Семинарское занятие №1 Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья


УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР
______________Е.Г. Ярандаева
«_____»__________20___г.





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
семинарского занятия №1

по МДК «Здоровый человек и его окружение»
(специальность «Сестринское дело», 3 курс)

ТЕМА: «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья».





















Пояснительная записка

Методическая разработка семинарского занятия по теме: «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности «Сестринское дело».
В методической разработке семинарского занятия даны обоснования развивающего обучения, способствующие формированию у студента общих и профессиональных компетенций.
На семинарском занятии используются приемы, средства и методы обучения, активизирующие мыслительную деятельность, воспитывающие у студентов устойчивый познавательный интерес по истории сестринского дела, а так же способность применять теоретические знания в практической деятельности.

Методическая разработка семинарского занятия включает в себя:
методическую разработку для преподавателя;
методическую разработку для самоподготовки студентов к семинарскому занятию;
дидактический материал по данной теме.

























МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ТЕМА: «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья»

В соответствии с требованиями ФГОС:
Студент должен знать:
современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья
Цели занятия:
1. Дидактические:
контроль и коррекция знаний по теме: «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья».
2. Развивающие:
использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5);
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);
3. Воспитательные:
воспитывать устойчивый интерес к своей будущей профессии;
воспитывать чувство ответственности за результаты своей работы, работы членов команды;
воспитывать готовность брать на себя нравственные обязательства по отношению к обществу и человеку;
Тип занятия: контроль и коррекция знаний
Вид занятия: семинарское занятие
Метод контроля знаний: тестовый опрос, фронтальный, письменный опросы.
Продолжительность занятия: 90 минут.

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТЕМЫ.
1. Межпредметные связи
Обеспечивающие дисциплины
Обеспечиваемые дисциплины и МДК

ЕН.02. Информационные технологии в профессиональной деятельности

Теория и практика сестринского дела


2. Внутрипредметные связи
Обеспечивающие дисциплины
Обеспечиваемые дисциплины и МДК

Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья.

Потребности человека в разные возрастные периоды. Рост и развитие.



Используемая литература:
Для студентов:
Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение. (Электронная библиотека медицинского колледжа «Консультант плюс»)
Для преподавателей:
Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение. (Электронная библиотека медицинского колледжа «Консультант плюс»)

Хронокарта занятия.
Организационный момент 2 минуты
Постановка целей и задач. Создание мотивационного 5 минут
пространства
Актуализация опорных знаний 10 минут
Контроль выполнения внеаудиторной самостоятельной работы 15 минут
Контроль и коррекция знаний 50 минут
Подведение итогов занятия 5 минуты
Сообщение домашнего задания 3 минута

Характеристика отдельных элементов занятия

Содержание этапов занятия
Методическое обоснование

1. Организационный момент
Приветствие. Контроль внешнего вида студентов, отсутствующих студентов, готовности аудитории к занятию.


2. Постановка целей и задач. Создание мотивационного пространства
Преподаватель четко называет тему занятия Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья, цель занятия, этапы занятия.
Совместно со студентами формируется значение и место данной темы в будущей профессии. Обращается внимание на то, что в настоящие время отмечается снижение рождаемости, что является отрицательным демографическим показателем. В связи с этим возникает явление, называемое постарением населения. Это явлением характеризуется относительным уменьшением численности детского населения и выраженным ростом доли населения старших возрастных групп. При создании мотивационного пространства используются межпредметные связи, показывается значение данной темы при изучении профессиональных модулей.

3. Актуализация опорных знаний
Цель - выявить уровень знаний по теме используя тестовый опрос (приложение № 1 в двух вариантах с эталонами ответов)




4. Контроль выполнения внеаудиторной самостоятельной работы
1. Решение составленных ситуационных задач на расчет демографических показателей.
Просмотр и защита презентаций на примере конкретной ситуации «Вредные условия быта и производства».

5. Контроль и коррекция знаний
1. Проводится фронтальный опрос по теме
Дайте определение понятиям: «здоровье», «образ жизни», «качество жизни», «профилактика», «болезнь»
Перечислите группы здоровья.
Перечислите факторы риска развития болезней.
Расскажите о факторах, определяющих здоровье населения.
Расскажите о концепции демографической политики России.
Дайте определение понятию «качества жизни», на чем это понятие основывается
Перечислите основные направления и формы работы медицинского персонала по пропаганде ЗОЖ.  
Дайте определение понятию «Демография», что изучает медицинская демография?  
Назовите основные тенденции демографических процессов в современной России, мире.  Назовите основные демографические показатели.
2. Письменный опрос 2 варианта – напишите правильный ответ – 15 минут (приложение № 2 с эталонами ответов)

6. Подведение итогов занятия
Преподаватель обобщает результаты работы, достижение целей занятия, комментирует работу на занятии отдельных студентов и всей группы в целом. Выставление итоговых оценок интегративно с учётом вводного контроля, проделанной самостоятельной работы, заключительного контроля.

