Воспитательная система Наша дружная семья (1 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Топчихинская средняя общеобразовательная школа №2
Топчихинского района Алтайского края
Программа
воспитательной работы
«НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».

Автор программы
учитель начальных классов
Горбунова Наталья Николаевна
Топчиха 2014г.
Содержание
1.Пояснительная записка.
1.2. Актуальность программы…………………………………………………. 3
1.3. Цель и задачи программы…………………………………………………. 4
1.4. Принципы, подходы реализации программы, заповеди воспитателя….. 5
2.Содержание программы.
2.1. Этапы и содержание реализации программы…………………………….. 6
2.2. Основные направления воспитания и социализации учащихся………… 7
2.3. Учебно-тематический план реализации программы…………………….. 13
2.4. Ученическое самоуправление в воспитательной системе класса………. 20
3. Социально-педагогическое партнерство:
3.1. Работа с педагогами ………………………………………………………. 21
3.2. Взаимодействие с родительской общественностью ……………………. 22
3.3. Связь с общественностью ………………………………………………… 24
4. Социальная востребованность воспитательной программы ……………….. 25
5. Прогнозируемые результаты программы ……………………………………. 26
6. Критерии оценки результативности реализации программы ……………… 26
7. Список использованной литературы ………………………………………… 28
8. Приложение (результаты работы) …………………………………………… 29

Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди.
Из них на первом месте - родители и педагоги.
А. С. Макаренко.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовой и методологической основой Программы воспитательной работы с классным коллективом «Наша дружная семья» на ступени начального общего образования являются Закон "Об образовании в Российской Федерации" от 21.12.2012 №3266-1.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Конвенция о правах ребенка, Устав школы, общешкольный план воспитательной работы.
Актуальность программы.
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания еще более трудным. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:
- личностная культура
- семейная культура
- социальная культура.
Личностная культура- это:
- готовность и способность к пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;
- готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать свои мысли и поступки;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям на основе морального выбора;
- осознание ценности других людей, трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм.
Семейная культура- это:
- осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;
- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;
- бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.
Социальная культура- это:
- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;
- вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество;
- развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Цель программы: путем сочетания различных методов и приемов воспитательной педагогической деятельности способствовать становлению личности каждого школьника как гражданина Российской Федерации, способствовать духовно-нравственному развитию личности через систему «школа-семья-социум», формировать нравственные категории у обучающихся через принятие ими семейных традиций и ценностей.
Задачи программы:
Воспитание учащихся с ориентацией на общечеловеческие ценности, понимание и поддержание нравственных устоев семьи.
Формирование у учащихся высокого патриотического сознания.
Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.
Предоставить учащимся возможность реализовать себя в различных видах деятельности, ориентированных на общечеловеческие ценности.
Программа разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.Ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, поэтому основными воспитательными моментами являются:
В первый год обучения – познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания – год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
Принципы программы:
- ориентация на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир) как основу здоровой жизни;-принцип соразвития: развития мира детства- это процесс, параллельный развитию мира взрослости. В развитии ребёнка лежит, прежде всего гармонизация внешнего и внутреннего «Я». В этом принципе соединяются два слова: сотрудничество и развитие. Сотрудничество взрослых и детей помогает преодолеть страх, беспокойство, при этом сохранить и развить положительные эмоции обеих сторон. Создаёт благоприятные ситуации для развития творческих индивидуальных способностей каждого.
- принцип успешности (ребёнку необходимо быть значимым и успешным). Степень успешности определяет человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Ели ребёнок будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет более активен и успешен.
-принцип открытости (младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы и предложения взрослого с учётом своих интересов, потребностей и желаний).
В воспитательной деятельности используются следующие подходы:
Деятельностный подход. В деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками, меняется отношение к самому себе – растет самоуважение.
Личностно-ориентированный подход. Уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям, к его духовной жизни, к мотивам его поведения.
Программа рассчитана на учащихся начального звена. Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 4 года (1 – 4 классы).
Она разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям,  является компонентом воспитательной системы школы.
Исходя из перечисленных принципов и подходов, определены
«Заповеди воспитателя»:
Люби детей!
Постоянно находи в ребёнке положительные качества.
Учи детей думать и любить.
Знай, к чему стремишься.
Обогащай свой словарный запас, развивай интеллект.
Строй свою работу так, чтобы твоему воспитаннику и завтра хотелось идти в школу.
Воспитатель воспитывает других до тех пор, пока совершенствуется сам.
Этапы и содержание реализации программы
1 класс «Познай самого себя» (2014 – 2015г).
Задача: изучение потребностей, интересов и склонностей первоклассников, помощь в безболезненной адаптации к школьной жизни.
успешная адаптация к школьной жизни;
эмоциональная устойчивость учащихся;
создание предпосылок для формирования классного коллектива;
активное участие родителей в жизни класса, школы.
На первом этапе, где дошкольник уже школьник, ведущая деятельность – учёба, происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.
2 класс «Учись дружить» (2015– 2016 г)
Задача: способствовать установлению более тесных контактов между учениками, учителем и родителями, формированию классного коллектива.
устойчивые положительные результаты обучения;
активное участие детей в жизни класса, школы;
негативное отношение к вредным привычкам;
создание органов классного самоуправления.
На втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
3 класс «Азбука коллективной жизни» (2016 – 2017г.)
Задача: обеспечение гармонии внутри классного коллектива.
проявление интеллектуальных способностей;
знание истории своей семьи, школы;
умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
ощущение ответственности за совершаемые поступки.
На третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
4 класс «Наша дружная семья» (2017 – 2018 г.)
(«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила»)
Задача: развитие умения организовывать коллективно – творческое дело, воспитание самостоятельности.
овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
проявление самостоятельной творческой активности;
умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
готовность к самоопределению в социуме;
обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.
На завершающем этапе – от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
Накопление нравственного опыта поведения учеников происходит с опорой на наглядные представления или на воспроизводимые в сознании образцы поведения идеала. Система сюжетно-ролевых игр способствует освоению учащимися нравственных ценностей, давая необходимые представления о различных вариантах действий и поступков.
Основные направления воспитания и социализации учащихся.
Организация воспитания и социализации учащихся осуществляется по следующим направлениям:
1."Здоровье"
Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Проблема сохранения здоровья детей не теряет своей актуальности. И более того имеет тенденцию к нарастанию.
Цель работы классного руководителя: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы классного руководителя в направлении «Моё здоровье»:
Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Формы работы с классным коллективом в направлении « Моё здоровье»:
спортивные конкурсы, соревнования внутри класса, спартакиады, олимпиады, марафоны, турниры;
встречи с победителями спортивных соревнований, семейными династиями, активно занимающимися спортом;
праздники, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек;
походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
предметные утренники, спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, устные журналы;
беседы и дискуссии по темам: «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены моей страны и мира», «История видов спорта», «Древние виды спорта» и др.;
совместные мероприятия с детской библиотекой

