Классный час «Самый главный в жизни выбор»,8 класс



Классный час
«Самый главный в жизни выбор», 8 класс
Цели: Ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии, разумного планирования профессиональной карьеры с учетом потребностей личностного самоопределения в условиях реального труда.
Задачи:
Сформировать положительное отношение к осознанному профессиональному выбору.
Познакомить обучающихся с престижными, редкими и новыми профессиями, познакомиться с новыми профессиями.
Научить поиску информации о различных профессиях.
Форма проведения: классный час.
Подготовительная работа: 2-3 ученика готовят сообщения, подбирают иллюстрации.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.
План классного часа:
1.Интерактивная беседа о существующих профессиях и их видах.
2. Актуальность проблемы осознанного выбора профессии.
3. Мини-лекция о типах профессии.
4. Тестирование.
5. «Формула осознанного выбора».
6. Просмотр видеоролика.
7. Групповая работа (рефлексия).
8. Подведение итогов.
Ход классного часа:
Учитель: - Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.
Интерактивная игра.
Учитель: - Напишите на листках бумаги, профессии, которые вы знаете, профессии, которые бы хотели приобрести в будущем.
Учитель, получает от обучающихся листочки и складывает их в коробку, затем их перемешивает и предлагает вытянуть ученикам.
Учитель: - Хотели бы вы получить данную профессию? Почему? (Ребята приходят к выводу о том, что выбор сделали они случайно, а не осознанно).
Учитель: - Почему так нельзя подходить к выбору своей будущей профессии? (Ребята говорят, что работа не принесёт удовлетворения, кроме того, можно оказаться лишним на рынке труда и т.п.).
2. Ученик рассказывает об актуальности проблемы лишних людей на рынке труда (информация высвечивается на слайдах).
Каждый год сотни тысяч молодых людей выходят на рынок труда, но очень многие - около половины - так и не находят применения своим знаниям и остаются за бортом. Сейчас, например, а российском рынке труда много лишних юристов и экономистов. Зато очень престижным и востребованным стали инженеры – технологи, особенно в пищевой промышленности, строители, радиоэлектронщики, рабочие разных специальностей. А их-то как раз и не хватает. Но после окончания учебы почти половина молодых специалистов пополняет армию безработных. Такое же положение и в других развитых странах. Например, в Западной Европе, по данным ООН, только 39% молодых людей от 15 до 24 лет обеспечены работой, в России этот показатель еще ниже – 31 %. Почему же так получилось: с одной стороны - острая нехватка специалистов, а с другой – безработица, лишние люди? Всему виной ошибки при выборе профессии. Многие молодые люди, выбирая профессию, не учитывают своих способностей, гонятся за престижностью, модой, деньгами. В результате - разочарование, неверие в себя, ощущение своей ненужности и невостребованности. Чтобы избежать этого, нужно осознанно подходить к выбору профессии.
3. Ученик рассказывает о типах профессии (информация высвечивается на слайдах).
В мире существует около 50 тыс. профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединят их в крупные классы, типы. В России все профессии объединяют в пять больших групп, типов.
Первый тип: Человек - природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда.
Второй тип: Человек-техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства.
Третий тип: Человек-человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности- воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.
Четвертый тип: Человек – знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки : устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т.п. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лаборатории, научных центрах.
Пятый тип: Человек - художественный образ. Людей этого типа отличает наличие земного образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры и др.
Чтобы не ошибиться в выборе профессии нужно учесть свои психологические особенности, способности, физические возможности.
Используя интерактивную доску, учащиеся должны распределить список предложенных профессий по видам, предварительно обсудив в группах.
4.Тестирование.
Учитель: - Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения – 30с.
Дети рисуют фигурки.
Учитель: - Теперь подчеркните количество треугольников.
(Дети выполняют задание.) Один ученик выполняет задание у доски.
Учитель: - А теперь посмотрите ключ к тесту (информация высвечивается на слайдах).
Первый тип: 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одно вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необыкновенное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Учитель: - Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечно итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
5. Формула «осознанного выбора профессии».
Учитель: - А что получится, если сложить три слова: «хочу», «могу», и «надо»?
Учитель стилусом перечеркивает тире между словами в формуле, написанной на интерактивной доске, получаются плюсы. Дети высказывают предложение.
Учитель: - Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.
Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.
Учитель вытягивает из полей = осознанный выбор профессии.
Учитель: - Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:
Хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
Могу – это все, что мне по силам, по способностям;
Надо – это все, что нужно для общества страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу) и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо). Получить информацию о необходимых профессиях нашего региона – Свердловской области, можно на сайте «Департамент по труду и занятости населения Свердловской области» http://szn.gossaas.ru.
6. Просмотр видеоролика «В мире профессий». Коллективное обсуждение просмотренного.
7. Рефлексия.
Учитель: - Что вы узнали нового для себя о правилах выбора профессии?
8. Подведение итогов.
Учитель: - Сегодня мы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбирать свое дело в жизни. Задача эта не легкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор.