Статья Смотры художественной самодеятельности как способ развития личности будущего специалиста


Смотры художественной самодеятельности как способ развития личности будущего специалиста
Автор Гордеева Е.Ф., педагог дополнительного образования
КОГПОАУ КТКПП
Введение
Одной из сложных ключевых проблем педагогики является личность, которая формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Главная цель образования – воспитание личности, способной к самообразованию и саморазвитию, к свободному и компетентному определению себя в обществе, культуре, профессии.
Каждому человеку нужно знать свои способности и рационально их использовать, глубже погружаясь в собственную одухотворенность и постигая все больше смысл и красоту Мироздания. Для развития человеческой чувственности нет иного пути кроме воспитания вкуса на сокровищах мирового искусства. В этой связи особое значение приобретает проблема построения взаимоотношений личности студента с культурой и искусством, воспитание которых всегда привлекательно и действенно. Искусство не существует вне культуры. Специфика искусства состоит в том, что оно развивает универсальную человеческую способность, воздействует на духовный мир человека, его мировоззрение, нравственность, культуру, то есть активно формирует целостную, грамотную, развитую личность.
Приобщение студентов к искусству позволяет развивать высшие духовные и практические силы человека, его способность к творческому и внутреннему преобразованию по канонам истины, добра и красоты.
Именно развитая, сформированная духовно-эстетическая культура студентов может явиться надежным гарантом его культуры в целом, фундаментом для становления самостоятельной, этически устойчивой личности.
Возрождение нравственности, духовности, воспитание гордости по отношению к культурному наследию – одна из основных и современных задач искусства.
Воспитание духовности и нравственности студентов на основе русской народной и классической культуры позволяет сделать жизнь студентов ярче, содержательнее, духовнее, приобщить их к истинным ценностям.
Широкая практика социально – воспитательной миссии искусства не только правомерна, но и крайне актуальна сегодня.
Творчество – высшая и священная способность человека. Оно имеет целью совершенствование его самого посредством способностей к продуктивной деятельности. Является совершенно обязательной ступенью жизнедеятельности человека, его самоопределения в будущем.
Важным средством организации разнообразной творческой деятельности студентов являются различные формы внеаудиторской работы: кружки, проведение художественно – творческих мероприятий, таких как смотр художественной самодеятельности.
Цели и задачи смотра:
- выявление талантливых, способных студентов, их поддержка и привлечение их к участию в художественной самодеятельности под руководством педагогов;
- повышение художественного уровня и роли самодеятельного искусства в эстетическом воспитании молодежи;
- пополнение репертуара самодеятельных коллективов лучшими произведениями литературы, музыки, хореографии, отечественной и зарубежной классики, а также местных авторов, фольклора; развитие творчества;
- организация досуга студентов;
- патриотическое воспитание на основе духовного наследия и традиций техникума;
Темы смотров за последние годы:
- « Спешите делать добро»;- « Наполним музыкой сердце»;- « Рукой обожженною солнце достать и подарить его людям»;- « С чего начинается Родина?»;- « Искусству посвятим души прекрасные порывы»;При определении победителей смотра учитывается: - новизна материала, оригинальность, неординарность;- многожанровость;- исполнительское мастерство ( качество исполнения );- внешний вид выступающих ( костюмы);- самостоятельность при подготовке;- мастерство ведущих;- художественное оформление сценария, программы;- использование местного материала ( техникум);- культура поведения на сцене;- культура поведения зрителей;- участие классного руководителя;- массовость ( количество участников);- соответствие тематике.
При подготовке к смотру классные руководители стараются избегать однообразных шаблонов и приемов. Они направляют фантазию и творческое соображение на поиск оригинальных решений, самобытных выразительных форм подачи художественного произведения.
Группы включают песенные, танцевальные, театральные ( сценки) номера; игру на инструментах, акробатические номера ( спортивные), приемы борьбы ( кто владеет), цирковые номера, балет и так далее.
Студенты готовят видеофильмы, ищут сами музыку, делают музыкальное оформление, используя информационные технологии.
Понятно, что подготовка к смотру и само выступление – это большой труд. Тем более, что приходиться заниматься со студентами, у которых нет музыкального слуха, нет музыкальной памяти, ритма и так далее. И если хоть какая-то звёздочка высветится на смотре мы безмерно рады.У нас не колледж искусств, не колледж культуры.
У нас нет отбора одаренных детей. Двери зала открыты для всех желающих, для тех, кто занимался и не занимался в кружках, школы искусств.
Мы лепим артистов из того, что есть. И надо сказать, что это неплохо получается. Каждый год агитбригада стабильно приносит грамоты в техникум, защищая честь и достоинство техникума на сценах г. Кирова, делая ему рекламу.
Приятно было в этом году, когда после выступления в ДК « Родина» на городской студенческой весне «Колледж 21 века», подходили наши студенты-зрители, благодарили за выступление и звучала фраза: « Когда выступали наши ребята, нас переполняла гордость за наш техникум!». Это дорогого стоит!
Артистов в техникуме мы находим во время проведения смотра художественной самодеятельности. Приходя на сцену, ребята приобретают определенные навыки: умение держаться на сцене, умение двигаться, говорить, общаться со зрителем; умение одеваться, соответствовать теме выступления; они становятся смелее, активнее, появляется кураж.Личность начинает саморазвитие, когда выходит на сцену. И начинается творческий процесс, когда ребята участвуют в создании определенного художественного образа.
Личность начинает проявляться, когда появляется самостоятельность.Участие в художественной самодеятельности дает мощный толчок в развитии личности, индивидуальности. Эти студенты быстро находят себе работу по завершению учебы, хорошо устраиваются в жизни, так как они- коммуникабельны, незакомплексованы, уверенно держаться, умеют себя «подать».
Те, кто занимается в зале не совершили правонарушений в городе, они заняты полезным делом. Поэтому классным руководителям необходимо проводить работу по привлечению студентов в кружки.
Хочется дополнить: японские работодатели отдают предпочтения тому соискателю работы, кто имеет музыкальное образование, так как именно он ( соискатель) быстрее соображает, быстрее находит выход из положения, у него шире кругозор, выдвигает самые смелые идеи, и всегда находится в творческом поиске. Творчество в нем развито с детства! У него нестандартное мышление.
Такие люди всегда востребованы на рынке труда, потому как творчество нужно во всех отраслях производства и науки. Эти люди всегда в поиске лучших решений, новых технологий. Именно такие качества требуют от нас ГОСТЫ 3 поколения.