Приёмы организации учебной деятельности на основе системно- деятельностного подхода


Арефина М.Н. « Приёмы организации учебной деятельности на основе системно - деятельностного подхода»
«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...» Александр Пятигорский, всемирно известный русский философ, востоковед, профессор Лондонского университета
1. Начальная школа – самый важный этап школьного обучения, на котором закладывается основа личности ребенка. Как правило, в этот период формируются его коммуникативные способности, способности к получению информации из различных источников. А также развивается самооценка школьника и его отношение к учебному процессу.
Педагог начальной школы должен тщательно планировать уроки, учитывая следующие психологические особенности младших школьников:
- дети в таком возрасте легче воспринимают информацию в игровой форме;
- у младших школьников слабо развиты коммуникативные навыки;
- дети в начальной школе не имеют навыков самообразования.
Учитывая эти особенности личности младшего школьника, учитель должен творчески подходить к проведению урока, максимально включать игровые элементы в образовательную деятельность. Педагогу стоит организовать диалоговое общение между учениками на уроке для развития навыков коммуникации. При этом необходимо учесть, что детям может быть трудно работать одновременно с несколькими одноклассниками. Поэтому при формировании групп стоит делить детей по парам. Важно познакомить ребят со способами самостоятельного получения информации. Однако стоит помнить, что они пока не способны к полноценной самостоятельной учебной деятельности и часто нуждаются в подсказках учителя.
Если педагог будет учитывать психологические особенности детей, то системно-деятельностный подход в начальной школе даст свои позитивные плоды и поможет школьникам приобрести навыки, необходимые для дальнейшего обучения.
2. С точки зрения деятельностного подхода к обучению, обучающихся надо вооружать системой общих и специальных приёмов деятельности. Владение основных общеучебных умений и навыков называют умением учиться.
В психолого-педагогических исследованиях показано, что один из эффективных путей обучения обучающихся деятельности в учебном процессе – формирование приёмов учебной деятельности.
Приём деятельности - наиболее рациональная совокупность действий и операций, выполняемых в определенном порядке и служащих для решения задач деятельности (по Е. Н. Кабановой - Меллер).
Приёмы учебной деятельности делятся (по О.Б. Епишевой):
1) общеучебные приёмы - приёмы учебной деятельности, не зависящие от специфики изучаемого материала;
2) общие приёмы учебной деятельности обучающихся;
3) специальные приёмы учебной деятельности обучающихся - приёмы деятельности, которые принимают свою особую форму в соответствии со спецификой содержания курса и особенностями его задач;
4)частные приёмы учебной деятельности обучающихся -
специальные приёмы, которые конкретизированы для решения самых узких (частных) задач, они используются (и формируются) только в определенных темах курса;
5) обобщенные приёмы учебной деятельности обучающихся- приёмы полученные на основе анализа частных приемов путем выделения общего содержания деятельности по решению конкретных (частных) задач (по Е.Н.Кабановой).
Рассмотрим общеучебные приёмы учебной деятельности, которые применяем мы на своих уроках:
Работа с учебником
1. Найти задание по оглавлению. ( чаще использую по чтению)
2. Обдумать заголовок (т.е. ответить на вопросы: О чём пойдёт речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?).3. Прочитать содержание пункта (параграфа).
4. Выделить все непонятные слова и выражения, выяснить их значение (в учебнике, справочнике, и преподавателя).
5. Задать по ходу чтения вопросы (например: О чём здесь говорится? Что мне уже известно об этом? С чем это нужно не перепутать? Что из этого должно получиться? Для чего это делается? К чему это можно применить? Когда и как применять?) и ответить на них.6. Выделить (выписать, подчеркнуть) основные понятия.
7. Выделить основные свойства этих понятий (правила, теоремы, формулы).
8. Изучить определения понятий.
9. Изучить их основные свойства (правила, теоремы, формулы).
10. Разобрать и понять иллюстрации (чертёж, схему, рисунок).
11. Разобрать примеры в тексте и придумать свои.
12. Провести самостоятельно обоснование свойств понятий (вывод формулы или правила, доказательство теоремы).
13. Составить схемы, чертежи, рисунки, таблицы и т.п., используя свои обозначения.
14. Запомнить материал, используя приёмы запоминания (пересказ по плану, чертежу или схеме, пересказ трудных мест, специальные приёмы).
15. Ответить на конкретные вопросы в тексте.
16. Придумать и задать себе такие вопросы в тексте.
17.Если не всё понятно, отметить неясное и обратиться к преподавателю.  
  Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке групповая работа. Самый простой вид групповой работы – работа в парах.
Выполнение письменной работы
1. Прочитать задания для письменной работы, понять их
2. Вспомнить, что изучали на уроке, просмотреть записи в тетрадях.
3. Продумать, какие приёмы их выполнения следует использовать (вспомни правила).
4. Выполнить задание.
5. Проверить тем или иным способом правильность выполнения задания.
(Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за учителем. Но по заданию учителя, на определённом этапе обучения, учащиеся сами могут сделать многое: определить и выделить главное, предусмотреть варианты проверки их знаний и умений, предвидеть очередной вопрос, обосновать связь новой темы с предыдущей и т. д.
Усвоение и запоминание определения понятия
1. Запомнить общую структуру определения понятия.
2. Выделить составные части этой структуры в определении, которое нужно запомнить.
3. Уяснить и запомнить отдельные составляющие части определения.
4. Запомнить определение целиком.
5. Проверить, правильно ли назван термин (определяемое понятие), указаны связи между признаками понятия, сформулировано и построено предложение в целом.
