Познавательная мотивация один из факторов, влияющих на учебную деятельность школьника на уроках биологии


Познавательная мотивация один из факторов, влияющих на учебную деятельность школьника на уроках биологии
С целью формирования социальных и познавательных мотивов учения рекомендуются различные формы познавательных заданий.
Содержание учебного предмета «Биология» представляет большие возможности для развития мотивации его изучения. В своей практике использую методические приёмы предметной деятельности. Под предметной деятельностью понимается учебная деятельность, осуществляемая школьниками в рамках предмета биологии.
Предметная деятельность это личностное образование. Личность определяется тем, что как она знает, что и как она ценит; что и как он созидает. Различают следующие виды предметной деятельности:
познавательная;
преобразовательная;
коммуникативная;
ценностно-ориентированная.
Для развития предметной деятельности я использую следующие приёмы.
Познавательная деятельность:
Описание природных объектов по плану;
Анализ биологических терминов;
Работа с дополнительной литературой;
Сочинения;
Диктанты;
Решение задач – новелл;
Решение проблемных ситуаций;
Фенологические наблюдения;
Паспортизация комнатных растений;
Опыт, практическая работа.
Преобразовательная деятельность:
Проекты;
Сочинения – прогнозы;
Деловые и ролевые игры;
Социологический опрос.
Коммуникативная деятельность:
Работа с инструктивными карточками;
Творческий отчёт (демонстрация результатов наблюдения и т.п.);
Игры – тренинги;
Работа в группах;
Работа в парах постоянных и динамических;
Элементы диспута;
Лекции для населения.
Ценностно-ориентированная деятельность:
Оценка природных объектов по экологическим признакам;
Анализ собственного поведения согласно нормам экологической этики;
Оценка эстетических достоинств природных объектов и явлений через музыку, поэзию, фотографии, живопись;
Профориентационная деятельность.
В качестве основных методов формирования мотивации учения использовались следующие:
формирование приёмов целеобразования;
осознание рождения нового мотива;
актуализация сложившихся мотивов;
придание мотиву новых характеристик;
анализ мотивов и целей учения.