободное место и продолжает) Да, ладно тебе (имя)- слабость у них одна есть - бусы они любят.
-Точно, я знаю (продолжает другая). Однажды девки за пением забрели в баню, а там вот эти самые святочницы, да как накинулись на них! А одна их девок вспомнила про слабость их, сорвала с шеи бусы и бросила на пол им под ноги. Святочницы набросились на бусы, а девки тем временем и убежали.
- Хорошо когда так (продолжает третья). А я вот знаю, говорят, не дай бог в святочную ночь произнести вот такие слова, ну что ли «Что бы леший тебя побрал!». Может и несчастье произойти! (В это время за дверью послышался какой-то шорох, девушки на мгновение прислушиваются к нему, а затем рассказчица продолжает):
- Однажды отец послал по дрова в лес дочь свою. Та ушла, да и задержалась до позднего вечера. Вот он и произнес те самые слова в сердцах на нее. А утром нашли девушку, между трех берез, и не живую.
- И еще (говорит еще одна), я слышала, что в святочную ночь нечистая сила может принять вид любого домашнего животного: козы, петуха
Стук в дверь. Все напуганы, кто-то закричал:
- Дверь держите, держите дверь!
Несколько девушек бегут к двери из-за которой доносятся голоса:
- Хозяева, коляду петь?
- Не нужна нам коляда, уходите со двора.
После этих слов начинается борьба за открытую дверь. Ряженные начинают устрашать хозяев:
Не дашь пирога - мы корову за рога.
Не дашь кваску - мы свинью за виску.
Не дашь блина – мы хозяина в пинка.
Не дашь мяска тому кошка в окошко, слепые глаза.
Всем сидящем в избе становится страшно.
- Ну что впустим? (спрашивают стоящие около двери)
- Впускайте, а то чего хорошего, беду накликают (отвечает хозяйка).
Девки, державшие дверь, с визгом разбегаются от нее. Дверь открывается. С колядкой в избу входят ряженные:

Пришла коляда, отворяйте ворота.
Слезайте с печи, подавайте калачи.
Вы подайте пирожка, пресного, пшеничного.
Отрезайте потолще, подавайте побольше.

- Ну что у дверей стоите? Проходите, проходите (говорит хозяйка и бросает им тулуп). Ряженные располагаются на тулупе, раскрывают мешок для сладостей.
- А что давать - то вам? (спрашивают у них)
- Мы ни чем не берем, только пирогами, блинами и сладостями.
Первая подает им хозяйка, а затем все начинают нести кто что. Сцена замирает.
Пушкин-герой - (берет со стола пирог) Пушкин тоже любил святки, и пренебрегая своим барским положением, с удовольствием катался на санях, гадал под руководством няни Арины Родионовны, но любимым его занятием было рядиться. В Псковской губернии, много лет спустя, крестьяне любили рассказывать о том, как Пушкин наряжался то цыганом, то мужиком, а однажды видели его скачущим на коне в одеянии монаха.
Пушкин бросает пирог в мешок к ряженным. Сцена оживает. Ряженные начинают славить всех присутствующих и постепенно снимать с себя маски:
Сею, вею, посеваю, С Новым годом поздравляю!
На Новый год, на ново счастье Уродись пшеничка, горох, чечевичка.
На поле - охапками, на столе пирогами. С новым годом, с новым счастьем.
С новым годом, со всем родом.
Чтобы здоровы были, и много лет жили!
Чтобы девки не тужили, а скорее замуж выходили.

Все смеются, поняв, что эту сцену разыграли девки из их избы. Кто-то предложил:
- Давайте хороводы водить.
Все поддерживают. Выбирают в зале парня, ставят его в круг и начинают водить хоровод.После исполнения песни:
- А ну молодец выбирай себе красну девицу, да выводи в круг.
Все поддерживают:
- Выбирай меня-меня-меня.

Парень делает свой выбор, выводит девушку в круг. Девчата дают им задание, например: «Целуйтеся!» или др. Выполняется задание, а затем основной состав запевает переходную русскую народную песню «Как на пяльцах девица вышивала»