2."Интеллект"
Основное содержание деятельности этого направления включает в себя осмысление школьниками необходимости научных знаний для нормальной жизни в современном мире.
Целью работы классного руководителя в этом направлении является оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи работы классного руководителя в направлении «Интеллект"»:
Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;
Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность;
Сохранить стремление к познанию.
Формы работы с классным коллективом в данном направлении
внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
интеллектуальные марафоны внутри класса;
интеллектуальные бои;
школы интеллектуального развития.

3. «Духовно - нравственное»

Цель: становление и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях её народов.
Задачи:
Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем;
Развивать у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
Формировать у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора, формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
Развивать чувство совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам.
Формы работы с классным коллективом в данном направлении
Тематические классные часы по нравственной тематике.
Изучение нравственного наследия мира.
Читательские конференции.
Организация  циклов бесед  «Уроки нравственности».
Праздники, сюрпризы, конкурсы.
Экскурсии, поездки, походы по памятным  местам.
Изучение нравственного наследия своей страны.
Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира. 
4. «Моя семья»
Семья - это один из шедевров природы.
(Д. И. Писарев)

Цель работы классного руководителя в этом направлении является максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи работы классного руководителя в направлении «Моя семья»:
Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, родителей, детей.
Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с людьми.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Моя семья»:
Изучение семей учащихся, ситуации развития  ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций  семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.
Сотрудничество с психологической и социальной службой школы, организующей консультативную  индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.
Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и  благополучия ребенка.
Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Тематические классные часы.
Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.
Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября,  День Учителя,  День рождения школы, школьные юбилеи).
Походы выходного дня, экскурсии, викторины.
Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.
Клуб семейного чтения
5. «Мой край родной»

Цель:  воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Задачи данного направления:
Развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни;
Формирование понимания активной роли человека в природе;
Воспитание ценностного отношения к природе и всем формам жизни.
Формы деятельности классного руководителя в направлении «Мой край Родной»:
Тематические классные часы.
Праздники с участием мам, пап, бабушек и дедушек.
Походы выходного дня, экскурсии, викторины.
Дни творчества, дни открытых  дверей.
Мини - проекты
Участие в районных, окружных, краевых конкурсах
6. « Мой досуг»


