Урок русского языка для 4 класса. Правописание косвенных форм личных местоимений , раздельное написание местоимений с предлогами.


Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс: 4
Дата: 14.03
Учитель: Бахича А. Э.
Тема: Правописание косвенных форм личных местоимений, раздельное написание местоимений с предлогами.
Морфологический разбор личных местоимений.
Цели деятельности учителя
Создать условия для формирования умения склонять личные местоимения 3-го лица; совершенствовать умение правильно писать предлоги с местоимениями; способствовать развитию навыка определять начальную форму местоимений в косвенном падеже; учить указывать лицо, число и падеж местоимений и определять род местоимений 3-го лица; содействовать воспитанию культуры речи
Тип урока
Закрепление и применение знаний
Планируемые образовательные результаты
Научатся склонять местоимения 3-го склонения; заменять имена существительные личными местоимениями; правильно писать предлоги с местоимениями; ставить местоимения в начальную форму из формы косвенного падежа; указывать лицо, число и падеж местоимений; определять род местоимений 3-го лица единственного числа; выполнять морфологический разбор слова; составлять рассказ по рисунку; составлять пословицы из частей
Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета
Методы и формы обучения
Формы: индивидуальная, фронтальная; методы: словесный, наглядный, практический, работа в парах
Образовательные ресурсы Русский язык. 4 класс: технологические карты уроков по учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого.II полугодие ,авт.-сост. Н.В. Лободина-Волгоград:Учитель,2014-445с. Задания из электронного приложения к учебнику, карточки.
Оборудование
Ноутбук, телевизор, учебник, доска
Основные понятия Личное местоимение, склонение местоимений , предлог , разбор местоимений по алгоритму
Домашнее задание
С. 64 , упр.135

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяМетоды и
формы
обучения Формируемые умения (универсальные учебные действия)
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания (учебник, упражнение 131). Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– Прочитайте любую группу предложений и объясните как вы заменили выделенные имена существительные местоимениями .Выполните звуко-буквенный разбор слова «кольцо»
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.
Читают предложения и рассказывают , какими местоимениями заменили имена существительные
Выполняют звуко-буквенный разбор
Слова «кольцо» Индивидуальная, фронтальная
методы: словесный, наглядный, практический Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученногозадания
III. Сообщение темы урока.
Определение целей урока Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Ребята, что вы знаете о местоимении?
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные слова.
– Сегодня на уроке будем учиться склонять личные местоимения 3-го лица и упражняться в правописании предлогов с местоимениями Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.
– Местоимение – это часть речи; указывает на предмет, но не называет его; личные местоимения бывают 1, 2 и 3-го лица; изменяются по падежам, а в 3-м лице единственном числе изменяются и по родам; с предлогами местоимения пишутся раздельно.
Составляют схему.
Индивидуальная, фронтальная
методы: словесный, наглядный Принимать
и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
IV. Объяснение новогоматериала
Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников
– Как пишутся местоимения с предлогами?
– Чем различаются одни и те же местоимения 3-го лица без предлогов и с предлогами?
– Распределите личные местоимения по группам.
– Что объединяет местоимения 1-й строки?
– Что объединяет местоимения 2-й строки?
– Какое местоимение указывает на лицо, которое говорит о себе?
– Какое местоимение употребляем, говоря не только о себе, но и о других?
– Какие местоимения употребляем, обращаясь к другому лицу?
– Какое местоимение употребляем, обращаясь к нескольким лицам?
– Какие местоимения употребляем вместо существительного, когда сообщаем о чем-либо или о ком-либо?
– Когда употребляем местоимения «он», она», «оно»?
– Вместо какой части речи употребляются личные местоимения?
Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.
– Местоимения с предлогами пишутся раздельно.
– После предлогов у местоимений 3-го лица пишется буква «н».
Распределяют местоимения по группам:
1 лицо 2 лицо 3 лицо
я … …
мы … …
Индивидуальная, фронтальная
методы: словесный, наглядный Осуществлять анализ объектов. Планиро-вать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реали-зации-
V. Первичное закрепление знаний. 
Самостоятельная работа
Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяетответы.
Проводит самостоятельную работу.
Спишите пословицы и поговорки, раскрывая скобки. Укажите падеж местоимений.
Друг он мой, а ум (у)него свой.
Есть запас, да не (про)вас.
Ехал (к)вам, да заехал (к)нам.
Живи (для)людей, поживут и люди (для)тебя. Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. При-меняют новые знания на новом языковом мате-риале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.
Работают самостоятельно.
Друг он (И. п.) мой, а ум у него (Р. п.) свой.
Есть запас, да не про вас (В. п.).
Ехал к вам (Д. п.), да заехал к нам (Д. п.).
Живи для людей, поживут и люди для тебя (Р. п.). Индивидуальная, фронтальная
методы: словесный, наглядный Осознанно и произвольно строить речевое вы-сказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Учитывать мнение соседа по парте.
Работа по учебнику (упражнение 132). – Прочитайте. Догадайтесь, из какой сказки этот текст. Кто произносит эти слова и к кому они обращены?
Какое имя существительное и какие местоимения пропущены?
– Запишите, вставляя пропущенные слова. Подчеркните местоимения.
– Составьте по рисунку свой рассказ. Подготовьтесь его рассказать. Записывают текст, вставляя пропущенные слова. Подчеркивают местоимения.
