Выступление на семинаре на тему Урок технологии — помощник в сохранении здоровья учащихся.


Выступление на семинаре «Здоровьесберегающие технологии в обучении».
УРОК ТЕХНОЛОГИИ – ПОМОЩНИК В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
Подготовка учащихся к здоровому образу жизни является приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.
К, сожалению, сам ребёнок ещё не осознаёт значимость здорового образа жизни, наша задача с раннего возраста учить детей беречь и укреплять своё здоровье. Существует множество методических приёмов, способствующих здоровьесбережению учащихся от личного примера педагога до проведения во время всего учебного процесса гимнастики, физкультминуток, динамических перемен.
В своей работе учителя нашей школы используют различные тренажёры, которые помогают разнообразить упражнения. Причём ученики делают эти тренажёры сами на уроках труда (технологии). Дети с большим удовольствием выполняют упражнения на тренажёрах, изготовленных своими руками.
1. Палочка-выручалочка. Она проста в изготовлении, но многогранна в использовании. В основе палочки простой карандаш, на который накручивается бумага. Палочку можно перебирать пальчиками от одного конца до другого, катать между ладонями, удерживать в равновесии на ладошке.
а) развитие мелкой моторики;
б) координации движения;
в) развитие мышц руки.
2. Тренажёры для пальчиковой гимнастики. Известно, что развитие мышц руки тесно связано с развитием мышления и речи детей, поэтому на уроке технологии мы делаем тренажёры для пальчиков. На листе бумаги произвольно приклеиваются 5 разноцветных кружков. Учитель называет цвета кругов в любой последовательности: красный, жёлтый, синий… Ученики ставят на круги пальцы, начиная с большого. Затем меняю последовательность. Дети могут обмениваться карточками.
а) развитие мелкой моторики;
б) ориентирование в пространстве;
в) умение действовать по словесному указанию;
г) нарабатывание связи «глаз – рука» (полезно для детей с косоглазием).
3. Тренажёры для развития тактильных ощущений. Карточки с буквами, выполненными из бархатной бумаги. Играем в игру «Узнай букву с закрытыми глазами», что позволяет лучше запомнить её образ. В 1 классе на уроках обучения грамоте и в дальнейшем на минутках чистописания.
4. Зрительные тренажёры. Для тренировки глазных мышц мы изготовили зрительные тренажёры. На линейку надевается квадрат с нарисованным кружком. Линейку держим на уровне глаз, фокусируем зрения на кружке. Передвигая квадрат по линейке, мы приближаем, то удаляем кружок от глаза, тем самым тренируем мышцы, изменяющие кривизну хрусталика глаза.
Следующий тренажёр учащиеся изготовили на уроке труда, когда изучали вязание крючком. Из воздушных петель вывязывается верёвочка, которая закрепляется на картоне. Дети водят глазами по всей длине верёвочки. Тренажёр усложняется при использовании двух разноцветных верёвочек. (развитие внимания, умение сконцентрироваться на предмете).
5. Тренажёры для дыхания. С целью проведения дыхательной гимнастики используем тренажёр «Лыжник». Дуть на лыжника плавно и как можно дольше, тогда он будет легко скользить по парте, а если дуть сильно и порывисто, то он свалится в сугроб. На перемене ученики с удовольствием соревнуются «Чей лыжник дальше проедет».
6. Тренажёр для массажа стоп. Существенную помощь в улучшении самочувствия оказывают массаж и самомассаж. Особенно полезно воздействовать на активные точки стопы, так как здесь находится проекция всех частей тела. На плотную ткань дети пришивают в произвольном порядке пуговицы разных размеров. Теперь можно снять обувь и потоптаться на коврике.
7. Тренажёр для развития ловкости и глазомера. «Ловец».
В программе по технологии есть такой вид деятельности, как работа с бросовым материалом, который мы использовали для изготовления тренажёра «Ловец». От пластиковой бутылки отрезается верхняя часть, через которую пропускается верёвка, Один конец закрепляется с помощью пробки, а к другому прикрепляется шарик. Нужна определённая ловкость, чтобы поймать шарик воронкой, держа её за пробку.
а) развитие ловкости и глазомера.
б) Внимания, терпения.
Таким образом, данные тренажёры позволяют укреплять разные группы мышц, что способствует всестороннему физическому развитию детей. Одной из основных задач работы нашего учебного заведения является соблюдение принципа преемственности «школа – детский сад», поэтому после окончания четвёртого класса учащиеся отдадут свои тренажёры в группы детского сада и первый класс школы, чтобы на них продолжалась работа по всестороннему укреплению детского здоровья.