Цель работы классного руководителя в этом направлении является создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.
Задачи работы классного руководителя в направлении «Мой досуг»:
Создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;
Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям;
Развитие творческих способностей учащихся;
Развитие эстетического вкуса, интереса к занятиям художественным творчеством;
Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Мой досуг»:
празднование памятных дат в жизни учащихся;
празднование памятных дат календаря;
посещение театров, музеев, выставок;
театрализованные представления;
фестивали, конкурсы, презентации, концерты.
Учебно - тематический план реализации программы
Названия 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
"Здоровье"
1.Классный час
«Правила поведения первоклассника в школе».
2.Операция «Уютный класс».
3. Весёлые старты.
4.День здоровья
( соревнования среди первых классов).
5. Классный час «Правила поведения при переходе через дорогу».
6.Проведение рейда «Самый опрятный ученик».
7. Урок Здоровья « Здоровым быть совсем не просто».
8. Экскурсия на пруд (Топчихинский).
9.Операция «Борьба с королевой беспорядка».
10.Выставка рисунков « В ногу со здоровьем».
11.Классный час
«Если крепок и здоров, к делам серьёзным ты готов». Инструктаж по технике безопасности на льду в осенний период.
14. Путешествие на поезде «ЗДОРОВЬЕ».
15. Урок здоровья «Советы
Неболейки»( о закаливании, ). 1.День Здоровья «Веселые старты».
2.Экскурсия на природу в разные времена года.
3. Классный час «Вредные привычки и их профилактика».
4.«Мой режим дня» - составление и соблюдения режима дня.
5.Выставка рисунков
«Как я стараюсь быть здоровым».
6. «Борьба с Королём мусора»- генеральные уборки класса.
7. День здоровья. «Мы против наркотиков»
8.Индивидуальная беседа «Закаляйся!».
9. Беседа «О вкусной и здоровой пище».
10.Самый опрятный ученик недели.
11.Классный час «Невидимые враги человека». 1.Подвижные игры на свежем воздухе.
2. ПДД «Наша улица».
3. Конкурс рисунков «Если хочешь быть здоров!».
4. С – витаминизация.
5.День Здоровья
« Осенний калейдоскоп»- эстафета.
6.Игра «Самый быстрый».
7. День ЗДОРОВЬЯ «Спорт против наркотиков».
8.Классный час «Закаляйся!»
9. Экскурсии на природу в разные времена года.
10. Операция «Уютный класс»- генеральные уборки класса.
11.Классный час «Опасные и безопасные ситуации».
12.Зарница.
13.Путешествие в страну «Неболейку». 1.День Здоровья «Линейная эстафета».
2. ПДД «Наша улица»- создание и обсуждение маршрутных листов.
3.Операция «Операция «Мой класс - мой дом».(генеральная уборка).
4. Классный час «Маскарад вредных привычек».
5. День Здоровья «Зов джунглей».
6.Беседа «Наше питание. Гигиена питания».
7. Рейд! Самый опрятный ученик класса.
Индивидуальная беседа
8. «Осанка – стройная спина!»
9. Спортивная игра «Вперед, мальчишки».
10. 6-школьный фестиваль Здоровья.
"Интеллект"
1.Утренник «Первый раз в первый класс».
2. Классный час «Я ученик».
3. «Перемена с увлечение».
4. Проект «Математика в цифрах и задачах».
5 Классный час «Хочу все знать».
6. Индивидуальная работа по увеличению техники чтения.
7. Классный час « Мой любимый детский журнал».
8. «И в шутку и всерьез» (небылицы, пословицы, поговорки).
9.Индивидуальная работа по отработке вычислительных навыков.
10. Поле чудес «Сказки зарубежных писателей».
11. «Карта одаренности».
1. Международная игра-конкурс по языкознанию «Русский медвежонок».
2.Международный конкурс- игра по математике «Кенгуру – математика для всех».
3.Участие в познавательных викторинах на детском портале «Солнышко».
4. Индивидуальная работа по решению задач.
5.Интеллектуальная игра «Аукцион знаний».
6. Классный час «Дед Мороз в разных странах. Какой он?»
7. Конкурс стихотворений.
8.Классный час «что мне интересно».
9. Экскурсия в библиотеку «Новинки
периодической печати». 1. День Знаний. Утренник «Путешествие с Веселым Карандашом».
2.Международный игра-конкурс по языкознанию «Русский медвежонок».
3. Международный конкурс- игра по математике «Кенгуру – математика для всех».
4. Индивидуальная работа по каллиграфии.
5. «Мой Пушкин» - литературный конкурс.
6. Конкурс на самого читающего ученика школы.
7.Участие в познавательных викторинах на детском портале «Солнышко» и «Минобр. орг».
8. Организация выставки «лучший дневник недели».
1.Международный игра-конкурс по языкознанию «Русский медвежонок».
2.Международный конкурс- игра по математике «Кенгуру – математика для всех».
3.Тестирование по математике «Кенгуру – выпускникам».
4 Участие в познавательных викторинах на детском портале «Солнышко», «Минобр. орг» и др.
5.Познавательная игра «День Знаек».
6. Экскурсия в районный музей, в типографию.
7. Предметные недели.
8. Путешествие в город Знаний.
9.Интеллектуальный бой.
«Духовно - нравственное» 1.Классный час «Изучаем устав школы»
2. Классный час «В гостях у Вежи».
3. Классный час « Я и моё Отечество» (экскурсия в районный музей).
4. Классный час «Чем живёт планета Земля».
5. Классный час «Лучшее слово о дружбе».
6. Классный час «О вежах и невежах».
7. Классный час «Отчизне посвящаю».
8. Экскурсия в музей
« Боевой славы» военного городка.
9. Линейка «Этих дней не смолкнет слава».
1.Конкурс стихов
собственного сочинения «Моей школе посвящается».
2. Конкурс поделок и аппликаций из природного материала.
3.К\стихов «Люблю природу русскую».
4.К\рисунков «Красавица осень».
5. Поздравление учителей-ветеранов.
Праздничный концерт
6. Классный час «О жадности и жадных».
7.Конкурс рисунков о доброте.
8.Классный час «Законы дружбы» .
9. Классный час «Драться или не драться».
10.Рыцарский турнир вежливости.
11.Праздник сюрпризов «Для тех, кто рядом снами».
12.Акция «Спешите делать добрые дела». 1. Изготовление поздравительных открыток ко Дню учителя.
2. Поздравление учителей-ветеранов.
Праздничный концерт.
3.Классный час «Земля наш -дом».
4.Классный час « Мы все страны любимой дети».
5. Классный час «Душевность и бездушие».
6. Классный час «С чего начинается Родина».
7.Классный час «Я и моё Отечество».
8.Конкурс рисунков «Солдаты Отечества».
9. Классный час «Наполним музыкой сердца».
10.Операция «ветеранам нашу заботу».
11.Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка.
12.Анкетирование: «Умею ли я общаться. 1. Классный час
« Как научиться радоваться жизни».
2. Классный час «Как избежать проблем в общении с близкими тебе людьми».
3. Изготовление поздравительных открыток ко Дню учителя.
4. Поздравление учителей-ветеранов.
Праздничный концерт
5. Классный час «Правила поведения в лесу».
6. Проведение читательской конференции «Будь человеком!»(по произведениям С. Михалкова)
7.Проект « Моя малая Родина».
8. Классный час на тему «Овеянные славою...
9. Урок с родителями по теме « Воспитание человечности».
10. Классный час «Если скажешь слово Родина…»
«Моя семья»
1.Классный час «Мой папа (дедушка) служили в армии».
2. Проект « Моя семья»
3. Классный час « Не стареют душой ветераны»
4. Классный час « Подари подарки близким».
5. Концерт для мам.
6. Конкурс рисунков «Слава тебе солдат-победитель!!»
7. Классный час «Подвиг мамы».
8. Ярмарка семейных достижений.
9.Поход вместе с родителями.
10. Классный час «Мудрая старость».
11. Индивидуальные беседы, консультации, компьютерные записки.
12.Тестирование, анкетирование.

