Приемы изучения лирического стихотворения в начальной школе

Изучение лирического стихотворения
Этапы урока
Задачи
Методические приемы

1. Подготовка к восприятию лирического стихотворения
Настроить детей на восприятие текста, вызывать в их сознании образы и картины, близкие к тем, что находятся в центре изучаемого стихотворения; сообщить некоторые сведения об авторе, пояснить значение слов, без понимания которых восприятие стихотворения будет затруднено
Предварительная экскурсия, связанная с темой стихотворения.
Беседа с опорой на личный опыт учащихся.
Рассказ учителя.
Художественная зарисовка.
Использование во вступительной слове музыки и живописи.

2. Первичное чтение стихотворение
Донести до детей содержание стихотворения, вызвать эмоциональные отклик на прочитанное.
Чтение текста научить учителем.
Прослушивание текста в аудиозаписи.
Чтение текста хорошо подготовленным учеником (2-3 класс)
Самостоятельное чтение учащимся про себя, если класс хорошо владеет техникой чтения).

3. Проверка первичного восприятия.
Выявить уровень восприятия художественного текста.
Беседа на основе впечатлений учеников.
Примерный перечень вопросов для беседы:
Ребята понравилось ли вам стихотворение? Чем?
Что вам особенно запомнилось?
Какие картины вы представляете когда слушаете стихотворение?

4. Самостоятельное чтение про себя.
Самостоятельная работа учащихся с целью подготовки к анализу.
Отметить карандашом слова и выражения, значение которых непонятно.

5. Анализ лирического стихотворения.
Способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; углубить, расширить образные представления (видения), возникающие в соображении учеников при первом знакомстве с текстом.
1. Выборочное чтение отдельных строф, строк, слов по заданию учителя, например:
Прочитайте первые строчки стихотворения.
- Как автор описывает?
- С чем он сравнивает? Прочитайте.
- С помощью каких слов поэт рисует?
- Как он называет?
(Для выборочного чтения отбираем наиболее важные с точки зрения смысла, содержания строки, слова, выражения.
Обратите внимание на обратные средства языка: эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.)
2. Беседа-размышление.
- Какое настроение возникает у вас при чтении строк?
- Какие слова помогают автору создать такое настроение?
- Как вы думаете, почему автор сравнивает?
- Как вы понимаете смысл этого выражения?
- Какие звуки повторяются в каждой строке? Как вы думаете, почему автор использует этот прием?
3. Стилистический эксперимент.
Это искусственная замена авторского слова другим, близким по смыслу с целью уяснения особой выразительности, прелести поэтического текста.
4. Иллюстрирование текста:
А) рассматривание готовых иллюстраций;
Б) словесное рисование.
5. Составление партитуры стихотворения.

6. Работа над основными компонентами интонации
Выбор нужных средств выразительности, вытекаемых из анализа стихотворения.
1. Работа над тембром речи:
А) беседа направленная на обсуждение эмоциональной окрашенности речи;
Б) музыкальное иллюстрирование:
2. Работа над логическим ударением
3. Работа над темпом чтения.

7. Выразительное чтение стихотворения учащимися
Оценка, анализ прочитанного стихотворения всем классом
Хоровая декларация.
Конкурс на лучшее исполнение.


15