Конспект урока Этот мир очарований…

Урок по литературе в 9 классе.
«Этот мир очарований, этот мир из серебра»

(литературно-музыкальная композиция:
эпилог к теме «Поэзия серебряного века»)
Цель: показать разнообразие художественных индивидуальностей поэзии серебряного века.
Оборудование: репродукции художников серебряного века (И.Репин, В.Серов, А.Бенуа, Н.Рерих, Б.Кустодиев, М.Врубель), портреты поэтов: Блока, Гумилева, Ахматовой, Мандельштама, Цветаевой, Волошина.
Художественное оборудование доски: (решетка, кисть рябины.)

Ход урока:
Слово учителя (на фоне музыки Скрябина или Сибелиуса).
Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью
По Неве или против теченья,
Только прочь от своих могил
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком плыл.
Так Анна Ахматова сказала о периоде, который получил название «Серебряный век».
Конец 19 – начало 20 века – это один из сложных и интересных периодов в истории России. Это эпоха величайших катаклизмов и грандиозных революционных битв. В воздухе носится ощущуние тревоги, предощущение бури. Но это и один из самых плодотворных периодов в русской культуре.
Подлинный рассвет мысли, талантов. Россия дала миру плеяду блистательных имен. В это время жили и творили такие художники, как Врубель, Репин, Рерих, Кустодиев и др.
Создавали свои музыкальные произведения такие композиторы, как И.Стравинский, А.Скрябин, С.Рахманинов, Д.Шостакович.
Но, пожалуй, наиболее яркой и богатой страницей этого периода стала поэзия, недаром получившая впоследствии название «поэзия серебряного века».
Творчество поэтов серебряного века сложно и неоднозначно. Общим, пожалуй, у всех является стремление преобразить несовершенную жизнь, придать ей иной смысл, да подчеркнутое увлечение внешней формой стиха. Человек – вот объект их истинного интереса.
1-й ведущий. Перед нами длинная череда имен и трагических судеб: А.Блок, М.Цветаева, Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, И.Северянин, Б.Пастернак Всех перечислить сейчас невозможно, а как хотелось бы
Несомненно, в центре блестящей плеяды поэтов серебряного века стоит А.Блок. М.Горький сказал о Блоке: «Настоящий, волею божьей поэт и человек бесстрашной искренности».
Путь Блока был труден и полон противоречий. Свой поэтический путь он начал как символист. К этому периоду принадлежит знаменитый цикл «Стихов о Прекрасной Даме» («В ресторане»).
Но в своем творчестве он всегда был честным и мужественным. Каждое его стихотворение – это страница большой книги, тема которой – жизнь. («О весна, без конца и без края»)
По силе дарования, страстности отстаивания своих воззрений, по глубине проникновения в жизнь А.Блок – один из поэтов, которые составляют гордость и славу русской литературы. Великое богатство тем, проблем, настроений, переживаний воплощает он в своих стихах.
2-й ведущий.А вот стихотворение совсем другого плана:
Будем как солнце! Забудем о том,
Кто нас ведет по пути золотому.
Это стихотворение одного из основоположников символизма – К.Бальмонта. блок говорил о нем: «Когда слушаешь Бальмонта – слушаешь весну». И, действительно, в поэзии его мы и сегодня находим упоение жизнью, ее весною, цветением, ее красотой. Юношеская одухотворенность, обнадеженность, радость бытия звучат в его стихах. («Сквозь сеть алмазную зазеленел восток»)
3-й ведущий. Очень точно описал атмосферу тех лет О.Мандельштам, за что и поплатился своей жизнью.
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца –
Там припомнят кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны.
Тараканьи смеются усища
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет –
Он один лишь бабачит и тычет
Как подковы, кует за указом указ –
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него, - то малина
И широкая грудь осетина.
Прочитал он свое стихотворение нескольким близким друзьям и поэтам. Те в ужасе выслушали и донесли.