1. Заседание клубов «Семейное чтение».
2.Конкурс стихов и рисунков « Моя мама лучшая на свете».
3. Классный час «Наши родители».
4.Фестиваль, посвящённый году семьи.
5. Классный час «Вечер бабушек и дедушек».
6. Конференция пап и мам.
7.Семейная спартакиада «Папа, мама, я- спортивная семья».
8. Поход вместе с родителями.
9. Индивидуальные беседы, консультации, компьютерные записки.
10. Тестирование, анкетирование.

1. Заседание клубов «Семейное чтение».
2. . Классный час «Люди, которых я не имею права забыть».
3. Классный час
«Мудрость отца».
4. Классный час «Материнские руки.
5. Выставка рисунков
«Моя семья».
6. Конкурс рисунков «Мой папа военный».
7.Проект «Моя семейная реликвия».
8. Поход вместе с родителями.
9. Индивидуальные беседы, консультации, компьютерные записки.
10. Психологический тест
« Взаимоотношения детей с родителями и друзьями
1.Заседание клубов «Семейное чтение» (приглашаем бабушек и дедушек )2. Викторина-«Бабушкины сказки»(совместно с библиотекой)
3.Классный час «Как избежать проблем в общении с близкими тебе людьми».
4. Экскурсия в музей «Месячник пожилого человека»).5. Конкурс рисунков и стихов «Моя милая мама».
6. Классный час «Отцовские чувства».
7. Классный час:
« Сердце матери».
8. Выставка рисунков
«Я и вся моя семья».
9. Ярмарка семейных достижений.
10. Классный час
«Дружная, счастливая семья».
11.Проект «Моя родословная».
"Мой досуг"
1.Анкета «Настроение в школе».
2. Беседа: «Правила поведения на уроке и перемене».
3. Беседа: «Твой досуг, кружки, секции».
4. Организация дежурства.
5. Тест: «Настроение после школы».
6. Посвящение в первоклассники..
7.Праздник- «Прощание с Азбукой».
8. Обучение сотрудничеству: «Рисуем всей группой».
9. Праздник «Прощание с 1 классом».
10. Тест: «Я пришел из школы».
11. Поздравление именинников в течение года.
12.Выставка рисунков
« Весна идёт, весне дорогу». 1.Поздравление именинников в течение года.
2.Посвящение в жители «Радужной страны».
3.Психологический тест « Похвала и наказание».
4.Тест по изучению личности ребенка: «Что для меня значит отметка?»
5.Арбузник.
6. Классный час «Мы среди людей».
7. Мастерская Деда мороза
8.Межличностные отношения в классе (диагностика).
9. Исследования личностных особенностей детей «Конфликты и их разрешения».
10.Игра-тренинг «Если бы я встретил волшебника».
11.Новогодние приключения.
12 Праздник первой отметки. 1.Поздравление именинников в течение года.
2.Акция «Найди себя» (выборы актива класса, запись в кружки и секции).
3.Оформление классного уголка. (Культорги класса).
4.Конкурсно-развлекательная программа» устами младенца».
5.Беседа: «Как мы выполняем свои поручения?»
6.«Мои увлечения, моё хобби»- рассказы детей.
7.Рождественские посиделки.
8.Тест по изучению личности ребенка: «Мои трудовые обязанности дома».
9.Мисс весна -конкурсная программа.
10.Праздник сюрпризов «Для тех, кто рядом с нами».
11.Праздник «Масленица».
1.Поздравление именинников в течение года.
2.Акция «Найди себя» (выборы актива класса, запись в кружки и секции).
3. Оформление классного уголка. (Культорги класса).
4. «Осенние посиделки среди 4-х классов».
5.Новогодний карнавал (в ДЮЦе, в РДК, в школе 6. Празднование дня «Святого Валентина».
7. КВН « А, ну- ка, мальчики! ».
8. Классный час «Наполним музыкой сердца».
9.День матери. 10.Анкетирование «Коллектив начинается с меня».
11. Праздник « Прощание с 4 классом».
12. Игра «Радужные странствия».
«Мой край родной»
1.Экскурсия в природу в один и тот же уголок, в одно и то же время года. Инструктаж по технике безопасности при переходе через железную дорогу.
2.Прогулка с пользой «В природе должно быть чисто и красиво».
3.«Пусть будет чистым родной край»- практическое задание.
4. Классный час «Природа и человек».
5. Классный час «Наши друзья животные».
6.Выставка рисунков « Моя Родина-Россия».
7. «Классный час на тему « Чем живёт планета Земля».
