Конспект урока русского языка 4 класс ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИНТОНАЦИИ

Русский язык
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ
ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИНТОНАЦИИ

Тема: Виды предложений по цели высказывания
– Развитие умений определять предложения по цели высказывания, ставить знаки в конце предложений.
– Выразительное чтение повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.

Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)



·. Актуализация знаний.









– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».

1. Повторение изученного во 2–3-м классах.
Беседа:
– Что такое предложение?
– Из чего оно состоит?
– Нарисуйте схему предложения.
– Какие знаки препинания ставятся в конце предложений? От чего это зависит?

Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


II. Формулирование проблемы.











Игра «Каждому свой домик».
На доске нарисованы два домика.

Ниже даны предложения и словосочетания.
Мы плыли на лодке.
сильный человек
Где река?
рыбные места
Не ходите туда!

Задание:
– Назовите домики и расселите «жильцов» в них (запишите их под домиком).
– Как назвали домики? (Словосочетание и предложение.)
– Как вы различаете словосочетание и предложение?
– Прочитайте предложения. Какие знаки поставили в конце? Почему?
Сформулируйте тему урока.
– Составим план урока.

Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие новых знаний.

1. Наблюдение.
Работа по учебнику.
Упр. 390. Работа по рисункам, с. 137.
– Кто изображён на картинках? (Афанасий и дедушка Фёдор.)
– О чём они разговаривают?
– Кто говорит на 1-й картинке? Прочитайте это предложение.
– С какой целью говорит Афанасий? (Он сообщает дедушке, что прочитал интересную книгу.)
Затем рассматриваются остальные картинки, прочитываются предложения, определяется цель каждого высказывания.
– Какие цели ставят перед собой люди, общаясь? (Что-либо сообщить, о чём-либо спросить, что-то посоветовать и т.д.)
2. Работа с текстом определения (с. 138).
а) Чтение текста про себя, затем вслух.
б) Беседа по вопросам.
– Как вы понимаете 1-е предложение?
– Какие предложения бывают по цели высказывания?
Затем дети отвечают на вопросы в учебнике (после текста).
в) – Составьте схему-опору правила.




IV. Развитие умений.

Работа в учебнике.
1. Упр. 391 – развивается умение определять вид предложения по цели высказывания.
– Важно при определении вида предложения давать объяснения с опорой на правило. Начинайте так: «Это предложение по цели высказывания повествовательное, так как (в нём сообщается (рассказывается) о ёжике»).
Дети устно определяют вид каждого предложения по цели высказывания, читают предложения с соответствующей интонацией.
Возможна запись (по выбору, по вариантам).
Методическая рекомендация: при работе над разными видами предложений необходимо обращать внимание на интонацию.
В повествовательном предложении голос понижается на слове, которое является главным по смыслу. В вопросительном предложении голос повышается на том слове, в котором содержится вопрос.
В побудительном предложении голос повышается на слове, выражающем совет, призыв, просьбу или приказ.
Словарная работа.
Слово дельфин.
Работа над значением слова.
Дельфины – морские животные, разновидность зубатых китов.
– Как называются специальные водные комплексы, в которых разводят и содержат дельфинов? (Дельфинарии.)
– Запишите с одним из слов предложение. Подчеркните орфограмму-непроверяемую букву безударного гласного.
2. Упр. 392 – развивается умение отличать повествовательные и побудительные предложения. Выполняют по заданию самостоятельно.
Проверка коллективная.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с (имя ученика) учились оценивать свою работу.

3. Упр. 393 – развиваются умения выразительной устной речи (чтение предложений в парах с разной интонацией).
Последовательность выполнения:
1) Чтение и определение вида предложений по цели высказывания. Подготовка к выразительному чтению.
2) Выразительное чтение.
3) Выполнение задания после стихотворения. На доске одновременно работают 3 ученика: каждый над определённой орфограммой.
а) Распевает (петь), на сосне (сосны), на полянке (поле), весне (вёсны) и т.д.
б) Снег (снега), зябкий (озябли), лапки (лапа), чуб (нет чуба).
в) У певуньи, взъерошен.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с (имя ученика) учились оценивать свою работу.


Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.


V. Итог урока.


– Что нового для себя каждый из вас узнал на уроке?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?







VI. Домашнее задание.


1. Упр. 1, с. 156, выучить определение на с. 138.
2. Письменный звукобуквенный анализ слова съем.













13 PAGE 14115



Заголовок 315