Открытый урок по истории в 5 классе Древний Китай

Урок по истории Древнего мира
Тема: Древний Китай

Цели и задачи:
Сформировать представление о предпосылках складывания государственности в Китае и о влиянии учения Конфуция на правила и нормы поведения всех жителей Китая, включая правителей.

Оборудование:
Учебник, тетради
Проектор, ноутбук
Карта «Древний мир»
Оформление кабинета (портрет Конфуция, его высказывания, фотографии, предметы китайского быта и культуры)

План изучения нового материала Слай№3
Географическое положение и природа Древнего Китая.
Учение Конфуция.
Объединение Китая при Цинь Шихуанди.
Народные восстания.
Культура и научные достижения.

Ход урока:
Класс поделен на 4 группы
I. Организационный момент (прием «Фантастическая добавка»)
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим волшебное путешествие в удивительную страну. Но для того, чтобы нам туда попасть, надо выполнить задания.

II. Актуализация знаний (прием «Жокей и лошадь»)
Приглашаются по два человека из каждой группы
Ребята, сейчас часть из вас получает карточки с вопросами, а другая часть – карточки с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». (Приложение 1)
Держава – большое и сильное государство
Библия – священная книга евреев и тех народов, среди которых распространилось христианство.
Сатрапия – область
Касты – большие, замкнутые группы людей в Индии, различающиеся по своим правам и обязанностям с самого рождения и до смерти.
Брахманы – каста жрецов в Индии
Клинопись – вид письма Древнего Двуречья
Буддизм – религия, возникшая в Древней Индии в 6-5 вв. до н.э.
Рабовладельцы – люди, владеющие рабами

А пока ребята думают над заданием, поработаем с картой. Зачитайте карточки с географическим описанием и покажите это место на карте.
1 группа. Эта река течет с юга на север. Она берет свое начало из больших озер в Центральной Африке и, минуя пороги, течет 700 км в глубокой долине, затем впадает в Средиземное море, делясь на рукава, образуя дельту. (Нил)
2 группа. Страна, находящаяся между двух рек (Междуречье или Двуречье, реки Тигр и Евфрат).
3 группа. Самое большое государство, называвшееся «царством стран», его властитель носил титул «царя царей». (Персия)
4 группа. Страна, расположенная на юге Азии, занимает полуостров Индостан и прилегающую к нему часть материка. (Индия)

III. Изучение нового материала
Все молодцы, с заданием справились. А теперь мы попадаем в Китай. Он находится в Восточной Азии. На территории Китая протекают две большие реки, впадающие в Тихий океан – Хуанхе и Янцзы. На этой обширной территории возникло несколько государств, правители которых часто враждовали друг с другом. Но жители всех этих государств считали себя одним народом, потому что имели сходную культуру и обычаи. Об этих обычаях часто рассказывал мудрец Конфуций, которого очень почитали китайцы. Слайды № 4,6

(прием «Инсерт»)
Открыть стр. 100-102, прочитать, обозначить в таблице № 1 значками прочитанное.
«V» – уже знал,«+» - новое,«-» - думал иначе,«?» – не понял, есть вопросы
Таблица № 1. Учение Конфуция
Вопросы для обозначения
V (уже знал)
+ (новое)
- (думал иначе)
? (не понял, есть вопросы)

1. Младшие уважают старших





2. Старшие заботятся о младших.





3.Жертвоприношения в честь предков.





4. Лучшая похвала для китайца – сравнение с древним героем.





5. Вера в сверхъестественные существа.





6. Царя в Китае называли «Сын Неба», а страну «Поднебесной».





7.Книги изготавливались из бамбука.





8.Писали иероглифами.






