Урок Спеши делать добро!


Тема урока: Спеши делать добро!
Цель: дать понятие о благотворительности, меценатстве, познакомить с известными русскими меценатами, побудить детей к совершению благих дел, расширять кругозор, развивать познавательные способности, воспитывать доброту, бескорыстие.
Оборудование: запись «Песни Фунтика» (Песня о доброте из м/ф «Приключения поросенка Фунтика» слова В. Шульжика, музыка В. Львовского), карточки со словами и с буквами о, а, т, плакат с темой урока, снежинки по количеству учащихся, словарь С.И. Ожегова, политическая карта мира.Ход урока
Организационный момент
Звучит 1 куплет и припев «Песни Фунтика», дети по желанию могут подпевать.
Цель урока
— К нам на урок пришли добрые слова. Но по дороге некоторые буквы, составляющие их, потерялись. Давайте попробуем восстановить слова.
Слова написаны на карточках и прикреплены к доске:
д..бротабл..готворительностьмецена..Дети подбирают проверочные слова, называют пропущенную букву: доброта — добр, до́брый; благотворительность — бла́го; меценат — меценаты. Если дети затрудняются со словом меценат, то учитель даёт подсказку:
— Если один человек — «меценат», а если несколько, то — «меценаты». Следовательно, вставим какую букву?
Учитель прикрепляет карточки с названными буквами.
— А теперь назовите слова. Сегодня мы рассмотрим, что же скрывается за этими прекрасными словами, узнаем, какие добрые дела вы совершили. Давайте прочтем хором тему нашего урока. Эти же слова будут девизом нашего урока и, надеюсь, всей вашей жизни.
Работа над новым материалом
— Какие пословицы и поговорки о добре вы знаете?
Ответы детей.
— А теперь прочтите ещё пословицы и объясните их смысл. (Слайд 1.)
— Да, верно говорят: «Про доброе дело говори смело». Назовите, какие добрые поступки вы совершали в жизни.
Ответы детей.
— Молодцы! Добро надо делать от чистого сердца и с желанием помочь, а не по принуждению. Об этом великий русский писатель говорил следующее. (Слайд 2.)
— А нужно ли ждать вознаграждение за сделанное добро? Почему? Да, добрые дела нужно совершать бескорыстно, не требуя ничего взамен. Добро можно проявлять и к близким людям, и к незнакомым. А также быть добрым ко всему окружающему миру.
Заранее подготовленные дети читают «Стихи о доброте» А. Дементьева
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
— В старину добрые дела называли «благими». (Слайд 3.)
— А как понимаете слова «благотворительность»?
Учитель уточняет ответы детей.
Благотворительность –
1. Оказание частными лицами или общественными организациями материальной помощи нуждающимся. 2. Услуга, помощь, содействие, оказанные кому-либо.
— Когда же возникла благотворительность? Ученые пытаются найти ответ на этот вопрос, а он предельно прост: когда один охотник отдал свою добычу умиравшему с голоду соплеменнику, когда один человек совершенно бескорыстно помог другому, ощутив при этом небывалый душевный подъем… Началом благотворительной деятельности в России (показ на карте) принято считать 988 год — дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей — о любви к ближнему — на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни.
— А в наше время важно говорить о благотворительности? Почему? Да, эта тема актуальна и сейчас.
— В настоящее время создаются различные фонды для помощи людям, устраиваются благотворительные балы. Так, средства, собранные на ставших уже традиционными в городе Воронеже Рождественских благотворительных балах, направлялись на закупку медицинского оборудования и оказание социальной помощи для тяжело больных детей, для поддержки социально незащищенных жителей области, а также для помощи ветеранам Великой Отечественной войны и войны в Афганистане. А на нашей родной бутурлиновской земле в январе 2012 года прошло первое мероприятие такого рода. Средства, собранные на благотворительном вечере «Январская снежинка — 2012» предназначены для оказания материальной помощи талантливой молодёжи.
— Как вы думаете, почему люди оказывают благотворительность?
— Самая важная причина благотворительности — осознание потребности помогать другим. Благотворительность могут оказывать как государственные, общественные организации, так и отдельные люди: духовные лица, бизнесмены, деятели культуры. Да и вообще любой человек. И большой, и маленький может стать благотворителем.
Физкультминутка «Карлики-великаны»
По команде учителя «Карлики» дети приседают, а «Великаны» — становятся на носочки, руки вверх. Учитель подаёт команды, а дети должны быть внимательны и выполнить данную команду.