8. Классный час «Красота вокруг нас, но мы ее не замечаем».
9. Выставка цветов и поделок «Родному селу посвящаем».
10. Уход за комнатными растениями.
11.«Скоро лето!» - экскурсия в природу. 1.Работа на пришкольном участке, сбор семян.
2.Проект «Красная книга России».
3. Классный час «Береза – символ России».
4. Классный час «Будь природе другом». Рассказы о животных и растений.
5.Акция! Покорми птиц зимой и сделай кормушку.
6.День села- выставка поделок и рисунков.
7.К\рисунков «Улыбки Весны».
8. Классный час «Путешествие по планете» (экологические проблемы планеты).
9.Уход за комнатными растениями в классе (пересадка, рыхление, полив).
10.Акция! «Встреча птиц» - изготовление скворечников. 1.Работа на пришкольном участке, сбор семян.
2.«В гости к осени»- экскурсия в осенний парк.
3.Классный час «Великий круговорот жизни».
4.Беседа «О братьях наших меньших». Рассказы о животных.
5.Акция! Покорми птиц зимой и сделай кормушку.
6.Беседа, «Какие птицы прилетают к моей кормушке».
7.К\рисунков «Чудесный мир птиц».
8. Классный час «Чем живёт планета Земля».
9.Уход за комнатными растениями.
10.Беседа «Цветы весны»- охрана первоцветов.
11.Экологическая акция «Приусадебный участок школы чист и красив».
12.Операция «Школьный дворик». 1.Классный час «Зеленый наряд нашей планеты».
2.Классный час «Цветы нашей Родины».
3.Акция! Покорми птиц зимой и сделай кормушку.
4.К\стихов «Люблю природу русскую. Зима».
5.Акция «Красота нуждается в заботе» -сохраним первоцветы.
6. Классный час «22 апреля - Международный день Земли». « Берёза – символ России».
7.Выставка фоторабот: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!».
8.Краевой конкурс «Мой край родной, тобой любуюсь».
9.Районный конкурс «Родная сторона».
10.Экскурсия в краеведческий музей г.Барнаула.
План по формированию жизнестойкости учащихся.
Тема Содержание Количество часов дата Форма
Я – личность, индивидуальность.
Я и мои друзья. Самоанализ младшими школьниками сильных и слабых сторон своей личности. Формирование мотивации на работу, с собственными недостатками, как способ саморазвития личности.
Формирование команды, толерантности во взаимоотношениях и взаимодействии. 1-2ч ноябрь
(10.11-18.11)
Ноябрь
(19.11-28.11) Анкетирование, упражнения для создания эмоционального настроя.
Работа в микрогруппах.
Я в мире друзей. Актуализация представлений об особенностях привычек, взглядов, вкусов, позиций, поведения, деятельности людей, обусловленных половыми различиями. Развитие умения сотрудничать, учитывая эти знания. 1-2ч декабрь
(1.12-26.12)
Январь
(12.01-23.01)
Классный час.
Работа в микрогруппах.
Мои ценности: время, жизнь, здоровье, семья, друзья, успехи Формирование ценностного отношения к себе, своей жизни, близким. Развитие представления о взаимосвязи личных качеств с жизненными успехами и неудачами людей. Формирование: убеждения, что успех в учёбе и других делах зависит от труда и упорства, уверенного поведения, самоконтроля. 1-2ч Февраль
(26.01-27.02)
Март
(1.03-20.03) Беседа
Мини дискуссия
Поведение младшего школьника в опасных жизненных ситуациях. Формирование понятий опасность, риск, трудная жизненная ситуация, помощь, самопомощь, взаимопомощь. Формирование умения обращаться за помощью к взрослому, сверстникам. Пользоваться телефоном службы экстренной помощи. 1-2ч Апрель
(1.04-30.04)
Май
(1.05-25.05) Практикум
Тематика бесед с родителями:
№п\пТема Дата
1. Родителям о роли общения в жизни младшего школьника. ноябрь
2. Поощрение и наказание в воспитании детей. ноябрь
3. Здоровый образ жизни - основа успешной жизнедеятельности. декабрь
4. Детская агрессия. январь
5. Как уберечь детей от насилия. февраль
6. Нравственные ценности семьи. март
7. Роль семьи в воспитании моральных качеств. апрель
8. Мой ребёнок становится трудным. май
Ученическое самоуправление в воспитательной системе класса.

