Статья Роль портфолио в выявлении способностей и возможностей студента

Роль портфолио в выявлении возможностей и способностей студента, раскрытии его потенциала на пути профессионального становления
Быкова Елена Александровна
Кузьминова Инна Владимировна
Бюджетное образовательное учреждение
Орловской области среднего профессионального образования
«Орловский технический колледж»

Цель жизни – самовыражение.
Проявить во всей полноте свою сущность –
вот для чего мы живём.
О. Уайльд

В настоящее время в период модернизации профессионального образования важное место отводится повышению профессиональной компетентности, предполагающей создание условий для проявления индивидуальности, выявление и оптимальное развитие возможностей и способностей личности. Особую актуальность приобретает подготовка высококвалифицированных специалистов, соответствующих все возрастающим требованиям практики, требующей от них не только высокого профессионального мастерства, но и широкого мировоззрения и развитых способностей.
Будущие специалисты, выпускники БОУ ОО СПО «Орловский технический колледж», должны уметь решать как традиционные задачи (осуществлять монтаж, наладку оборудования, обеспечивать бесперебойное его функционирование, проводить техническое обслуживание оборудования, осуществлять контроль и надзор за его состоянием и эксплуатацией, поддерживать работоспособность систем, уметь организовать работу трудового коллектива, планировать выполнение работ исполнителем, контролировать и оценивать работу), так и нетрадиционные (быстро анализировать сложившуюся на рабочем месте ситуацию, вносить корректировки, интересоваться и внедрять в свою профессиональную деятельность достижения современной науки и практики, использовать для этого широко информационно-коммуникационные технологии), творческие креативные задачи (моделирование причесок), а для этого надо иметь развитое абстрактное мышление, которое является основой творчества.
Способности человека, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития [2]. Способность, которая не развивается, которой человек на практике перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным систематическими знаниями такими сложными видами человеческой деятельности как музыка, художественное и техническое творчество и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.
Если деятельность студента носит творческий, нерушимый характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружение в самом себе новых возможностей.
Педагог должен поощрять студентов в их попытках браться за сложные задачи в выполнении и проявлении своего творчества, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость.
Следовательно, основное внимание необходимо сосредоточить на формировании портфолио, требующего активной работы студента. Конечно, любая творческая деятельность студентов создает основу для совершенствования их способностей. Однако без соответствующей организации и руководства этот процесс протекает стихийно. Организатором работы студентов по созданию портфолио выступает прежде всего классный руководитель, а также преподаватели колледжа.
Портфолио создаётся в течение всего периода обучения в колледже, его формирование завершается вместе с завершением обучения и в дальнейшем может служить основой для составления резюме выпускника при поиске работы, продолжении образования и др. Портфолио формируется классными руководителями и студентами на основании рекомендаций педагогов, представителей студенческого актива, методистов и руководителей по производственной практике.
Портфолио студента - это комплект документов, отзывов, работ, позволяющий студенту в альтернативной форме предъявить образовательные и профессиональные достижения, определить направления профессионально – личностного саморазвития. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности: учебной, профессиональной, творчески-преобразующей и других.
Представление портфолио является необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации, которое подтверждает освоение обучающимися компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения практики.
Общее руководство деятельностью педагогического и студенческого коллектива по формированию портфолио осуществляют заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе, заведующий производственной практикой, заведующие отделениями.
Портфолио является открытой, динамической системой, которая постоянно обновляется в результате содержательного наполнения разделов.
Технология работы с портфолио подразумевает следующие этапы:
Первый – этап мотивации и организации.
Каждый обучающийся должен осознавать, что портфолио:
1) выполняет накопительную и модельную функции, отражая динамику развития обучающегося и результатов его самореализации;
2) помогает обучающемуся проводить рефлексию собственной учебной работы и установить связи между предыдущими и новыми знаниями;
