Конспект урока по русскому языку на тему Изменение глаголов прошедшего времени по родам



Тема Изменение глаголов прошедшего времени по родам
Педагогическая цель Способствовать ознакомлению с родом глаголов прошедшего времени единственного числа, создать условия для развития умения изменять глаголы по родам.
Тип урока Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные) Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе, об основных единицах речи, их признаках и особенностях употребления в речи.
Личностные результаты Овладевают начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – анализируют, классифицируют слова, осуществляют сравнение.
Коммуникативные: в коммуникации строят высказывания, понятные для окружающих.
Основное содержание темы, понятия, термины Прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по родам. Образование форм глаголов.
Образовательные ресурсы Диск к учебнику «Русский язык , 3 класс», иллюстрации, карточки со словами и вопросами.

Ход урока
Этапы урока Содержание Прим.
1.Мотивирование к учебной деятельности Приветствие гостей, учащихся
Проверка готовности к уроку.
Великий, могучий, свободный,
Надежды и силы родник,
Тебе посвящаем урок мы сегодня,
Родной наш, правдивый и гордый язык!
-Записываем число, классная работа 2.Чистописание Красивым, аккуратным почерком выполните задания для чистописания.
л ла ло ли 3.Словарная работа Назовите словарные слова, от которых можно образовать глаголы.
Запишем несколько слов по диктовку, обозначая орфограммы: веселить, праздновать, дежурить, завтракать, желать, морозить, работать.-В какой форме стоят эти глаголы? (В начальной, неопределенной.)
- Почему эта форма так называется?(Нельзя определить число, время)
Образуйте устно различные формы глаголов и докажите, что они изменяются:
1.по числам (праздновал-праздновали, празднует -празднуют)
2.по временам (дежурил, дежурит, будет дежурить) 1 ученик у доски с комментарием
4.Постановка учебной задачи Остановимся на прошедшем времени и образуем от глагола работать все возможные формы прошедшего времени. В этом вам помогут иллюстрации.
Работал, работала, работало, работали.
-Назовите лишнее слово. Почему?(Во мн. числе)
-Чем отличаются оставшиеся глаголы? (Родом)
-Какая часть слова указывает на изменение глаголов по родам? (Окончания). Выделите окончания.
-Какой вывод можем сделать? Как изменяются глаголы в прошедшем времени в единственном числе? (По родам)
-Сформулируйте тему урока. (Род глаголов прошедшего времени.)
-Какие цели? Чему должны научиться?(Научиться изменять глаголы прошедшего времени по родам )
-Как эти знания и умения пригодятся в жизни? (Грамотно употреблять эти формы в устной и письменной речи) Картинки
Карточки
1 у доски
5.Усвоение новых знаний и способов действий.
1.Наблюдение над изменением глаголов по родам.
-Прочитайте предложения.
Яблоко лежал... .Кошка лежал… .Снег лежал… .-Определите время глаголов. (Прошедшее.)
-Как вы определили? (По вопросам и суффиксу –л-)
-Какие окончания вы бы написали? Почему? Докажите свой выбор.
-Задайте вопросы от существительных к глаголам.
Задавая вопрос вы услышали окончание?
Сделайте вывод. Что поможет выборе окончания. (Вопрос.)
Спишите. Выделите суффикс прошедшего времени и окончания.
-Определите род существительных и глаголов. Что заметили?(Одинаковые)
Сделайте вывод. От чего зависит род глагола в прошедшем времени? (От рода существительного, с которым связан глагол.)
Измените число существительных и свяжите с ними глаголы.
Какой вопрос задаем?
Какое окончания у глаголов? ( -и-)
Сделайте вывод, изменяются ли глаголы во множественном числе по родам? (Нет) Предложения за доской.
Фронтальная работа
Карточки
карточка
ФизминуткаУчитель. Встаньте, пожалуйста. Определите на слух глаголы, поднимая при этом руки вверх и хлопая в ладоши.
Стихотворение.
Кто как шел
Шли машины – шуршали и рявкали.
Шли трамваи – визжали и лязгали.
Мотоциклы трещали и хлопали.
Шли прохожие – шлепали, топали.
И шел снег.
Тише всех!
5.Усвоение новых знаний и способов действий.
Развитие речи. Образование форм глаголов, стоящих в прошедшем времени.
-В каком значении употреблены почти все глаголы в этом стихотворении? Почему вы так считаете?
-У какого глагола можно определить число?
-Почему это нельзя сделать у остальных глаголов?
-Запишем глагол шел сначала в неопределенной форме, а потом образуем все формы прошедшего времени.
Идти – шел, шла, шло,шли.
-Обратите внимание, неопределенная форма полностью отличается от форм прошедшего времени.
Ученик у доски
6.Систематизация знаний Беседа по вопросам.
Подведем промежуточные итоги.
-Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
-На какие вопросы отвечают глаголы, стоящие в мужском, женском, среднем роде?
-Приведите примеры.
-От чего зависит род глагола?
-Что можно сказать о глаголах в прошедшем времени во множественном числе?
7.Закрепление знаний и способов действий.
1.Определение рода глаголов прошедшего времени единственного числа.
Прочитайте, спишите3 предложения, укажите род глаголов.
Трава красиво пестрела цветами. В воздухе стоял чудный аромат душистых трав. С неба глядело ласковое солнышко. Оно обливало ярким светом и лес, и траву, и журчавшую в осоке речку, и далекие горы.
Комментированная поверка.
2.Разбор слов по составу.
1).Разбор слова у доски УБЕЖАЛО с комментарием.
2).Разбор слов на карточках по вариантам. Взаимопроверка.
1в-работала, позавтракал
2в-подморозило, веселил. Диск, упр.1
Текст на доске
Спросить 4 человек
1 у доски
8.Рефлексия Игра «Не подведи свой ряд». Все слушают и показывают «да», «нет» при помощи карандашей.
Каждый ряд должен назвать глаголы, стоящие в определенном роде.
1 ряд –м.р.
2 ряд –с.р.
3 ряд – ж.р.
Наш урок подходит к концу.
С каким настроением вы его заканчиваете ?Диск, упр.2
9.Итог урока -Какую тему изучали сегодня на уроке?
-В каком числе глаголы изменяются по родам?
-От чего зависит род глагола?
Оценивание работы учащихся.
10.Домашнее задание Стр.122, правило,упр.218,
Спасибо за урок.