Главный упор в создании модели самоуправления класса делается на саморазвитие человека, развитие инициативы через воспитательную работу и дополнительное образование посредством организации ученического самоуправления в детском объединении класса «Город Изумрудный» и в детской организации начальной школы «Радужная страна».
Город «Изумрудный»
Наш девиз:
Пусть дорога не легка
и трудностей не мало.
Но до цели мы дойдём,
Чего бы нам не стало.
Наша песня:
Мы в город «Изумрудный»
Идём дорогой трудной
Идём дорогой трудной
Дорогой не прямой.
Заветных 3 условия:
Учёба, дружба, верность,
Исполним непременно
И вырвемся вперёд.
Социальный паспорт класса.
Количество учащихся – 24
Количество девочек - 13
Количество мальчиков – 11
Данные об учащихся
Список 1А класса
№ п\пФ.Имя. Дата рождения Сведения о родителях Адрес
1 Батрак София 02.10.2007 Татьяна Владимировна.
Сергей Александрович ул. Пролетарская 10.
Т.сот.8-983-600-21-29
2 Белкина Валерия 10.03.2007 Андрей Владимирович, Ольга Анатольевна Пер. Чистюньский 7кв.4
8-923-649-26-67
3 БолдыревАлександр 28.09.2007 Светлана Евгеньевна Топчиха-1, д.150- кв.32
8-913-097-51-06
4 Ваганова Надежда 25.10.2007 Кирьянова Наталья Сергеевна, Ваганов Юрий Анатольевич Ул.Восточнаяд.36кккккв.2
8-923-729-78-83
5 Глушкова
Анастасия 10.07.2007. Елена Дмитриевна. Ул. Губина 28
8-961-983-59-80
6 Журавлёв Даниил 09.02.2007 Виктория Сергеевна,
Владимир Владимирович Топчиха-1, д.150- кв.18
8-913-267-15-16
7 Золоторёв Александр 14.07.2007 Марина Владимировна Пер. Чистюньский 7кв.7
Т.сот.8-983-352-00-57
8 Игнатьев Кирилл 06.12.2006. Юлия Юрьевна,
Алексей Сергеевич У. Северная12.кв.1.
Т.8-905-980-11-36
9 КрапивкинМаксим 22.04.2007. Наталья Владимировна ул. Восточная38, кв.2
т.8-923-653-87-37
10 Легостаева Карина22.01.2007 Валентина Сергеевна
Евгений Николаевич Ул. Пролетарская 31
8-923-163-92-44(м)
11 Маркина Дарья 10.10.2007 Анна Юрьевна
Артём Сергеевич
ул. Губина 35-1
8-923-655-77-41
12 Молостова Дарья 23.01.2007 Оксана Владимировна Ул.Социалистичес-
кая14т.8-913-360-86-60
13 Немова Виолетта02.08.2007 Ирина Анатольевна
Олег Владимирович Ул. Мичурина1кв.3
8-960-940-61-20
14 Останина Лилия 14.05.2007 Любовь Анатольевна Ул.Ленина90.кв.12
Т.д.2-39-11
15 Переверзева Виктория 11.09.2007 Мария Яковлевна
Сергей Александрович Ул.40 лет Октября-23
т.8-962-795-20-77
16 Пышнов Максим 25.07.2007 Татьяна Валерьевна
Сергей Владимирович Ул. Новая 74
т.д.2-30-29
17 Рожкова Татьяна 02.11.2007 Елена Владимировна
Владимир Александрович Ул.Путиловская2
Т.д.2-12-66
18 Скоробогатова Полина 08.05.2007 Татьяна Михайловна
Александр Сергеевич Ул.Губина 59
Т.8-961-990-87-76
19 Филатов Иван 11.02.2007 Екатерина Ивановна
Роман Сергеевич Ул.Губина 67
8-983-359-98-34
20 Хабаров Данил 21.09.2007 Светлана Васильевна Ул.Губина 55
Т.д.2-11-20
21 Чекунова Ксения 15.12.2006 Татьяна Александровна
Роман Сергеевич Ул.Молодёжная 62
Т.8-923-719-42-02
22 Чепак Артём 17.01.2007 Чепак Екатерина Андреевна
Поторочин Николай Петрович Топчиха-1,д.103кв.6
8-913—387-90-67
23 Шварц Данил 30.03.2007 Елена Николаевна
Роман Яковлевич Топчиха-1, 212кв.37
Т.д. 2-22-45
24 Шиленко Константин 13.12.2007 Екатерина Юрьевна Ул Новая д.55кв.1
8-923-166-71-54
Особенности воспитательной работы предусматривают через ученическое самоуправление научиться быть лидером, видеть перспективу своего собственного дела, уметь отвечать за свои поступки, оставаясь при этом нравственным человеком. Выбор и работа актива класса предполагает работу по сплочению коллектива, который одновременно выполняет роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного коллектива.
Основная цель развития творчества детей заключается в том, чтобы не дать учащимся готовые знания, а подтолкнуть их к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению и творчеству.
Развитию субъективности личности младшего школьника должно способствовать формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса. Самоуправление осуществляется посредством деятельности и смены мэра города (командира класса), создания и работы советов дела при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий, чередования групповых, творческих поручений.
Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. В начале учебного года проводим классные собрания, которые посвящаем: выбору актива класса (мэр, министры образования – завуч и помощники, министры охраны порядка - главный дежурный и его помощники, министры культуры: редактор, культорг, министры здоровья – физорг, цветовод), созданию законов города (класса), распределению поручений. За четыре года обучения в начальных классах каждый ребенок выполняет разные поручения, пробует себя в разной роли.
Наши поручения в классе.
Мэр города «Изумрудный» - Останина Лилия
Зам. Мэра – Глушкова Анастасия
Старший дежурный - Филатов Иван
Помощник ст. дежурного:1. Маркина Дарья
Ответственный по столовой:
1. Шварц Данил
2. Легостаева КаринаЦветоводы:
1. Ваганова Надежда
2. Крапивкин Максим
Ответственные по учебной части:1. Батрак София
2. Переверзева Виктория
3. Золоторёв Александр.
Ответственные по хозяйственной части:1. Игнатьев Кирилл
2. Чепак Артём
3. Хабаров Данил
Культорги:
1. Белкина Валерия
2. Молостова Дарья
3. Пышнов Максим
Ответственные по технологии изо:
1. Скоробогатова Полина
2. Рожкова Татьяна
3.Чекунова Ксения
Физорги:
1. Журавлёв Даниил
2. Болдырев Александр
3. Немова Виолетта4. Шиленко Константин
Одним из коллективов, где школьник находится в течение значительной части своей жизни, является школьный класс. Чем глубже поймёт учитель классный коллектив, тем легче ему учить и воспитать их. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив.
Социально - педагогическое партнерство
Работа с педагогами.
Работа с педагогами, работающими в классе, основывается на следующих задачах:
изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
изучение интересов и способностей учащихся и их учет педагогами;
выявление степени развития умений учащихся в учебно-воспитательном процессе;
помощь педагогов учащимся, испытывающим трудности в обучении.
Взаимодействие субъектов воспитательной деятельности в школе