Маленькие детишки (Из сцены «Детство») начинают играть с игрушкой- петрушкой.
Младшая девочка - Ксень покажи мне.
Старшая девочка - Вот смотри.
Младшая девочка - А дай поиграть, я тоже хочу.
Старшая девочка – Не дам.
Младшая девочка – Ну дай.
Старшая девочка – А ты догони, тогда дам.
Играют в догонялки. Останавливаются возле стула Арины Родионовны.
Старшая девочка – Ну ладно, сейчас дам. Только сначала хочешь, покажу, как
Петрушка разговаривает: «Собирайся народ, скоро ярмарка». Видишь как?
Из зала встает другая девушка направляется к ним.
- Ксень, дай мне попробовать. Ну, пожалуйста.
- Ну что, Наташ, дадим сначала ей.
- Дай.
Девочка снимает куклу - отдает девушке. Та, довольная, одевает куклу на свою руку и спрашивает:
- А как он говорит?
- А говорит он так: «Собирайся народ, нынче ярмарка».
Девушка повторяет. В избе все начинают вторить. Встают со своих мест и начинается сцена ярмарки. Коробейники с лотками продают всякую всячину и т.д.
Петрушка – Собирайся народ, нынче ярмарка! (говорит несколько раз).
Сцена замирает. По мизансцене проходит Пушкин-герой, дотрагивается до петрушки:
Пушкин-герой - Пушкин любил бывать в Святогорском монастыре верстах в четырех от Михайловского. И любил он его не за тишину под церковными сводами, где мертво пахнет ладаном, а за обширный монастырский двор, куда по праздникам со всех соседних уездов народ съезжался на ярмарку. Простолюдин с виду, в простой русской рубахе, бродил он среди телег и полозьев, прислушиваясь к говору народа и пению нищих. Рука, заложенная за спину, держала дощечку, на которой он впрок записывал дивные слова песен и сказаний.
Сцена оживает. Идет торг.
Петрушка - Эге-гей, красны девицы и добры молодцы, слушай меня. Я Петрушка - веселушка, буду вас смешить и веселить. Я потешный и утешный, без меры говорю и без вины вино пью. Тра-ля-ля-ля-ля все послушали меня?
Из толпы появляется «Поводырь» с гармошкой, ремешком и в шляпе:
- Расступись народ честной, идет медведюшка со мной (а медведя рядом с ним нет).
Все над ним смеются и спрашивают мол, где медведь-то. Поводырь находит в зале «медведя»- все девушки одобряют (медведь желательно мужчина), наряжает его и дает задание:
- А ну, медведюшка, потешь девок. Покажи, как красны девицы, на гулянье собираются.
Одна из девушек надевает платок на медведя. Звучит гармошка, медведь изображает девок. Все поддерживают его.
- А теперь медведюшка, покажи, как парни с кабака возвращаются.
Медведь показывает.
- Ну, а теперь спляши.
Медведь отворачивается в обиде.
- Ты чего, мишенька? А, догадался.
Снимает шапку, дает ему. Медведь под музыку собирает плату за работу, ложит её на пол и начинает плясать, то с одной девкой (она его боится), а другая сама выходит в круг и пляшет с ним. Все развеселились, расплясались. Петрушка предложил:
- А теперь пошли все на карусели. Тра-ля-ля-ля-ля
В центр избы выходит парень с шестом, на нем ленты. Желающие девушки берутся за концы лент. Одна запевает русскую народную песню и все водят хоровод постепенно заплетая из лент косы. Через некоторое время одна из девушек выходит к парню, встает рядом, остальные постепенно уходят на свои места и уносят за собой шест. В центре избы остается пара: парень и девушка. Мимо них в полной тишине проходит «Петрушка» и резко произносит: «Гав!». Девушка пугается и прячется за парня.
Переход к сцене «Барышня-крестьянка».