(прием «Идеал»)
Интересно, как должны были вести себя учтивые китайцы?
Давайте найдем как можно больше высказываний Конфуция, о правилах поведения воспитанного человека.
1 группа стр. 102, п. 4. абз. 1
2 группа стр. 103, п. 4. абз.1,2
3 группа стр. 103, п. 4. абз. 3
4 группа стр. 103, п. 4. абз.4
Есть ли среди высказываний нормы поведения, которые сохранились и актуальны сейчас?
А теперь выберите, какое из этих правил вам ближе?
Любопытно, как на самом деле вы соблюдаете это правило? Слайд №5


IV. Обсуждение и решение проблем (прием «Фишбоун»)
В "голове” помещается название события – объединение Китая, а в хвосте другое - восстание народа. Перед учениками ставится вопрос: "Что могло произойти между двумя этими событиями? Как могло получиться, что такое хорошее начало могло привести к таким неприятным событиям?”
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Работа по группам
1 группа п. 2, стр. 104 Завоевательные войны
2 группа п. 3, стр. 105 Великая Китайская стена
3, 4 группа п. 4, стр. 106 Возмущение народа
Ребята выдвигают предположения, и все они мною записываются на доске. Набирается разнообразие причин и появляется повод узнать настоящие причины. Ребята читают, снова используя прием инсерт – чтение с пометками (V – подтвердилось, + – новое). После завершения чтения группы отчитываются в проделанной работе, и в "фишбоуне” в верхней части пририсовывается столько ребрышек, сколько всего промежуточных событий было обнаружено: строительство Великой китайской стены, сбор средств и т. д. В нижней части "фишбоуна” записываем причины, которые привели к записанным событиям. Каждому событию соответствуют свои причины или причина, поэтому количество ребрышек снизу и сверху может не совпадать. В итоге получается схема развития Китая, она может служить опорой для рассказа содержания темы. Таким образом, благодаря "фишбоуну” мы получили опорный конспект, учились выделять события и их причины, делать краткие записи и работать в группе.
Причины:
Походы против соседних стран
Создание военных поселений
Использование труда осужденных на строительстве Стены
Использование труда простых китайцев на строительстве стены
Повышение налогов
Усиление системы наказаний
Факты:
Строительство Великой Китайской стены
2/3 урожая отдавалось сборщикам налогов
Бегство юношей из дома
Уничтожение старинных книг
Убийство нескольких сотен ученых-последователей Конфуция
Казнь знаменитых полководцев. Слайд №7


V. Решение учебных задач
Ребята, а знаете ли вы, что если бы в древнем мире присуждали награды за изобретения и открытия, то, несомненно, в первую очередь ими были бы отмечены древние китайцы. Лак, которым покрывают мебель; шелковые ткани. (Маршрут, по которому везли шелк в другие страны, получил название «Великий шелковый путь»); бумагу, на которой мы пишем, порох, компас и многое другое. Слайды №8,9

Китайцу Чжану Хэну принадлежит изобретение очень нужного прибора. Более совершенные его модели используются людьми по сей день.
Прочитайте описание прибора, рассмотрите иллюстрацию и предположите, что это за прибор и о каком стихийном бедствии он сигнализировал.


Прибор состоял из полого шарообразного медного сосуда, внутри которого вертикально был расположен маятник. К маятнику прикасались 8 пружин- рычагов, выведенных наружу. К наружному концу каждого рычага бала прикреплена металлическая голова дракона, в пасти которого находился медный шарик. Отклонение маятника в сторону, вызванное стихийным бедствием, вызывало нажим на один из рычагов, который вследствие этого изменял свое положение. Голова приделанного к этому рычагу дракона механически открывала пасть, и из нее выпадал шарик, попадавший в рот одной из 8 жаб, расставленных у основания сосуда. По тому, какой из драконов выплевывал шарик, узнавали, в каком из 8 направлений произошло некое стихийное бедствие. (Приложение 2)

VI. Контроль знаний, обратная связь (метод интеллект-карт)
(Приложение 3)
В центре – Древний Китай
Ветки: Конфуций (мысли)
Цинь Шихуан
Завоевательные походы
Великая Китайская стена
Возмущение народа
Изобретения

VII. Формирование умения задавать вопросы (прием «Толстый и тонкий вопрос»)
Группа 1 формулирует и задает тонкий вопрос по пройденной теме группе 2(Какие открытия и изобретения были сделаны древними китайцами?), группа 3 формулирует и задает толстый вопрос по пройденной теме группе 4 (Расскажите о правлении Цинь Шихуана).
Тонкий вопрос предполагает краткий однозначный ответ
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
VIII. Рефлексия (прием «Телеграмма»)
Написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и обменяться. (Приложение 4)









13PAGE 15


13PAGE 14415




Picture 3Описание: he110Рисунок 1Рисунок 1Root Entry