Сценарий «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского»


Сценарий «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского»
«В гостях у Корнея Ивановича Чуковского»
Учитель: Звонцова В.А.
Цель: Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского.
Формирование у детей устойчивого интереса к чтению , выработка навыков грамотного читателя. Пробуждать у учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как к источнику содержательного и занимательного проведения досуга. Развивать творческие способности учащихся. Развивать речь, память, внимание.
Место проведения: актовый зал.
Оборудование: экран, мультимедиа, акустические колонки, ширма.
На экране слайд №1 (портрет К.И.Чуковского)
Ведущий: Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Приглашаю вас в « Литературную гостиную», посвященную творчеству Корнея Ивановича Чуковского – сказочника, критика, переводчика, основоположника советской детской литературы.
Слайд №2.
- Корней Иванович Чуковский – это псевдоним писателя. Настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков. Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. Родился 19 (31) марта 1882г. В г. Санкт-Петербурге. Умер 28 октября 1969года г.Москва.
Ученик: Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве «Бармалея»
И «Крокодила» не читал,
Не восхищался «Телефоном»
И в «Тараканище» не вник.
Как вырос он таким ученым,
Не зная самых главных книг?
Ведущий: Вот такое шутливое стихотворение посвятил К.И.Чуковскому поэт Валентин Берестов.
Слайд №3.
- Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность К.И.Чуковского. Он жил в одном из красивейших уголков Подмосковья , в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом доме. Его знали не только все дети поселка, но и все маленькие жители всей нашей страны, и за ее рубежами. Каким он казался им великаном, этим его маленьким друзьям «от двух до пяти», настоящим добрым волшебником из сказки. Громадный, громкоголосый, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого - маленького и большого - шутку, присказку, доброе слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки.
Слайд №4.
- С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и мы, взрослые не представляем себе своего детства без них.
- А какие произведения К.И.Чуковского вы читали?
(«Муха - Цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Айболит», «Бармолей», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Путаница», «Крокодил», «Приключения Бибигона», «Телефон».)
Ученик:
По ним мы учились все понемногу
Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу.
Чтобы животных жалеть и любить,
Чтобы не хвастаться и не хитрить,
Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе-
Надо порядок поддерживать в доме.
Чтоб не попасть на обед к Бармалею-
Слушаться надо того, кто умнее.
Хорошие книжки писал дед Корней –
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки ваши , и дети
Сказки читать веселые эти.
Ведущий: А сейчас я хочу предложить вам вопросы небольшой викторины по произведениям Чуковского. Вы ребята, будьте внимательны, отвечайте быстро и четко.
На чем ехали зайчики в сказке «Тараканище»? (в трамвайчике)
Что упало на слониху в сказке «Тараканище»? (луна)
Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли в стихотворении «Телефон»? (они объелись лягушками)
Чем угощал доктор Айболит больных зверят в Африке? (гоголем-моголем)
Зачем свинья из стихотворения «Телефон» просила по телефону прислать ей соловья? (чтобы спеть вместе с ним)
Какое грозное слово произнес Мойдодыр после того, как ударил в медный таз? (карабарас)
Продолжите фразу из сказки «Мойдодыр» : «Да здравствует мыло душистое…» (и полотенце пушистое)
Закончите последнюю фразу из сказки «Мойдодыр» «Всегда и везде…» (вечная слава воде)
Кто напал на муху-цокотуху? (паук)
Что нес отважный комарик, который спас муху-цокотуху? (фонарик, саблю)
Какая сказка Чуковского начинается именинами, а кончается свадьбой? (Муха-цокотуха)
В какой сказке Ванечка и Танечка убежали в Африку? («Бармалей»)
Как звали мальчика-обжору в стихотворении, где он съел лошадь, корову и массу других предметов? (Робин Бобин Барабек)
Кто нашел туфельку, которую потеряла девочка Дженни? (мельник)
Кого испугались храбрецы-портные? (улитку)
Как звали злую сестру доктора Айболита? (Варвара)
- Молодцы! Вижу, вы очень хорошо знакомы с произведениями К.И.Чуковского. А может кто-нибудь из вас прочитать сейчас наизусть отрывок из любого произведения Чуковского?
(дети читают наизусть запомнившиеся им стихотворении Чуковского; на экране слайды по произведениям)
- Стихи К.И.Чуковского воспитывают в нас драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского звучат великолепно, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. Корней Иванович был очень трудолюбивым человеком. Он самостоятельно изучил английский язык и затем перевел с этого языка очень много забавных детских песенок, стихов и потешек. Он подарил нам радость встречи с такими героями, как барон Мюнхгаузен, Робинзон Крузо, Том Сойер, Гекльбери Финн, маленький Оборвыш, Принц и Нищий, Рикки-Тикки_Тави и другими. А детским поэтом и сказочником он стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Чуковский ехал вместе с ним в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы его хоть как- нибудь развлечь , отец стал рассказывать ему сказку. Мальчик неожиданно затих и стал слушать: «Жил да был крокодил , он по улицам ходил». Наутро, проснувшись, сын попросил, чтобы отец снова рассказал ему эту сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю слово в слово. (ученик читает отрывок из произведения Чуковского «Крокодил»)
- К.И.Чуковский рассказывал: «У меня часто были приливы радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься всему , что видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день я особенно помню. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я вбежал в нашу квартиру, и схвати какой-то запыленный бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать веселую песенку о мухиной свадьбе, причем чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два события: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба». Так давайте сейчас и мы вместе с героями этой сказки отметим эти события.
Инсценирование сказки «Муха-цокотуха» (уч-ся 3 класса)
(звучит веселая музыка, на сцену выбегают участники с праздничным столом)
-Еще много раз мы будем встречаться с произведениями К.И.Чуковского. Мы познакомимся с его воспоминаниями о писателе Житкове, с которым он учился в одном классе, в старших классах вы прочитаете его повесть»Серебряный герб». В ней Чуковский рассказывает о своем детстве. Оно было не такое уж радостное и счастливое, но не смотря на это , Корней Иванович сумел выучиться и стать детским писателем., которого знают дети всего земного шара. Его книги издаются на многих языках мира.
Слайд № (39)
«Никогда я не знал, что так радостно быть стариком,
Что ни день – мои мысли добрей и светлей.
Возле милого Пушкина, здесь, на осеннем Тверском,
Я с прощальною жадностью долго смотрю на детей.
И, усталого, старого, тешит меня
Бесконечная их беготня и возня.
Да к чему бы и жить нам на этой планете,
В круговороте кровавых столетий,
Когда б не они, не вот эти
Глазастые, звонкие дети….
Ведущий: Таким остается в памяти поколений дедушка К.И.Чуковский. Умным, добрым, веселым…
Ученик: Сказки вы не забывайте,
С интересом их читайте!
Ведь без книги нам , друзья,
Ну никак , никак нельзя!