Разработка урока Обобщающие слова при однородных членах предложения, знаки препинания при них

Класс- 5
Дата проведения – .

УРОК № .

Тема.
Обобщающие слова при однородных членах предложения, знаки препинания при них

Цель:
путём самообразовательной деятельности дать учащимся понятие об обобщающем слове, помочь учащимся вывести правила постановки знаков препинания при обобщающих словах

Задачи:
учить находить обобщающее слово при однородных членах предложения, расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами и обобщающим словом при них;
развивать речь учащихся;
воспитывать на основе парной и групповой работы организованность, чувство коллективизма, взаимной помощи.

Оборудование:
учебник, карточки для работы у доски с изображением знаков препинания со словами для составления предложения, карточки для игры «Кто быстрей, кто правильней», опорная схема № 5

Тип урока:
урок   усвоения новых знаний.


Ход урока
I.
Организационный момент


II.
Проверка домашнего задания

III.
Анализ заданий, выполненных в группах на предыдущем уроке

IY.
Актуализация опорных знаний
2 ученика работают по карточкам у доски.


Карточка 1. Прочитайте текст. Разбейте его на части. При списывании расставьте знаки препинания и подчеркните однородные члены предложения.
ЕЖИК
Темной ноч_ю серый ежик гулял по лесу. Увидел красную клюквинку и наколол ее на серую иголочку. В луже заметил звездочку и накрыл ее листиком. Наступило утро. Под листиком вместо звезды еж нашел большое красное солнышко. Вот ежик смеялся радовался!


Карточка 2. Прочитайте текст. Найдите в нем повторяющуюся мысль и запишите текст в исправленном виде, расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения.
ЛИСА И БЕЛКА
Лиса уже четвертый год жила в своей норе. Над лисьей норой жила белка. Она бегала по стволам деревьев прыгала с ветки на ветку шумела дразнилась. Старая лиса смотрела на нее и сердилась. Однажды лиса легла пластом на поляне и притворилась мертвой. Белка жила прямо над лисьей норой. Белочка соскочила на траву и пробежала близко от лисы. Вдруг лиса вскочила. Белка испугалась и убежала на дерево.

Y.
Постановка целей и задач урока


На уроке мы рассмотрим новое понятие: что такое обобщающее слово при однородных членах предложения, и какие знаки препинания ставятся при нем в различных ситуациях в зависимости от положения по отношению к однородным членам.

YI.
Объяснение нового материала


1.
Работа в парах
На доске размещаются в хаотичном порядке слова и знаки препинания. Каждая пара думает над тем, как правильно разместить части синтаксической конструкции. Кто первый находит правильный ответ, тот з
·аписывает предложение на доске.


Материал для конструирования предложения.
Городе в пассажиров большом виды перевозят транспорта троллейбус разные автобус трамвай метро
, - , : , , ;

2.
Работа по оформлению результатов наблюдений в конспект

-
Запишите полученное предложение в тетрадь.


-
Подчеркните однородные члены предложения.


-
Как вы думаете, какие слова является обобщающим для выделенных вами однородных членов предложения?

-
Давайте попытаемся сформулировать определение: что такое обобщающие слова? (слова, которые являются общими по значению для стоящих при них однородных членах) / Делаем запись в конспект

-
А какие знаки препинания ставятся в предложениях, где есть обобщающие слова при однородных членах? От чего зависит выбор знака препинания? (Работа с опорной схемой № 5)

-
Давайте проверим, верны ли наши предположения? Работа с учебником с. 54

-
Запись опорных схем «Знаки препинания при обобщающих словах» в конспект

-
Нарисуйте схему к записанному нами предложению. Как обозначается в схеме обобщающее слово?

YII.
Закрепление изученного


1.
Игра «Кто быстрей, кто правильней»


Восстановите предложения, вставив обобщающие слова и расставив знаки препинания.


Раздаточный материал
1) Ему было дорогорусский морской ветер запах русской земли русский осенний дождь.
2) Пассажиры снимали с полокчемоданы узлы и подушки.
3) Сыроежки и грузди мухоморы и опята разные были на опушке.
4) И мяч и мишка и юла расположились в углу комнаты.

2.
Работа с учебником
Выполнение упражнения № 85 в учебнике (можно устно)

YIII.
Итог урока



Метод «Микрофон». (Начало предложений записано на доске)
- На сегодняшнем уроке я узнал
- Самым трудным дл меня было
- С легкостью я справился с.
- Мне необходимо доработать

IX.
Домашнее задание


Всем учащимся : выучить теорию по учебнику с. 53-54; словарные слова (25 слов).

Средний уровень: выполнить упр. 86 (1,2 задания).


Достаточный уровень: по самостоятельно составленному простому плану (план записать в тетрадь) подготовьте устный рассказ на тему: «Предложения с однородными членами и знаки препинания при них».

Высокий уровень: по самостоятельно составленному простому плану (план записать в тетрадь) подготовьте устный рассказ на тему: «Предложения с однородными членами и знаки препинания при них». Дополните свой рассказ примерами (можно записать в рабочую тетрадь)











15