Классный час Недаром помнит вся Россия про день Бородина…

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина»
Цель: создание условий для патриотического воспитания обучающихся, развития у них чувства гордости за свое Отечество, интереса к истории своей страны, формирования активной гражданской позиции.

Задачи:
расширить представление детей об Отечественной войне 1812 года
развивать умение рассуждать, анализировать, сопоставлять
формировать положительную нравственную оценку подвига во имя Родины, позитивное отношение к ее героическому прошлому
побуждать детей к изучению истории России, к участию в патриотических мероприятиях
Оборудование: презентация, кейс-пакеты с заданиями, иллюстрации событий 1812 года, стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино», военные атрибуты, жетоны, приглашения, юбилейные деньги.
Ход мероприятия
Организационный этап
Слайд 1. Звучит музыка
Дети, входя в класс, получают жетоны с названиями команд «Уланы», «Гусары», «Казаки»
Мотивационный этап.
Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на сегодняшнем мероприятии. По полученным жетонам вы разделились на команды, чтобы совершить путешествие в мир великой истории.
Как вы думаете, почему у ваших команд такие интересные названия?
С каким событием в истории нашей страны они связаны?
Наша история богата событиями. И каждый из нас так или иначе причастен к ним. Ведь человек, не знающий своей истории, как растение перекати-поле, скитается и не знает, где остановится.
Слайд 2 Сегодня мы встретились, чтобы ещё раз вспомнить об одном из великих событий в истории нашего Отечества - Бородинском сражении.
Почему вот уже 200 лет мы помним о нем?
Слайд 3-4 (На Бородинском поле русские нанесли наполеоновской армии удар такой силы, что эта армия уже не могла оправиться. Бородинское сражение положило начало разгрому «великой армии» Наполеона, который до этого захватил многие страны Европы и уже считал себя властелином всего мира).
Бородино! Слайд 5 Деревня недалеко от Москвы, мало кому известная, стала местом славы русского воинства, славы великой России.
Актуализация знаний и жизненного опыта
Путешествие в далекий 1812 год мы совершим на машине времени, окунемся в историю великого сражения, а, может быть, станем его участником.
Слайд 6 Билеты вы сможете заработать, ответив на вопросы об этом событии. Каждая команда может выбрать по 2 вопроса.
(Викторина)
Вопросы для викторины «Своя игра»

«Да, были люди в наше время»

25 рублей
Кто был императором России во время Отечественной войны 1812 года? (Александр 1).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

2 рубля
Как звали единственную женщину - участницу Бородинского сражения. (Надежда Андреевна Дурова).


2 копейки
Кому принадлежат эти слова: «Самое страшное из всех моих сражений это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми»? (Наполеону)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

5 рублей
Кому принадлежат эти слова: «С потерей Москвы не потеряна Россия» (М. И. Кутузову)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Военные термины

2 рубля
«Но тих был наш бивак открытый». Что такое бивак и почему он открытый? (привал, стоянка под открытым небом.).


25 рублей
«Кто кивер чистил весь избитый». Что такое кивер и почему он был избитый? (высокий головной убор из жесткой кожи с козырьком, избитый пулями).

копейки
«Звучал булат, картечь визжала». Что такое картечь и почему она визжала? (снаряды ближнего действия, предназначенные для открытого поражения людей, летят со свистом).


5 рублей
«Прилег вздремнуть я у лафета». Что такое лафет и почему пришлось возле него спать? (станок артиллерийского орудия, возле него спали, опасаясь неожиданной атаки).


«Счет времени идет не по годам»

2 копейки
Какого числа началось великое Бородинское сражение? (26 августа (7 сентября))
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


2 рубля
Какого числа «великая армия» Наполеона вторглась в пределы России? (12 июня)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


25 рублей
Сколько лет было М.И.Кутузову? (67 лет)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


5 рублей
Сколько километров не дошел Наполеон до Москвы? (110км)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Теперь у вас есть деньги и вы можете купить у меня билеты. (Продажа билетов)
Поздравляю вас, вы приобрели билеты, и мы можем отправляться в путь.
Машина времени ждет вас. Возьмитесь за руки, поднимите их вверх и закройте глаза. Поехали!!! Слайд 19
(Музыка перемещения)
Объяснение задания командам.
Слайд 20
Откройте глаза. Сейчас мы находимся на Бородинском поле.
Но где же сражение? Наверное, что-то случилось с машиной времени.
Но ничего, сейчас мы все исправим, у меня есть замечательные инструменты (показать пакеты), которые помогут вам восстановить картину Бородинского боя.
Задания группам

Собрать картинку, наклеить на лист бумаги.
Определить, какой этап Бородинского сражения на ней изображён.
Подобрать к ней строки из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
Поместить картинку на доску, точно определив ее место:
начало боя,
полковник,
рукопашный бой.
Подобрать и надеть подходящие костюмы, иллюстрирующие эпизод, представленный на картинке. Вы можете выбрать по 4 предмета.
Разыграть свой эпизод словами из стихотворения.

Распределите в группе обязанности и приступайте к работе.
На реставрацию картины у нас всего 7 минут. Если мы не уложимся, это историческое событие исчезнет навеки.
5. Работа в группах (7 минут)
Слайд 21 Таймер 1 минута
6.Представление результатов работы групп.
Слайд 22 Итак, представьте 1812 годраннее утро 26 августа Наполеон находится недалеко от Москвы.
1группа – Как все начиналось? Слайд 23
2 группа – Что же потом? Слайд 24
3 группа – А затем Слайд 25
Спасибо Слайд 26 , ребята, общими усилиями вы смогли восстановить картину великого сражения, и теперь мы можем вернуться в наше время. Слайд 27
(музыка)
Бородино Здесь русские солдаты Прославили Отчизну на века. Здесь показал Кутузов Бонапарту Всю мощь и силу русского штыка. Здесь бой кипел. Такой жестокой сечи Ещё в России не было у нас, Когда дышать вдруг становилось нечем И ясный день в дыму сраженья гас. И пусть давно растаял в поднебесье Той битвы дым, той битвы пушек гром – Мы до сих пор о ней слагаем песни, О наших предках память бережём (В.Степанов)
7. Рефлексия (стоит картинка)
Ребята, а что вы расскажете своим детям об этом событии?
А ещё Слайд 28 вы можете рассказать им очень красивую легенду о том, как на наших столах появился бородинский хлеб.
Известному молодому генералу Александру Тучкову предсказали гибель в загадочной точке земного шара под названием «Бородино».
(Зажигаю свечу)
Он просмотрел с женой всю карту мира и нашёл только одно место с подобным названием, и оно находилось в Италии. Генерал обрадовался, так как решил, что, если Россия с Италией не воюет, то и смерть ему не грозит. Он даже и не думал, что в России существует небольшая деревня с точно таким же названием, которая и определит в будущем его судьбу. Предсказание сбылось
Его жена, Маргарита Нарышкина, после того, как её муж и сын погибли на Бородинском поле, постриглась в монахини, изменив имя и став сестрой Марией.
Именно Мария с другими монашками и придумали тот самый Бородинский хлеб. Некоторые даже считают, что женщина кинула в печь хлеб, желая, чтобы он стал таким же чёрным, как её скорбь по умершим.
Долгое время Бородинский хлеб использовался в качестве поминального блюда, став символом погибших в 1812 году. Я хочу, чтобы вы, пробуя этот хлеб, помнили тех, кто ценой своей жизни отстоял свободу и независимость нашей родины.
(Раздаю хлеб)
Слайд 29
Я благодарю вас за работу, мне приятно было с вами пообщаться.