– Я придумала! Я нашла! – сказала она. – Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и всё будет превосходно. Индивидуальная, фронтальная
методы: словесный, наглядный
практический Осуществлять контроль по результату
Работа по учебнику (упражнение 133). – Прочитайте. Составьте из данных частей пословицы. Запишите составленные пословицы. Прочитайте их. Объясните смысл пословиц.
– Найдите местоимения. Расскажите о любом из них: в форме какого лица, числа, рода (если это местоимение 3-го лица), падежа оно употреблено.
Записывают составленные пословицы.
Когда я ем, я глух и нем. Корень учения горек,да плод его сладок. Не бойся работы, пусть она тебя боится.
Рассказывают о местоимениях.
– «Я» – 1-е лицо, единственное число, именительный падеж.
– «Его» – 3-е лицо, единственное число, мужской род, родительный падеж.
– «Она» – 3-е лицо, единственное число, женский род, именительный падеж.
– «Тебя» – 2-е лицо, единственное число, винительный падеж. Индивидуальная, фронтальная
методы: словесный, наглядный
практический Осознанно и произвольно строить речевое вы-сказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Учитывать мнение соседа по парте.
– Прочитайте. Спишите загадки, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Списывают загадки.
Та за ней, а она от тебя, ты от нее, а она за тобой. (Тень.)
Меня часто ждут-дожидаются, а приду – от меня укрываются. (Дождь.)
В него воздух надувают и ногой его пинают.
(Мяч.) Индивидуальная, фронтальная
работа в парах
методы: словесный, наглядный Понимать на слух ответы одноклассников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение
VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.
Работа с заданием.
Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.
– Выпишите из предложений местоимения. Укажите их лицо, число и падеж. Устно объясните орфограммы в пропущенных словах.
На доске:
1. Про б..гатый кошкин дом мы и сказку поведем.
2. У нее, у кошки, на н..гах с..пожки.
3. Я – кошкин дворник, старый кот!
4. Котята были у ворот – поесть они пр..сили.
5. Х..дить к вам, право, нелегко – живете очень д..леко.
6. Мой дом для вас всегда открыт.
7. Зажги, Василий, верхний свет и покажи его п..ртрет.
8. Он на меня чуть-чуть похож!
9. Почтенная хозяйка, ты спой нам и сыграй-ка!
10. Пускай с т..бой споет петух. Хвалиться неудобно, но у него прекрасный слух и голос бесподобный.
11. Давайте сказку сочиним. Начнет к..зел, пе-тух – за ним, потом коза, за ней – свинья, а после курица и я. Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения.
Выписывают местоимения.
1. Мы – 1-е л., мн. ч., И. п.
2. (У) нее – 3-е л., ед. ч., ж. р., Р. п.
3. Я – 1-е л., ед. ч., И. п.
4. Они – 3-е л., мн. ч., И. п.
5. (К) вам – 2-е л., мн. ч., Д. п.
6. (Для) вас – 2-е л., мн. ч., Р. п.
7. Его – 3-е л., ед. ч., м. р., Р. п.
8. Он – 3-е л., ед. ч., м. р., И. п.; (на) меня – 1-е л., ед. ч., В. п.9. Ты – 2-е л., ед. ч., И. п.; нам – 2-е л., мн. ч., Д. п.10. (С) тобой – 2-е л., ед. ч., Т. п.; (у) него – 3-е л., ед. ч., м. р., Р. п.11. (За) ним – 3-е л., ед. ч., м. р., Т. п.; (за) ней – 3-е л., ед. ч., ж. р., Т. п.; я – 1-е л., ед. ч., И. п.Индивидуальная, фронтальная
работа в парах
методы: словесный, наглядный Понимать на слух ответы одноклассников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно
использовать речевые сред-ства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы
Работа по учебнику (упражнение 136). – Прочитайте отрывок стихотворения Л. Квитко.
– Определите главную мысль стихотворения.
– Подготовьтесь записать стихотворение под диктовку. Определите падеж местоимений. Записывают стихотворение под диктовку. Определяют падеж местоимений.
Я (И. п.), она (И. п.), со мною (Т. п.), я (И. п.), с ней (Т. п.), мне (Д. п.), в ней (П. п.)Выполняют морфологический разбор слов.
Она – местоимение, кто?,нач. ф. – она, 3-е л., ж. р., ед.ч., И. п., подлежащее.(С) ней – местоимение, с кем?, нач. ф. – она, 3-е л., ж. р., ед. ч., Т. п., дополнение.Индивидуальная, фронтальная
методы: словесный.,
практический Строить монологические высказывания. Адекватно
использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы
Задания из электронного приложения к учебнику Предлагает выполнить задания из электронного приложения к учебнику Выполняют задания из электронного приложения к учебнику Индивидуальная, фронтальная
методы: словесный, наглядный
практический Осуществлять самоконтроль учебной деятельности
VII. Итог урока. Рефлексия Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися.
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
Что нового узнали на уроке?
– Расскажите об особенностях склонения личных местоимений 3-го лица.
– Как надо писать предлоги с местоимениями?
– Какую же роль играют местоимения в нашей речи?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Если вам понравился урок, то на своих листочках с заданиями нарисуйте солнышко, а если не очень понравился, то нарисуйте облачко
Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке.
Делают вывод: местоимения помогают объединить предложения в связный текст, избежать повторений одних и тех же слов в речи Индивидуальная, фронтальная
методы: словесный. Осуществлять самоконтроль учебной деятельности
Домашнее
задание Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии,упражнение 135 в учебнике Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Индивидуальная, фронтальная
методы: словесный. Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение