Виды излучений. Шкала электромагнитных излучений


Тема: Виды излучений. Шкала электромагнитных излучений (физика 11 класс)
Цели урока:
обучающие: познакомить с видами электромагнитных излучений; изучить природу, свойства и применение электромагнитных волн; проанализировать виды электромагнитных излучений и показать, как с изменением длины волны изменяются свойства излучений; повторить материал по подготовке к ЕГЭ;
развивающие: развивать интерес к предмету, расширить кругозор, умения логически мыслить;
воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях.

Задачи урока:
научить различать виды излучений, выделять главное;
ознакомить с видами излучений, их свойствами;
показать значимость изучения этой темы.


Тип урока: изучение нового материала

Организация урока: урок строится как деловая игра, в ходе которого рассматриваются характеристики всех видов излучения, с учетом ранее изученных радиоволн и света. Весь материал систематизируется и обобщается в виде заполнения таблицы.

Оборудование: таблица «Шкала электромагнитных излучений» у каждого ученика; стенд «Шкала электромагнитных излучений»; компьютерная презентация, ПК, мультимедиапроектор.

Ход урока

Мобилизующее начало урока (2мин)
Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на своем уроке. Давайте подарим друг другу тепло и улыбки. Улыбнитесь друг другу.
Наша Вселенная окутана электромагнитными излучениями. Мы живем в ней и не замечаем пронизывающее окружающее пространство волн. Греясь у камина или зажигая свечу, человек заставляет работать источник этих волн, не задумываясь об их свойствах. Открыв природу электромагнитного излучения, человечество в течение XX столетия освоило и поставило к себе на службу самые различные его виды.
Что мы будем изучать на уроке? Сформулируйте тему и цель урока.
Постанова цели урока: Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим различные виды излучений и их расположение на шкале электромагнитных излучений.
Задачи нашего урока:
познакомить с видами излучения;
проанализировать свойства излучений;
уделим внимание повторению материала к единому государственному экзамену.
Наш урок сегодня будет проходить в форме деловой игры. Вы будете выступать в роле менеджеров, предоставляющие рекламу видам излучения.
Но прежде, чем начать урок нам нужно добыть ключ открытия конкурса на лучший тендер.
Актуализация опорных знаний (2мин)
Задание «Ключ» (фронтальная работа)
1) Способ передачи тепла с помощью инфракрасных волн (из ответа возьмите вторую букву и запишите ее в первую клетку ключа).
2) Цвет, стоящий в спектре рядом с жёлтым цветом (из ответа возьмите пятую букву и запишите её во вторую клетку ключа).
3) Как называется учение о свете? (из ответа возьмите шестую букву и запишите её в третью клетку ключа).
4) Учёный, открывший явление дисперсии света (из ответа возьмите первую букву и запишите её в четвёртую клетку ключа).
5) Явление, огибания волнами препятствий (из ответа возьмите вторую букву и девятую буквы и запишите их в пятую и шестую клетки ключ).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Ответы: 1) излучение, 2) зеленый, 3) оптика, 4) Ньютон, 5) дисперсия.
(ЗНАНИЕ) Ключ вручается детям.
Ваши знания помогут вам на уроке. В добрый путь!

Изучение нового материала (20-25 мин)
Выступать вы будете по следующему плану: (на доске)
вид излучения и его основные характеристики;
история открытия;
источники излучения;
основные свойства излучения;
использование данного вида излучения на практике (с демонстрацией с помощью мультимедийного компьютера некоторых устройств и принципа их действия, в которых используется данный вид излучения)

Пока один из вас выступает, другой по ходу его выступления заполняет таблицу:
Виды излучений
Диапазон длин волн
Источник (примеры)
Свойства
Применение




















После выступления каждый из вас должен будет выступить с рецензией к рекламе своего одноклассника.
План рецензии (на доске)
доступность содержания доклада;
полнота освещения вопроса;
уровень подготовленности докладчика;
реклама;
общее впечатление о результатах работы “фирмы”
оценка по пятибалльной системе.

Учащиеся выступают с рекламой
1 ученик. Низкочастотное излучение, инфракрасное излучение, рентгеновское излучение.
2 ученик. Радиоизлучение, видимое излучение, ультрафиолетовое излучение,
·-излучение.
А теперь оцените друг друга. (Выступают с рецензией учащиеся).

Учитель озвучивает свою оценку о выступлениях.
Отгадайте загадку:
Он мелодию сыграет,
Как будильник прозвонит,
На часок-другой смолкает –
И опять заговорит.
В сумочке лежит всегда,
А молчит лишь иногда.
(Мобильный телефон)
Выступление учителя о вреде сотовых телефонов.