социальный педагог педагог-психолог

зам. директора по ВР классный учителя-предметники
руководитель
педагог-организатор медицинский работник

руководитель детской организации библиотекарь
«Радужная страна»
Виды деятельности:
посещение учителями внеклассных мероприятий класса;
проведение предметных внеклассных мероприятий;
проведение консультаций.
Системообразующей деятельностью в воспитательной системе школы является познавательная деятельность. Педагогический коллектив, которому присуще высокое профессиональное мастерство, значительный творческий потенциал, стремление к новым начинаниям постоянно работает над совершенствованием познавательной деятельности и активности учащихся.
Взаимодействие с родительской общественностью.
Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности. Особенностью данной программы  является то, что ее цели и задачи решаются совместно с семьей.
Семья и школа как партнеры.Направления работы с родителями:
ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;
психолого-педагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Процесс становления личности - процесс сложный. Без союза с родителями не обойтись самому опытному педагогу. Задача совместной деятельности учителя и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы и семьи. 
Принципы работы с родителями:
полное взаимопонимание и согласованность действий;
постоянный контакт с родителями;
опора на положительные черты в каждом ребенке.
Взаимодействие школы и семьи – решающее условие обновления системы воспитания в наше время. Учитель – ученик – родитель – вот что поможет сохранить желание учиться, укрепит веру в себя, позволит строить педагогический процесс на принципах гуманно-личностного подхода к детям.
Формы работы с родителями.
Для приобщения родителей к проблемам воспитания и превращения их в партнеров учителя успешно зарекомендовали себя следующие формы работы с родителями:
различные наглядные формы повышения педагогической культуры родителей (информационные стенды, печатные памятки);
совместные с родителями внеклассные мероприятия (праздники, клубы «Семейного чтения», турпоходы, соревнования, поездки за пределы района);
семейные праздники и традиции, конкурсы. (Приложение)
Состав семей:
Неполные: Останина Лилия, Шиленко Константин, Болдырев Александр, Золоторёв Александр, Глушкова Анастасия, Хабаров Данил, Молостова Дарья.(7)
Единственные дети в семье: Останина Лилия, Шиленко Константин, Болдырев Александр, Хабаров Данил, Молостова Дарья, Немова Виолетта, Фиатов Иван, Журавлёв Даниил.(8)
Малообеспеченные: Хабаров Данил.
Тематика родительских собраний.
класс
Знакомство с родителями учеников-первоклассников.
Трудности адаптации первоклассников к школе» - консультация.
Родительское собрание – мастерская «Моделирование воспитательной системы класса.
Интеллектуальный марафон - «Роль семьи и школы в формировании у ребёнка интереса к учению.
Родительское собрание-практикум «Как помочь ребёнку стать внимательным»
Родительское - собрание. « Воспитание сознательной дисциплины»
Родительское - собрание.
«Папа, мам, я - читающая семья».
Итоги прошедшего учебного года «Перелистывая страницы учебного года»
класс
«Как хорошо, что есть семья, которая от бед людских всегда, везде хранит меня» - праздник.
«Режим дня в жизни школьника» - практикум
«Первые уроки школьной отметки» - тренинг.
« Причины детской агрессии» - беседа.
класс
«Мой ребёнок становится трудным» - дискуссионный клуб.
« Домашняя школа интеллектуального развития. Значение выражения в интеллектуальном развитии ребёнка» - учебное занятие №1.
«Трудовое воспитание в семье» - дискуссионный клуб.
О воспитании любви к природе в семье» - практикум.
класс
«Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром» - обучающий семинар.
« Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка»: круглый стол.
«Как уберечь ребёнка от насилия»: дискуссионный клуб.
Школе мы не говорим «Прощай!, мы говорим: «До новой встречи!» праздник.
Связь с общественностью. Реализация воспитательной программы классного коллектива «Город Изумрудный» осуществляется совместно с общественными организациямиКлассный
коллектив
Детско-юношеский центр
( Совет дела)
Школа искусств
(кружки, факультативы, спортивные секции)
Гарнизонный
клуб офицеров
Районная библиотека
Районный
музей
Центральный дом культуры
Другие общественные предприятия
родителей
Детско-юношеская спортивная школа