( При повторении ранее изученного материала использую игровые элементы, задания с участием сказочных персонажей, соревнования, кроссворды, ребусы. Это создаёт положительный эмоциональный фон,) Составление плана устного ответа
1. Выделить понятия, которым нужно дать определение.
2. Выделить их свойства (теоремы, правила, формулы), которые нужно сформулировать (доказать, обосновать).3. Выделить понятия и свойства из ранее изученных, на которые нужно ссылаться при ответе (доказательстве, обосновании).
4. Составить план обоснования (доказательства).
5. Продумать записи на доске во время ответа.
6. Показать, где и как применяется изученный материал.
7. Сделать вывод.
Участие в дискуссии (обсуждении)
1. Выяснить предмет дискуссии (обсуждения).
2. Чётко сформулировать свою точку зрения.
3. Доказывать своё мнение двумя способами – проводить убедительные доводы и опровергать доводы противоположной стороны.
4. Вести спор не для того, чтобы победить, а для того чтобы установить истину.
Групповая работа на уроке
1. Получить задание.
2. Распределить, какую часть задания и в какой последовательности будут выполнять члены вашей группы.
3. Выполнить задание по составленному плану.
4. Проверить друг у друга в определенном порядке правильность выполнения задания.
5. Свериться с ответами у преподавателя, у консультанта.
6. Устно разобрать ошибки.
7. Выполнить работу над ошибками в тетрадях, при необходимости консультируясь друг с другом или с преподавателем.
8. Ещё раз проверить правильность выполнения задания и оценить свою работу.
9. Представить результаты работы группы в заданном виде. (Для того чтобы выработать у учащихся привычки и умений самопроверки выполняемой работы, использую следующее. Стараюсь создать такую ситуацию, которая провоцирует учащихся на неправильный ответ, и заставляю их критически мыслить. Иногда, предлагаю такую работу, найти ошибки в ответах, письменной работе своего товарища.) Выполнение домашней работы
1. Вспомнить, что изучали на уроке, просмотреть записи в тетрадях.
2. Прочитать и усвоить материал учебника.
3. Выполнить письменные задания.
4. Составить план устного ответа.
Усвоение и запоминание теоремы
1. Прочитать формулировку теоремы, понять её смысл, используя имеющуюся иллюстрацию.
2. Выучить формулировку теоремы.
3. Прочитать доказательство, обосновывая каждый этап, следя по чертежу.
4. Воспроизвести доказательство устно или письменно.
5. Сделать другой чертёж и краткую запись доказательства.
6. Доказать теорему самостоятельно с помощью своего чертежа.
Подготовка доклада (реферата)
1. Продумать тему своей работы, в общих чертах определить её содержание, составить предварительный план.
2. Составить список литературы, которую следует прочитать.
3. Читая литературу, отмечать и выписывать все, что должно быть включено в работу.
4. Разработать подробный окончательный план, возле всех его пунктов сделать ссылки на литературу.
5. Во вступлении к работе раскрыть значение темы.
6. Последовательно раскрывать все пункты плана, обосновывая основные положения и иллюстрируя их конкретными примерами.
7. Постарайтесь отразить свое личное отношение к теме.
8. Сделать вывод в конце работы.
9. Прочитать всю работу, устранить все замеченные недостатки.
По мнению Ольги Борисовны Епишевой, формирование приёмов учебной деятельности следует начинать одновременно с общеучебных и частных. Общеучебные приёмы составляют основу организации всей учебной деятельности обучающихся, «учат учиться» независимо от содержания предмета. Важным условием усвоения приёмов учебной деятельности обучающимися является возможность обращаться к составу приёма в любое нужное время. В своей работе я использую эти приемы учебной деятельности. При работе на уроке необходимо использовать эти знания. Размещение методических рекомендаций на стенде нашей школы тоже даст возможность обучающимся использовать их во внеаудиторной работе.
Итак, при обучении приёмам учебной деятельности обучающиеся имеют четкий план действий, что дает возможность самостоятельно пополнять и совершенствовать свои знания. Состав основных приёмов учебной деятельности должен быть представлен в средствах обучения для обучающихся, методических пособиях для преподавателя, постоянно применяться в учебном процессе для эффективности образовательного процесса.
   Подводя итог всему вышесказанному хотелось бы отметить, что системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, в содружестве с учащимися, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования  и к жизни  в постоянно изменяющихся условиях.Достижение результата возможно только через включение в деятельность. В результате этой деятельности, обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»!Одним из основных условий реализации системно-деятельностного подхода являются личностная позиция и профессиональная подготовка учителя, его  творчество и желание раскрыть способности каждого ребенка. Вот это и есть главный  ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
      В практике Арефина М.Н. применяет также фронтальную работу.Вот некоторые приёмы фронтальной работы, используемых на уроках.    Во-первых, при ответе ученика не навязывать своего мнения, своего способа решения.    Во-вторых, требует от учащихся обоснования каждого шага решения. Добиваюсь того, чтобы учащиеся внимательно выслушивали аргументы, приводимые их товарищем, работающим у доски, и вносили в них поправки и добавления.  В-третьих, всегда поощряет наблюдательность и инициативу учащихся, тем самым, стимулирую их к поиску наиболее рациональных подходов и при самостоятельном решении задач.     В-четвёртых, старается проводить с учащимися обсуждение полученного результата. Приучая школьников осмысливать ответ задачи, выполнять там, где это возможно, проверку, делать прикидку результата, я формирую у них умения, необходимые для самоконтроля.     Построенная таким образом фронтальная работа способствует развитию у учащихся таких качеств мыслительной деятельности как гибкость ума, рациональности мышления, критичности мышления, а также способствует формированию основных умений, связанных с самостоятельным решением различных учебных и практических задач.