Урок по самопознанию на тему Спешите делать добро.


Урок самопознания «Спешите делать добро»  6 класс.
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общении  друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся, воспитывать культуру общения, самовоспитание личности детей.
Задачи:
 • Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
•Развивать умения сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; формировать умение работать сообща;
•Способствовать развитию самопознания  через создания условий для самовыражения.
Методы:
• дискуссионные
• игровые
1.Организационный момент.  
Круг радости.         
 Если хмуримся с утра,
 Нам  поможет доброта
 Ну-ка, дети, соберитесь
И друг другу улыбнитесь!
-Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее. 
Слово учителя У человека есть два вида жизни. Первая - реальная, повседневная жизнь. Это его учеба, работа, выполнение обязанностей, взаимопонимания с другими людьми. Вторая - скрытая, духовная жизнь. Это мысли, чувства, идеалы, внутренний мир. У французского писателя Виктора Гюго есть красивые слова: “Во внутреннем мире человека доброта - это солнце”. А что такое доброта? Какой человек может называться добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор. 
. - Доброта... Что означает это слово?                   
(Объяснение детей, как они понимают это слово)
У. - Какого человека можно назвать добрым? (добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)У. - В толковом словаре Сергея Ожегова отмечены качества, определяющие доброту.
Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим
Добро - все положительное, полезное, хорошее. Доброволец - добровольно взял на себя какую-либо работу. Доброжелатель - доброжелательно относящийся к кому-нибудь. Добродетель - высокая нравственность. Добронравие - хороший нрав. Добронравие - хороший нрав. Добросердечность - ласковое, доброе сердце. Доброхот - доброжелатель. Добряк - добрый человек. Вот как много однокоренных слов. 
А для чего нужна доброта? Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течений столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. 
 Беседа о вежливых словах.
У. - Подумайте и ответьте, что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? (добрые слова)
У. - Конечно же, это добрые, теплые слова. Какие? (Ответы детей: “доброго здоровья”, “счастливого дня”, “будьте добры” и т. д.)
У. - Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов? (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.)
- Я прочитаю вам небольшой рассказ Ю.Бондарева.
- Что вы можете сказать о поступке мальчика?
ОТЧАЯНИЕ“Мой друг инженер был свидетелем ужасной сцены – мальчик во дворе поймал за гаражом голубя и ножницами отрезал ему лапки. Голубь бился о землю, пытаясь взлететь, бился головой, крыльями, всем телом в беспомощности, оставляя слабую ниточку крови на асфальте, сизые перышки. Мальчик наблюдал за птицей исподлобья, очень спокойно, внимательно, как человек, проводящий серьезный эксперимент. Инженер бросился к нему, вырвал из его рук ножницы, проговорил с непониманием и гневом:
- Что ты наделал? За что же ты голубя?
 И мальчик ответил испуганно и тихо:
- Он не может летать без ног.
- Где твои отец и мать? А ну, покажи, где ты живешь?..
Он крепко схватил мальчика за плечо, и тот, готовый уже заплакать, повел его к дому.
         В квартире был один отец,плохо выбритый, скрипнул протезом, и подымаясь из- за стола на кухне, он выслушал инженера и ударил кулаком по столу.
- Чего ты пришел? - крикнул он с отчаянием. – Он у тебя, что ли, ноги отрезал?”
- Так что мы можем сказать о поступке мальчика? - А о поступке отца?
Учитель: Равнодушие…Страшно ли оно?.. Бываете ли равнодушны вы?
Вывод:  Не бойтесь врагов – они в худшем случае могут  сделать тебе больно. Не бойтесь друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойтесь равнодушных – они не убьют и не предадут, но только с их молчаливого согласия существует на Земле предательство и убийство.
Есть слова, которые характеризуют плохие качества характера человека
- А сейчас давайте  подберем к ним слова с противоположным  значением:
Плохо - хорошо Зло – добро                                                                   Война - мирЖадность- щедрость Грубость – вежливостьЖестокость – ласкаЛожь - правдаПредательство - преданность
У. - Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше.
Надо верить в добрые сердца людей.
 Притча про людские сердца
Как-то в одно селение пришёл и остался там жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие. 
Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
— Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.
— Пройдёт совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с таким бесценным даром хоть немного аккуратней?
Чему учит нас эта притча?
Игра с пословицами Существует множество пословиц и поговорок о добре. Собери пословицу и объясни значение. Добро помни, а Пожнешь Что посеешь, то и Зло забывай За добро Добра не делает никому Худо тому, кто Добром плати Учитель: А какие пословицы знаете вы и как вы их понимаете? Дети. Доброе слово лечит, а злое калечит. Злой не верит, что есть добрый. Добрая слава лежит, а худая бежит. Доброго чтут, а злого не жалуют. Добряк творит добро, быть может, и не зная, что от того болит душа у негодяя. - Молодцы! Хорошо знаете пословицы! Физ минутка Учитель по очереди называет добрые и ласковые слова, которыми родители называют своих детей, а дети показывают движения. Игра “Кто больше?” Народ слагал не только пословицы о доброте. Есть имена и фамилии с корнем - ДОБР. Давайте проведем конкурс по группам. Назвать фамилии с корнем ДОБР. Побеждает та группа, которая назовет больше. Дети. Добрых, Добролюбов, Добронравов, Добров, Доброхотов, Добросмехов, Добрынин, Добрыня, Добреньких. - Вот мы еще раз убедились в правоте пословицы: "Добрые умирают, а дела их живут". Фамилии давались предкам по их поступкам, делам. Беседа по теме - Какое правило доброты вы услышали сейчас? Давайте попробуем выработать другие правила и вместе составим свод правил “Спешите делать добро” (5 минут). Минута тишины Раздали детям листочки по группам и задание: 1. Какие советы, наказы чаще всего даете вы своим друзьям об отношении к окружающим людям? 2. Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений. 3. Любить людей знакомых и незнакомых. 4. Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям 5. Делать добро для близких, друзей. 6. Не завидовать. 7. Не вредничать. 8. Не грубить. Давайте зачитаем ваши правила - Каким делает человека доброта? Дети. - Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах
- Ребята, мне запомнился один случай в детском доме. Чудесный осенний день. Деток вывели на прогулку. Мы, приехавшие к детям в гости, с радостью старались каждому дать конфету, игрушку. А один худенький сероглазый мальчишка протянул ручонки, бросил игрушку и сказал: “Не надо, лучше возьми меня на ручки”. -Что же оказалось для него главным? (Доброта, ласка). - Оказывается, каждый ребенок имеет на это право. У взрослых есть закон. Кто его знает? (Конституция). - А у детей есть такой документ? (Да, это Конвенция о правах ребенка – документ большой нравственной силы) Круг «От сердца к сердцу» Все встают в круг и завершают предложения: • Мне понравилось на уроке… • Я сделала открытие… • Я узнала… • Мне запомнилось больше всего… • Я поняла… • Я почувствовала… • Я удивилась… • Меня озадачило… • Теперь я буду… • Я больше не буду… • Я желаю себе и другим… • Мне бы хотелось… • Я выбираю… • Я расскажу другим… • Я благодарю…