Если мысленно разложить эти виды по возрастанию частоты или убыванию длины волны, то получится широкий непрерывный спектр – шкала электромагнитных излучений.
Вся шкала электромагнитных волн является свидетельством того, что все излучения обладают одновременно квантовыми и волновыми свойствами. Квантовые и волновые свойства в этом случае не исключают, а дополняют друг друга
Давайте рассмотрим ее. Какие волны высокочастотные? Что скажете про их длину?
В каком диапазоне частот находится видимый свет? Радиоволны?
Физминутка (2мин)
Закрепление (4мин)
ЕГЭ А20. Радиостанция работает на частоте 0,75(108 Гц. Какова длина волны, излучаемой антенной радиостанции? (Скорость распространения электромагнитных волн 300 000 км/с.)

·2,25 м
4 м
2,25(10–3 м
4(10–3 м

Работа по карточкам. (Задания расположены в порядке возрастания сложности). Проверка с помощью кадра в презентации.

Для какого вида излучения свойственно явление дисперсии?
а) инфракрасное;
б) видимое;
в) рентгеновское.
Какой вид излучения по-другому называют «тепловым»?
а) инфракрасное;
б)
·-излучение;
в) видимое.
Самая большая проникающая способность характерна для:
а) рентгеновского излучения;
б) ультрафиолетового излучения;
в)
·-излучения.
Высокотемпературная плазма является источником:
а)
·-излучения;
б) ультрафиолетового излучения;
в) инфракрасного излучения.
Что общего между радиоволнами, УФ-излучением, ИК-излучением, рентгеновским излучением и
·-излучением?
а) применяются и в медицине, и в промышленности;
б) общий источник излучения - Солнце;
в) невидимы.

Итог урока (5мин)
С какими видами излучений мы познакомились на уроке?
Назовите их свойства.
При каких частотах ярче проявляются волновые свойства (при малых частотах), а менее ярко при больших. Квантовые свойства ярче проявляются (при больших частотах) и менее ярко (при малых). Чем меньше длина волны, тем ярче проявляются квантовые свойства, а чем больше длина волны, тем ярче проявляются волновые свойства.
Какую ценность имеют полученные знания на нашем уроке?
Составить «Синквейн»
Существительное, определяющее тему синквейна.
Ключевое слово содержания.
Два прилагательных или причастия, описывающих данное существительное.
Три глагола, называющих действия в рамках заданной темы.
Смысловая фраза (4 значимых слова), раскрывающих суть темы или отношение к ней автора, формулирующего идею текста.
Заключительное слово – эмоциональное отношение ко всему сказанному.

Образец:

Излучения
Низкочастотные, высокочастотные, разнообразные
Проникают, действуют, распространяются
Нас окружает океан электромагнитных излучений
Удивительно!

Рефлексия (2мин)
Выбрать свой цвет:

Небольшие недочеты, есть над чем работать.

Были неудачи, но я все преодолею.

Ура! ! ! Я все понял

Закончите фразу:
сегодня я узнал
мне было трудно (легко)
мне понравилось
у меня получилось.
мне захотелось

Выставление отметок с комментированием (1мин)

Домашнее задание (2мин)
Учебник: п.80 – 86 (с.239-254), индивидуальные задания по карточкам из ЕГЭ.
Катя:
Электромагнитные волны
Ответ: 4
A14 №1619. Плоская электромагнитная волна с длиной волны [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]распространяется вдоль оси [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]декартовой системы координат. Чему равен модуль разности фаз электромагнитных колебаний в начале координат и в точке М с координатами [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]?
1) 0 2) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 3) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 4) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Ответ: 4
Решение.
Из перечисленных здесь видов электромагнитных излучений наибольшую длину волны имеют радиоволны.
Правильный ответ: 1.
Ответ: 1
A 14 № 3712. Радиостанция «Эхо Москвы» вещает на частоте 74 МГц, а радиостанция «Серебряный дождь» на частоте 100 МГц. Найдите отношение длины радиоволны, излучаемой радиопередатчиком первой станции, к длине волны, излучаемой радиопередатчиком второй станции. Ответ округлите с точность до сотых.
1) 1,35 2) 0,74 3) 3,85 4) 1 (длины волн одинаковы)
Решение.
Длина волны связана с частотой и скоростью света соотношением: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]. Следовательно, отношение длины радиоволны, излучаемой радиопередатчиком радиостанции «Эхо Москвы», к длине волны, излучаемой радиопередатчиком радиостанция «Серебряный дождь», равно
 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ].
 
Правильный ответ: 1.
Ответ: 1
Решение.
Минимальную частоту имеет инфракрасное излучение.
 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
 
 
Правильный ответ: 1
Ответ: 1
A 14 № 4877. Выберите среди электромагнитных волн, излучаемых Солнцем, волны с максимальной длиной.
1) видимый свет 2) ультрафиолетовое излучение 3) рентгеновское излучение 4) инфракрасное излучение
Решение.
Максимальную длину волны имеет инфракрасное излучение.
 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
 
 
Правильный ответ: 4
Ответ: 4
Женя:
 
·