3)является критерием подготовленности к осуществлению будущей профессиональной деятельности;
4) служит предметом обсуждения и фактором самооценки (оценки) результатов работы обучающегося на зачете или итоговом занятии.
На этом этапе преподаватель, мастер производственного обучения, классный руководитель объясняет, как можно организовать и представить результаты собственной деятельности в процессе изучения учебной дисциплины, профессионального модуля (междисциплинарного курса, учебной и производственной практики).
Обучающиеся знакомятся с темой, назначением, продолжительностью работы с портфолио, его структурой и планируют свою работу над ним.
Второй – этап составления портфолио.
Работа по составлению портфолио ведется в соответствии с планом, определенным каждым обучающимся, классным руководителем и с учетом времени, отведенного на индивидуальный поиск, сбор и систематизацию значимых материалов, отражающих их образовательный опыт.
Третий – этап осмысления.
Обучающиеся осуществляют рефлексию собственной деятельности, работая над самооценкой. Эти размышления отображаются при формировании рефлексивного портфолио (в виде эссе-рассуждений, других форм, проявляющихся после обдумывания как практики в целом, так и отдельных ее этапов).
Основная цель портфолио – вовлечение обучающихся в процесс оценивания собственных образовательных достижений и разделения ответственности студентов с педагогами колледжа за достижение результатов обучения, требования к которым определяются основными профессиональными образовательными программами колледжа, формирование ценностных ориентаций, активной личностной позиции, готовности к сотрудничеству и саморазвитию через предъявление и анализ образовательных и профессиональных достижений.
Портфолио позволяет решать следующие задачи:
- отслеживание индивидуальных достижений студента; динамики развития профессионально – значимых качеств, успешности освоения общих и профессиональных компетенций на основе накопления и систематизации документов, отзывов, работ, других свидетельств;
- оценка эффективности саморазвития по результатам, материализованным продуктам, свидетельствам учебной и профессиональной, проектной деятельности;
- формирование и совершенствование учебной мотивации, мотивации достижений и мотивации на профессиональную деятельность;
- поощрение активности и самостоятельности, расширение возможности для самореализации обучающихся;
- развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности студентов;
- совершенствование навыков целеполагания, планирования и организации собственной деятельности, проектирования профессионально – личностного саморазвития.
Портфолио студентов оформляется в индивидуальной папке с файлами, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются личные достижения студента в разнообразных видах деятельности (учебной, производственной, научной, творческой, социальной, спортивной и др.) за период обучения в колледже.
Портфолио состоит из: - титульного листа; - общих сведений о студенте; - портфолио достижений; - портфолио документов; - портфолио работ; - портфолио отзывов; - рефлексивный портфолио: материалы анкетирования, эссе «Моя карьера».
В портфолио достижений записываются сведения об участии в учебно-производственной деятельности, в мероприятиях, научной деятельности, получении дополнительного образования и т. д. Каждая запись подтверждается приложенными документами (заверенные копии дипломов, грамот, свидетельств, сертификатов, удостоверений, заверенных учебной частью, а также фото- (видео-) материалы. В подтверждение внесённых записей прилагаются также творческие работы, исследовательские работы, доклады на научно-практических конференциях, конкурсах, рефераты, печатные работы и т.д.
Образовательные достижения:
- образовательные достижения – освоенные обучающимися в процессе учебно-профессиональной деятельности компетенции, оценка которых осуществляется в процессе текущей, промежуточной и государственной (итоговой) аттестации на основе соотнесения фактически полученных результатов с требованиями ФГОС:
Итоги прохождения учебной и производственной практики подтверждаются аттестационными листами и характеристиками с мест прохождения практик.
Накапливаются результаты творчески – преобразующей деятельности (достижения, дипломы, отзывы).
Портфолио документов может содержать:
- документы, подтверждающие участие студента в предметных олимпиадах, научно – практических конференциях, конкурсах, проектах; грамоты, похвальные листы за высокие учебные достижения;
- сертификаты, грамоты, похвальные листы по результатам профессиональной деятельности в рамках различных видов педагогической практики, участия в социально – педагогических проектах;
- свидетельства о прохождении курсовой подготовки, подтверждающие готовность студента к реализации разнообразных видов профессиональной деятельности;
