Консультация для воспитателей Педагогические критерии отбора книг для детского чтения. Требования к оформлению и содержанию центра книги в группе


Консультация для воспитателей на тему:
«Принципы и критерии формирования круга детского чтения.
Требования к оформлению и содержанию центра книги в группе».
Проблема отбора книг для детского чтения – одна из самых важных и сложных проблем педагогики. Издавна велись и до сих пор не прекращаются споры о том, что предпочтительнее читать детям и как определять круг детского чтения.
Умение правильно формировать круг детского чтения – основа профессиональной деятельности воспитателя дошкольной организации. Не обладая этим умением, нельзя вырастить талантливого читателя в ребёнке.
Формирование круга детского чтения – сложный процесс, требующий знаний истории и современного состояния детской литературы, детского чтения, психологии возраста и ответственного отношения к делу.
Формирование круга детского чтения должно базироваться на психологических принципах (учёт возрастных особенностей, учёт особенностей восприятия). Восприятие – это процесс, тесно связанный с возрастом ребёнка, особенностями его мышления, читательским опытом. Дошкольник с его наглядно – действенным (1-3 года) и наглядно – образным (4-5 лет) мышлением лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрации, когда слово и зрительный образ дополняют друг друга в сознании ребёнка. На педагогических принципах, таких как доступность (доступным считается такое произведение, «которое создаёт условия для возникновения активной работы мысли читателя-ребёнка, интенсивных чувств, переживаний, воображения, что ведёт к решению литературной задачи – проникновению в замысел писателя»1; наглядность (книги для дошкольников обязательно должны быть иллюстрированы, так как иллюстрация помогает им понять происходящее в тексте, объясняет то, чего нет в жизненном опыте дошкольников, или то, на чём автор не акцентировал своё внимание); занимательность, динамичность сюжета (дошкольник пока ещё не обладает способностью долго концентрировать своё внимание на чем-либо, ему нужна быстрая смена событий, которые привлекут его своей остротой, необычностью, займут его внимание некой тайной, напряжённостью повествования). Литературоведческие принципы (наличие в круге детского чтения всех видов литературы: прозы (эпоса), поэзии (лирики), драмы; наличие разных видов искусства (фольклора, художественной литературы); разнообразие жанров: фольклора (народные сказки, колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки, небылицы-перевёртыши, народные детские песенки, страшные истории), так и литературных (авторские сказки, стихотворения и стихотворные циклы, миниатюры, рассказы, повести, роман-сказка, энциклопедии и другие научно-популярные жанры).
________________________________________________________________________________
Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ребёнок и книга: Пособие для воспитателей детского сада. – 3-е изд., испр. И доп. – Спб., 1999. – С.29
Кроме принципов существуют критерии отбора книг для детского чтения. Существенными критериями являются качество художественного текста (содержание, в котором отражены универсальные ценности человеческой жизни, и его художественное исполнение, которое свидетельствует о мастерстве и таланте писателя, о понимании им природы детства), и одинаково высокий интерес к нему детей и взрослых.
В дошкольной организации необходимым элементом развивающей предметно-пространственной среды является Центр книги. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание и размещение зависит от возраста и роста детей. Центр книги должен располагаться так, чтобы каждый ребёнок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать. В книжном центре должны быть выставлены разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Центр должен быть не парадным, а рабочим. Его цель – не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а дать возможность ребёнку общаться с книгой. Бывшие в употреблении книги порой привлекательнее для читателя уже потому, сто ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной.
В книжных центрах, где находятся дети раннего возраста, должно быть как можно больше книжек-игрушек. Чем старше дети, тем серьёзнее и объёмнее книги располагаются в книжном центре. Количество книг не должно быть регламентированным. Оно зависит от тех задач, которые ставит воспитатель в работе с детьми в течение дня или недели. Если воспитатель знакомит детей с творчеством одного писателя и в его распоряжении имеется 2 -3 книги писателя или поэта, надо выставить их и не гоняться за количеством. Меняя предмет разговора с детьми, меняем и книги. Если педагог говорит о жанре сказки, можно выставить 5-7 книг сказок, интересных, разнообразных, качественных и с точки зрения иллюстрирования, и с точки зрения полиграфического исполнения.
Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного центра может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему нужно возвращаться и воспитателю и детям. Но, если смена книг произошла, детям нужно указать на это или попросить заметить её, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей что заинтересовало их, какую книгу им захотелось прочитать сразу же. В книжном центре необходимо помещать портреты писателей, иллюстраторов детской книги. Книжные выставки надо посвящать творчеству отдельных писателей, отдельным жанрам и даже одной книге, например той, где опубликовано произведение, проиллюстрированное разными художниками. Можно организовать выставку писателей-художников Е. Чарушина, В. Сутеева.
Дети ревниво относятся к тем книгам, которые они принесли из дома. Им хочется, чтобы воспитатель обязательно прочёл эти книги, показал всем детям, со всеми рассмотрел и прочёл их. В связи с этим, можно устроить выставку книг, которые дети принесут из дома, а также попросить детей рассказать о своих книгах, о том, что им в них нравится, с какой целью они принесли книгу в детский сад. Было бы здорово, если дети обменивались книгами, например на выходные.
Ещё одна тематическая выставка может быть посвящена конкретному произведению, которое не только прочитано детям, но проиллюстрировано ими. В книжном центре можно выставить литературное произведение и детские рисунки к нему.
Вывод: Центр книги в дошкольной организации не только необходимый элемент развивающей предметно-пространственной среды. Это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, способствующая привыканию детей к образу книги, возбуждающая интерес к ней, желание рассмотреть и прочесть её. Содержание книжного центра должно вызывать особый эмоциональный отклик детей, доставлять им удовольствие, эмоциональное удовлетворение; вызывать особый познавательный интерес детей; позволять учить детей задавать вопросы, способствовать развитию речи детей; позволять развивать общение детей со сверстниками и взрослыми; организовывать игры детей, их продуктивную деятельность; решать задачи социализации детей, их духовно-нравственного развития; позволять организовать проектную и исследовательскую деятельность детей (вместе со взрослыми); позволять проводить более интенсивную содержательную работу с родителями (законными представителями) воспитанников. Продуманный регулярный обмен книг в книжном центре должен быть не обязанностью, а правилом для воспитателя.
Подготовила:
Безбородко Юлия Николаевна,
старший воспитатель СП №12 (дошкольное отделение)
ГБОУ «Школа №2009
Использованная литература:
1.Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов.
2-е изд. Стандарт третьего поколения/Под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – Спб: Питер, 2015. – 464с.
2.Литературное образование дошкольников: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/ З.А. Гриценко. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. -352с. – (Сер. Бакалавриат)3. Критерии, по которым мы выбираем книги для Круга детского чтения: в чем они состоят?- статья Л.М. Клариной.