7. Сообщение домашнего задания
Преподаватель сообщает тему следующего занятия: «Потребности человека в разные возрастные периоды. Рост и развитие», дает рекомендации по подготовке к занятию.
Выполнить самостоятельную работу:
Подготовить презентации по темам «Иерархия потребностей по А. Маслоу», «Потребности по В.Хендерсон».
Составить ситуационную задачу на нарушение потребностей человека по Маслоу.

Подготовка студентов к работе на занятии, быстрое включение в деловой режим, организация внимания всех студентов



Определение целей и задач занятия, создание мотивации учебно-познавательной деятельности. Психологическая подготовка студентов к учебной деятельности. Понимание студентами практической значимости темы. Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование общих компетенций - ОК 1 понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес








Выявление степени усвоения теоретических знаний, необходимых для выполнения практических заданий и формирования общих компетенций
Выявление степени сформированности общих компетенций



Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование общих компетенций: ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.


























Анализ и оценка успешности достижения цели и задач отдельными студентами и всей группой в целом, определение перспектив последующей работы.




Осознание студентами целей содержания и способов выполнения домашнего задания.



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ

ТЕМА: «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья»
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студент должен знать:
современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья
Цели занятия:
контроль и коррекция знаний по теме «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья»;
формирование общих компетенций, необходимых будущему специалисту.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ.

Дайте определение понятиям: «здоровье», «образ жизни», «качество жизни», «профилактика», «болезнь»
Перечислите группы здоровья.
Перечислите факторы риска развития болезней.
Расскажите о факторах, определяющих здоровье населения.
Расскажите о концепции демографической политики России.
Дайте определение понятию «качества жизни», на чем это понятие основывается?  
Перечислите основные направления и формы работы медицинского персонала по пропаганде ЗОЖ.  
Дайте определение понятию «Демография», что изучает медицинская демография?  
Назовите основные тенденции демографических процессов в современной России, мире.
Назовите основные демографические показатели.
Самостоятельная работа студента при подготовке к занятию.

1. Составление ситуационных задач на расчет демографических показателей.
2. Подготовка мультимедийных презентаций: «Вредные условия быта и производства»;

Литература:
Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение. (Электронная библиотека медицинского колледжа «Консультант плюс»)

Приложение 1
Входной контроль
Тема: «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья».
I- вариант
Выберите один правильный ответ
1. Основные показатели статистики населения:
А) рождаемость
Б) смертность
В) заболеваемость
Г) состав населения (пол, возраст, социальное положение и т.д.)

2. Показатели, характеризующие здоровье населения:
А) рождаемость
Б) смертность
В) численность населения
Г) заболеваемость

3. Показатель рождаемости рассчитывается по формуле:
А) (число родившихся живыми за год)/(среднее число населения)х 1000
Б) (число родившихся живыми за год)/(число принятых родов) х 1000
В) (число беременных женщин за год)/( число принятых родов) х 1000
4. Суммарный коэффициент рождаемости отражает количество детей, которое
должна родить каждая женщина для:
А) простого воспроизводства населения
Б) прироста населения на 10%
В) прироста населения на 20%
Г) прироста населения на 30%

5) Для простого воспроизводства, суммарный коэффициент рождаемости должен
составить:
А) 1,2
Б) 2,0
В) 2,17
Г) 3,0

6. Показатели, отражающие механическое движение населения:
А) рождаемость
Б) смертность
В) заболевамость
Г) миграция

7. Показатели естественного движения населения это все, кроме:
А) рождаемость
Б)- смертность
В) естественный прирост
Г) миграция

8. Показатель детской (младенческой) смертности:
А) смертность детей до 14 лет
Б) смертность детей до 1месяца
В) смертность детей до 28 дней жизни

9. Показатель детской смертности рассчитывается по формуле:
А) (число умерших детей в возрасте до 1 года)/(число родившихся живыми) х
1000
Б) (число умерших детей в возрасте до 1 года)/(число всех родившихся) х1000
В) (число родившихся живыми за год)/(число умерших детей в возрасте до
1 года) х 1000