— Каждый из вас тоже может совершать благие дела. У вас на партах лежат снежинки. Красиво своим любимым фломастером напишите на них, какое благое дело вы сделаете сегодня.
Дети, написав, выходят к доске и прикрепляют снежинку к доске.
— Как нарядно и красиво стало у нас в классе. От добра мир становится прекрасней. Наш Бутурлиновский край издавна славился теми людьми, которые на свои средства строили дома, храмы, детские приюты. Имена местных промышленников и купцов Кащенко В.М., Нечёсова П.А., Шевцова И.Ф. были известны далеко за пределами Воронежской области. Знаменитые купцы активно занимались благотворительностью: делали пожертвования на строительство школ, больниц, храмов. Мотив их благотворительной деятельности — православная этика и патриотизм. И в наше время есть такие люди.
— А что же скрывается за словом «меценат»? Обратимся к истории.
Заранее подготовленный ученик делает сообщение.
Кай Цильний Меценат (ок. 70—8 гг. до н. э.) — римский всадник, выходец из знатного рода. Меценат был другом, помощником и политическим советником императора Октавиана Августа. Знатность рода позволяла ему почти на равных разговаривать с Августом. В отсутствие императора Меценат исполнял в Риме (показ на карте) обязанности правителя. Вокруг него образовался кружок придворных поэтов и музыкантов. Материально поддерживая, Меценат доводил до сведения поэтов, что́ именно желает слышать император в стихах и какие идеи следует распространять среди граждан Рима. Его имя стало нарицательным, обозначающим богатого покровителя искусств и благодетеля художников. (Слайд 4.)
— Уточним значение слова «меценат» по словарю С.И. Ожегова.
Дети находят и зачитывают:
Меценат - богатый покровитель наук и искусств; вообще тот, кто покровительствует какому-нибудь делу, начинанию.
— Снова обратимся к истории. Важной чертой делового мира в России XIX века была идея служения своим богатством делу милосердия и просвещения. Этому явлению дали название «меценатство». Меценатство – покровительство богатых людей развитию науки и искусству, появившееся в России XVIII веке. Меценат является не только покровителем, но и человеком, очень хорошо разбирающимся в различных жанрах искусства и умеющим уловить новые направления их развития. Меценатами стали называть людей, добровольно жертвующих деньги и даже целое состояние на построение всевозможных общественных сооружений (театров, больниц, храмов, учебных заведений), помогающих людям искусства: писателям, художникам, поэтам, актерам и музыкантам. Важной отличительной чертой русского меценатства является то, что главным образом меценаты сами принимали активное участие в изменении образа жизни народа. Именно в духовном и культурном росте каждого человека они видели решение всех остальных проблем общества. Методы меценатов - это предоставление человеку возможности саморазвития. Каждый город имел своего покровителя-мецената, но особо славились московские меценаты. Имя Саввы Мамонтова известно всей России. (Слайд 5.) Его усилиями была построена одна из первых российских железных дорог – Троицкая, которая соединила Москву и Сергиев Посад. На досуге Савва Иванович любил сочинять оперы, затем их ставили на домашней сцене в имении Абрамцево, которое быстро сделалось одним из центров творческой жизни России. Сюда гостеприимный хозяин приглашал своих друзей из мира искусства, в основном художников и музыкантов, по одному и семьями, предоставлял им жилье во флигелях, вместе с ними выходил на этюды, на природу.
— Еще один представитель одной из знаменитейших фамилий в истории предпринимательства – Савва Морозов. (Слайд 6.) Савва Морозов много занимался благотворительностью, жертвовал деньги на строительство больниц, приютов, культурных заведений.
— Нельзя не упомянуть имя Павла Михайловича Третьякова, известного мецената, предпринимателя, собирателя произведений русского изобразительного искусства, основателя Третьяковской галереи. (Слайд 7.)
Обобщение
— Что узнали нового?
— Имена каких известных меценатов вы запомнили?
— Давайте составим предложение, включив в него все три слова, написанные на карточках.
— Нужна ли доброта в мире?
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
Итог урока
— Пусть будет больше доброты, меценатов, благотворительных дел. Спешите делать добро! Спасибо за урок.
Литература
Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — Спб.: Азбука-классика, 2004-2009.
Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. 3 класс. — М.: ВАКО, 2005.