- сертификаты, грамоты, свидетельства участия в организации студенческого самоуправления, культурно – досуговых мероприятий, локальных проектов, факультативов и студенческих объединения по интересам;
- грамоты, похвальные листы за участие в спортивных соревнованиях, организацию подготовки и проведение спортивных мероприятий на уровне колледжа, города и т.п.
Портфолио работ может содержать:
- тезисы выступлений на научно – практических конференциях, тексты докладов;
- творческие, исследовательские, проектные работы студента,
- визуальные свидетельства, подтверждающие готовность студента к осуществлению профессиональной деятельности (фото, видеоматериалы, и т.п.),
- программы и планы профессионального самосовершенствования.
Портфолио отзывов может содержать:
- письменные отзывы и характеристики педагогов колледжа, классного руководителя, руководителей структурных подразделений, представителей администрации колледжа, подтверждающие высокий уровень познавательной активности, мотивации студента на учебно-профессиональную деятельность, академических способностей и учебных достижений;
- отзывы и характеристики руководителей студенческих клубов, объединений по интересам, студентов колледжа – представителей студенческого актива, педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования, подтверждающие высокую социальную активность студента, позитивное отношение к различным видам деятельности;
- отзывы и характеристики руководителя физического воспитания, преподавателей физической культуры колледжа, руководителей спортивных секций на базе колледжа и учреждений дополнительного образования, подтверждающие высокие спортивные достижения.
Особое внимание в колледже уделено формированию рефлексивного портфолио: материалы анкетирования, эссе «Моя карьера». В настоящее время важна профессиональная рефлексия, включающая в себя умение выбора, проектирования и реализации тех или иных профессиональных маршрутов, умение профессиональной самодиагностики.
Студент презентует и защищает содержание портфолио на собрании студенческой группы в присутствии экспертной группы. По усмотрению студентов группы в качестве экспертов на презентацию портфолио приглашаются педагоги колледжа, руководители структурных подразделений, представители общественности (в том числе и потенциальные работодатели), родители обучающихся.
Во время презентации и защиты студент представляет портфолио, комментирует его содержание. Определяет наиболее яркие достижения и проблемы, цели, направления и механизмы самосовершенствования.
С целью развития интереса студентов к формированию и оформлению портфолио на конкурсе «Студент года» присуждается номинация «Портфолио». 
Существуют реальные трудности и противоречия во внедрении данной инновационной работы, которая требует большой систематической работы по повышению квалификации педагогов, формированию их готовности одобрить и принять эту инновацию. Внедрение портфолио требует как от преподавателей, так и от студентов новых организационных и познавательных умений. Портфолио требует больше времени для реализации, чем традиционная форма оценки.
Основные проблемы, которые пришлось решать в колледже, были связаны с разработкой методической базы, подготовкой педагогов, родителей, студентов к организации деятельности по ведению и оформлению портфолио
Задачи портфолио решаются не за один – два года. Необходимо реально оценить возможности студентов, педагогов, родителей в возможности предоставления материалов, позволяющих составить «картинку» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
В ходе работы по решению выявленных трудностей и анализа первого опыта по накоплению портфолио студентов, а также понимая, что одной из главных задач является повышение качества образовательного процесса, заранее готовим студентов к осознанному подходу к сбору материалов и дальнейшему оформлению портфолио, который является основой для определения образовательного рейтинга выпускника.
Учебные портфолио дают новый толчок развитию проблемы оценки, показывают возможные направления обновления традиционной системы, и формируют новое понимание самого процесса обучения.
Сформированное портфолио свидетельствует о том, что приложено много усилий студентами, педагогами, об очевидном прогрессе студента в плане развития его мышления, умений, навыков, общих и профессиональных компетенций, а также о наличии самооценки и творческого подхода.
Основной смысл портфолио – дать возможность каждому студенту показать все, на что он способен, а также научиться учиться (получать знания), работать и зарабатывать (учение для труда), жить (учение для бытия), жить вместе (учение для совместной жизни).
Литература

Балыхин, Г.А. Управление развитипем образования. Организационно-экономический аспект. М.: Экономика, 2003
Теплов, Б.М. Избранные труды. Т. 1. – М.: Педагогика, 1985
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996

15