10. Кратность проведения дородового патронажа медицинской сестрой
А) 1
Б) 2
В) 3
Г) 4


Входной контроль
Тема: «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья»
II- вариант
Выберите один правильный ответ
1. Первый дородовый патронаж проводится медицинской сестрой на сроке беременности до (нед.)
А) 10–12
Б) 20–22
В) 23–25
Г) 26–28
2. Второй дородовый патронаж проводится медицинской сестрой на сроке беременности до (нед.)
А) 18–20
Б) 20–22
В) 22–24
Г) 32–40
3.Патронаж новорожденного осуществляется медицинской сестрой
А) 1 раз в неделю
Б) 2 раза в неделю
В) 1 раз в месяц
Г)2 раза в месяц
4. Патронаж детей в возрасте от 1 года до 2 лет осуществляется медицинской сестрой
А) 1 раз в мес.
Б) 1 раз в 2 мес.
В) 1 раз в 3 мес.
Г) 1 раз в 6 мес.

5. Дети, не имеющие хронической патологии и отклонений в развитии, относятся к группе здоровья
А) I
Б) II
В) III
Г) IV
6. Дети с хронической патологией в стадии компенсации относятся к группе здоровья
А) II
Б) III
В) IV
Г) V
7. Дети с хронической патологией в стадии декомпенсации относятся к группе здоровья
А) II
Б) III
В) IV
Г) V
8. Карта профилактических прививок – это форма
А) ф-75а
Б) ф-030
В) ф-063
Г) ф-112
9. История развития ребенка – это форма
А) ф-112
Б) ф-114
В) ф- 116
Г) ф-286

10. Основные показатели статистики населения:
А) рождаемость
Б) смертность
В) заболеваемость
Г) состав населения (пол, возраст, социальное положение и т.д.)

Эталоны ответов
Тема: «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья»

I- вариант
II- вариант

1-г
1-а

2-г
2-г

3-а
3-а

4-а
4-в

5-в
5-а

6-г
6-б

7-г
7-г

8-в
8-в

9-а
9-а

10-б
10-г

Критерии оценок:
«5» - 0 ошибок,
«4» - 1-2 ошибки,
«3» - 3-4 ошибки,
«2» - 5 и более ошибок

Приложение 2
Напишите правильный ответ
Тема: «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья.
Концепции здоровья»
I- вариант
1. Какие статистические показатели характеризуют здоровья населения?
2. Что такое образ жизни?
3. Дайте характеристику неустранимым (генетическим) факторам риска.

Вариант – 2

1. Из каких разделов состоит медицинская демография?
2. Дайте характеристику устранимым (выборочным) факторам риска
3. Что такое здоровый образ жизни?

Эталоны ответов

Тема: «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья.
Концепции здоровья»

1 вариант

1. Группы показателей, характеризующие здоровье населения:
- медико-демографические
физического развития
- заболеваемости
распределение детей по группам здоровья инвалидности

Образ жизни - это система взглядов, которая складывается у человека в процессе жизни под влиянием различных факторов.

3. Различают 2 группы факторов риска (факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека):
1. Генетические (неустранимые)
пол,
возраст,
наследственность

Эталоны ответов
Тема: «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья.
Концепции здоровья»

2 вариант

1.Основными разделами медицинской демографии являются статистика и динамика населения

2.Различают 2 группы факторов риска (факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека):
Выборочные (устранимые)
гиподинамия
неправильное питание
вредные привычки
3. Под здоровым образом жизни следует понимать такое поведение человека, которое направлено на сохранение и укрепление здоровья и базируется на гигиенических нормах, требованиях и правилах.


Лист регистрации изменений
№ измене-ния
Номера листов (страниц)
Всего листов (страниц) в документе
Вход. № сопроводитель-ного документа и дата
Подпись
ответствен-ного за внесение
Дата


Изменен-ных
Новых
Аннулиро-ванных





























































































Методическая разработка семинарского занятия


Специальность «Сестринское дело», 3 курс


МДК 01.01. Здоровый человек и его окружение



Версия 1.0 Страница 13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515 из 13


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЛЬЯНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ


ЦМК ЕМД №2


Методическая разработка семинарского занятия




Должность
Фамилия/Подпись
Дата

Составил
Преподаватель
А.Н. Миронова


Согласовал
Председатель ЦМК
Зав. научно-методическим отделом
М.Н. Афанасьева
М.П. Маркевич


Версия: 1.0


Стр.1из 12





Рисунок 1