Социальная востребованность воспитательной программы.
Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества. Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную человека» составляет сущность воспитательного процесса. Программа воспитательной работы должна стать гарантом интеллектуального, нравственного и физического развития воспитанников, потому что она направлена на формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, способность к саморазвитию и самореализации.
Путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия. Любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они - дети! Данная программа может послужить основой модернизации разработанных педагогами программ и помочь педагогам осуществить личностно-ориентированный подход к воспитанию младших школьников.
Она ориентирует педагогов на: психолого-педагогическую помощь детям в индивидуальном развитии; создание необходимых условий личностного развития детей, их адаптацию к жизни в обществе; стимулирование творческой активности личности, развитие способности к решению возникающих проблем; активное усвоение содержания образования и развитие способности к постоянному самообразованию, применению полученных знаний в различных ситуациях; развитие умений обобщать жизненный опыт; воспитание научного познания мира, овладение приемами исследовательской работы.
Прогнозируемые результаты программы:
активная жизненная позиция школьника;
приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
патриотическое и гражданское самосознание;
уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
соблюдение народных и семейных традиций,
толерантное отношение к окружающим;
представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.
формирование общетрудовых навыков,  потребности в труде.
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса:
сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
развитость креативных способностей учащихся;
проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
сформированность классного коллектива.
В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса
Критерии Показатели Методики
1. Интеллектуальное развитие 1. Освоенность образовательной программы
2. Развитость познавательных процессов
3. Способность к проведению научного поиска, проектной деятельности. 1. Анализ текущей и итоговой успеваемости
2. Уровень учебной мотивации (методика Лускановой Н. Г.)
2. Нравственное развитие 1. Сформированность основных нравственных качеств личности
2. Социальная активность учащихся 1. Оценка уровня воспитанности (методика Капустина И. И.)
2. Педагогическое наблюдение
3. Коммуникативное развитие 1. Коммуникабельность
2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся 1. «Я в глазах других» (анализ «Индивидуальной карты развития ребенка)
2. Педагогическое наблюдение
4. Развитость креативных способностей 1. Способность к оригинальному мышлению
2. Стремление к творчеству 1. Анкета для родителей «Способности вашего ребенка»
2. Педагогическое наблюдение
5.Сформированность классного коллектива
1. Состояние эмоционально – психологических отношений в коллективе 1. Социометрия
6. Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества 1. Комфортность, защищенность личности учащегося его отношение ко всем сторонам жизнедеятельности в классе
2. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей 1. Тест «Хорошо ли ребенку в школе?»
2. Изучение удовлетворенности школьной жизнью (методика Андреева А. А.)
Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества, использовать ее при планировании организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.
Список используемой литературы
Азбука нравственного воспитания. Пособие для учителя. /Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1989.
Булгакова О.М.Самоуправление в классном коллективе. // Справочник классного руководителя. – 2007. - № 4. – С. 31-36
Бакштановский В. Культура нравственного сознания и поведения личности. – М.: Знание, 1989
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.
Караковский В.А. Как быть с воспитанием? – М.: Открытая школа, 1997
“Классный руководитель” № 1, 2003.
Классному руководителю о воспитательной системе класса/ Под.ред. Е.Н. Степанова. М., 2000
Коновалова О.Б., Культяпова Ж.В. Основы ученического самоуправления // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2006. - № 6. – С. 77–84.
Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности школьников. – М.: Просвещение, 1988.
М. П. Нечаев “Практика управления воспитанием в школе” М., 2003,
Н. И. Дереклеева “Справочник классного руководителя” М.: “Вако”, 2003.
Н. И. Дереклеева “Родительские собрания” М., “Вербум”, 2001.
Н. И. Дереклеева “Справочник классного руководителя” М.: “Вако”, 2003.
Никитин А.Ф. Нравственно-правовое воспитание учащихся. – М.: Просвещение, 1996
Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.: Просвещение, 1990.
Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе / М.: Педагогический поиск, 2000.
Степанов Е.Н. 8-я Лекция. Самоуправление в классном коллективе// Классный руководитель. – 2006. - № 8. – С. 14–20.
Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, 1981.
Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя (Методические рекомендации). – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – С. 47–65.
Приложение.
Результаты работы
"Здоровье"
В 2012 году, во втором классе проходило спортивное мероприятие « Супер мужчины»
( в котором участвовали папы и мальчики) между 2б и 2А. Наш класс занял первое место.
В2013 году, 3 классе состоялось спортивное мероприятие по волейболу между мальчиками и девочками.

В 2013г. в сентябре приняли участие в мероприятии, проводимом в детской библиотеке
« Здоровье».

Активные участники школьного конкурса рисунков «Здоровье – главное богатство».
Черенкова Алина вместе с родителями была в декабре месяце на встрече Олимпийского огня в г. Барнауле.

12 февраля принимали участие в мероприятии, посвящённом олимпийским играм в Сочи «От Олимпа до Афин».
- 4 учащихся посещают спортивные кружки и секции в учреждениях дополнительного образования (ВПК и Самбо).
"Интеллект"
В 2010г. все учащие в 1 классе приняли участие в проекте « Живая цифра»,
« Математика в числах и задачах»
«Духовно - нравственное» ( по годам)


«Моя семья»

«Семейный портрет» благодарность получили Тарнягин Никита и Черенкова Алина.



В
Червяков Александр награждён почётной грамотой от ДЮЦ за активное участие в районной историко-краеведческой конференции, за неравнодушие и преданность семейным традициям и сохранение её реликвий.
В 2013г, в октябре районной библиотеке состоялась викторина «Бабушкины сказки».

В январе2014г. прошел открытый классный час в форме телепередачи по теме «Род и семья – исток нравственных отношений».

«Мой досуг»

Первый раз в первый класс!
Прощай Азбука!
До свидания 1 класс!


Проводы зимы.



Новый год.

«Мой край родной»


Каждый ученик работал над проектом « Моя малая Родина».
Некоторые дети выполняли работу в печатном варианте, а некоторые в электронном.

Традицией нашего класса стало посещение одного и того же уголка природы каждый год в одно и тоже время года. Вместе с родителями ходим на экскурсию за топчихинский пруд. После экскурсии проводим спортивное мероприятие.
2010 – 2012 гг.

2013г.