4-й ведущий.Пред нами еще один талантливый поэт Максимилиан Волошин, который был незаурядным художником, оригинальной личностью. Одной из главных черт его поэтического облика является неразрывность лирического и личностного мира, полное соответствие его стихотворных деклараций образу жизни и поведения. Виртуоз формы, ювелирно оттачивающий свои формы, Волошин дал классические образы сонетов. Это редкий мастер лирического пейзажа и стихотворного портрета(«Полдень»)
Максимилиан Волошин – поэт-интеллектуал, без творчества которого представление опоэзии начала 20 века будет неполным.(«На палатине»)
5-й ведущий. Поэт редкой индивидуальности, «поэт-рыцарь», «поэт-воин», представитель такого направления, как акмеизм – Николай Гумилев. Его творчество всегда привлекало чарующей новизной чувств, взволнованной мыслью, мужеством и силой духа.
«Ему не чужды были старые, смешные предрассудки: любовь к Родине, сознание живого долга перед ней и чувство личной чести Он писал стихи, насыщенные терпкой прелестью, овеянные ароматом высоких гор, жарких пустынь, далеких морей и редких цветов, прекрасные, полнозвучные, упругие стихи, в которых краткая и емкая форма вмещает гораздо больше, чем сказано. Странствующий рыцарь, аристократический бродяга – он был влеблен во все эпохи, страны, профессии и положения, где человеческая душа расцветает в дерзкой героической красоте.»
так сказал о Н.Гумилеве писатель А.И.Куприн («Нет, я не прожил, я протомился»)
6-й ведущий.Наверное, неотъемлемой частью творчества любого поэта является любовная лирика. Среди поэтов серебряного века – талантливая поэтесса, которую когда-то звали «Сафо 20 столетия». Это Анна Ахматова. Она действительно вписала в великую Книгу любви новые страницы. Могучие страсти, бушующие в сжатых до алмазной твердости ахматовских любовных миниатюрах, всегда изображались ею с величайшей психологической глубиной и точностью. («Смятение»)
7-й ведущий. Еще одна талантливая поэтесса, еще одна трагическая судьба.
Красною кистью рябина зажглась.
Падали листья, я родилась.
Так написала о дне своего рожднения Марина Цветаева – одна из неугасимых звезд на небосклоне русской поэзии. Рябина навсегда вошла в геральдику ее поэтического творчества. Любая страница в ее поэзии – это атмосфера душевного горения, мерности чувств, острейших драматических конфликтов. Ее стихи узнаешь безошибочно по особу распеву, неповторимым ритмам, интонации. Они напоминают маленькие музыкальные пьесы, которые завораживают гибким ритмом. Интонационный строй передает всю сложную, порой трагическую гамму чувств поэтессы. Вот ее стихотворение, посвященное А.Блоку:
Имя твое- птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке
В стихах М.Цветаевой мы найдем склонность к перевоплощению, ее лирические героини предстают перед нами в самых разных, часто необычных ликах.(песня«Мне нравится, что вы больны не мной»)
Слово учителя.
В августе 1921 года умер А.Блок и был застрелен Н.Гумилев – «серебряный век» прервался. Временные рамки «века» - менее 20 лет.
Поэты «сребряного века» прошли до конца свой путь страданий. Некоторые эмигрировали и прожили остаток своей жизни в мечтах о возвращении на Родину, те же, кто остался в России, были уничтожены или просто «не допускались»в литературу. Но они не канули в лету, созданное поэтами во всей красоте и глубине русского слова – осталось достоянием читателей. Открывайте почаще их стихи и читайте, читайте, это словно свежий глоток воздуха.
Домашнее задание: письменная творческая работа «Мой однотомник поэзии «серебряного века».
13PAGE 14315


13PAGE 14115




Z"Этот мир очарований, этот мир из серебра..." "..."^"литературно-музыкальная композиция: эпилог к "2"Поэзия серебряного века"^"Цель: показать разнообразие художественных ин"
·15Основной шрRoot Entryифт абзацаTimes New Roman&"И.Репин, В.СЕров,"0"решетка, кисть рябины."*"1. Слово учителя ()"N"на фоне музыки Скрябина или Сибелиуса"
·15Основной текстTimes New RomanTimes New Roman14" кареты,"^"Так Анна Ахматова сказала о периоде, который " "Серебряный век"
·15Основной текстTimes New Roman "мы ""прочитал "
·