- Небойся, милая, собака моя не кусается.
Акулина (так будут звать нашу героиню) успела уже оправиться от испуга и тотчас воспользоваться обстоятельством.
- Да нет, барин боюсь: (сказала она застенчиво, притворяясь испуганной) она, вишь, какая злая, того гляди - опять кинется.
- Я провожу тебя, если ты боишься, ты позволишь идти подле тебя?
- А кто тебе мешает? Вольному воля, а дорога широка.
Идут потихонечку.
- А откуда ты?
- Из Принучина, я дочь Василия - кузница, по грибы иду. А ты барин, Тугиновский, что ли?
- Так точно, я камердинер молодого барина (в этот момент Алексей принял позу выправного военного и отдал ей честь, а Акулина оценила его взглядом и засмеялась):
- А, лжешь, не на дуру напал. Вижу, что ты сам барин.
- Почему же ты так думаешь?
- Да по всему: и одет ты не так, и баешь иначе.
Алексей улыбается, Акулина отворачивается от него с улыбкой. Привыкнув, не церемониться с хорошенькими поселянками, он, было, хотел обнять её, взявшись одной рукой за талию. Акулина съежилась, приподнялась на носочки:
- Если вы хотите, что бы мы были впредь приятелями, извольте не забываться (сказала она с такой важностью, что Алексей отпустил ее руку и даже призадумался, после чего с удивлением произнес):
- Кто тебя научил этой премудрости? Уж не Настенька ли, моя знакомая, девушка барышни вашей?
Акулина почувствовала, что вышла было из своей роли, и тотчас поправилась.
- А что думаешь? Я и на барском дворе никогда не бывала? Небось, всего наслышалась и нагляделась. И вообще иди-ка ты барин в свою сторону (указывает рукой), а я пойду в свою. Прощения просим(кланяется).
Алексей на ходу ловит её за руку. Всматривается в глаза.
- Как тебя зовут, душа моя?
- Акулиной, (старается освободить свою руку от руки Алексея) да пусти ж, барин, мне домой пора.
Алексей отпускает Акулину. Они отдаляются друг от друга.
- Ну, мой друг Акулина, непременно буду в гости к батюшке твоему Василию-кузнецу.
Для Акулины его заявление было неожиданностью, она даже испугалась, она представить себе не могла: « А куда же он придет?»
- Что ты, что ты? Ради Христа не приходи. Коли дома узнают, что я с барином в роще болтала наедине, отец прибьет меня до смерти.
- Да я непременно хочу опять с тобой свидеться. (Алексей потянулся за её руками, Акулина отстранилась)
- А я сама приду.
- Когда же.
- Да хоть завтра.
- Милая Акулинушка, расцеловал бы тебя, да не смею (Алексей все же взял её за руки). Так значит завтра, в это время.
- Да, да.
- А ты не обманешь меня?
- Не обману.
- Побожись.
- Вот тебя святая пятница, приду.
Наши герои расходятся. Акулина идет первой, потом Алексей. В одно мгновение останавливаются, оглядываются и встречаются взглядами. И опять оживает общая сцена. Пошли торги, идет ярмарка. Петрушка за ширмой.
- Эге-гей, честной народ, нынче(не договорив, после фонограммы «выстрел», падает)
Ширма опускается. Все вокруг затихает. Девушка, работавшая с Петрушкой, опускает куклу, выходит вперед и произносит:
- Пушкина убили.
Все делают шаг назад. Девушка разворачивается, делает три шага, останавливается. Массовый выдох, и сцена перестраивается (на счет 1-2-3 . все молча идут на свои места, садятся). Звучит песня «Плачь». После песни:
Девушка – Кавалергард Дантес стрелять был горазд. Сразила пуля шальная родимого. Упал наш Александрушка, за елочку зацепился. Ты расти, расти елочка до верху, ты живи- живи Россиюшка без меня.
Гаснет свет. Фонограмма - трагическая музыка. Луч прожектора высвечивает профиль Пушкина в центре зала. На кульминации звукового сопровождения, чтец начинает читать «Руслана и Людмилу». Музыка утихает. Пушкин - герой внимательно слушая рассказ, встает со своего места и проходит к столу.
- Женщины пряли, швецы шили шубы и все затаив дыхания слушали «Руслана и Людмилу». И в эту ночь я как - будто бы родился заново и услышал какую - то потрясающую музыку света и бури. И она никогда не умирала в моей душе.
Пушкин вошел в нашу избу и стал неотъемлемой частью нашей жизни!

















Литература:
Высочина Е. И. Образ бережно хранимый: Жизнь Пушкина в памяти поколений: Кн. Для учителя. – М., Просвещение, 1989. – 239 с.: ил.
Пушкин А.С. Сочинения. Академия поэзии. Международная ассоциация художественных искусств. Фонд подвижниеиства и просветительства «и возродится великая Русь». – «Московский писатель», 1998. – 800с. Ил.

3. Ищук В.В., Нагибина М.И. Народные праздники. – Ярославль: Академия развития, 2000- 160 с.

Локалова М.С. Праздник в подарок. – Ярославль: Академия развития, 2001- 336с.
Русская народная поэзия. Под редакцией К. Чистовой. Изд-во «Художественная литература», 1984
Энциклопедия праздничных игр и развлечений. Сост. Берсеньева К.Г.- М.: ЗАО центрополиграф, 2005. –478 с.
Русский фольклор. Изд-во «Художественная литература», 1985.
Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках. Сборник фольклорных материалов. Запись, составление и нотация Г.М. Науменко.– М.: ЗАО Изд- во центрополиграф, 2001.- 462с.: ноты.
Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе.- М.: Новая школа, 1997.- 336с.










13PAGE 15


13PAGE 141515



Эпизод 1
«Встреча гостей»
Приветствие.


Эпизод 2
«Граф Нулин»



Эпизод 3
«Детство»



Эпизод 4
«Ох, уж эти приметы»



Эпизод 5
«Святки»



Эпизод 6
«Ярмарка»



Эпизод 7
«Барышня- крестьянка»





15