Конспект урока по русскому языку по теме Изменение глаголов прошедшего времени по родам в 3 классе.


Прокофьева Лидия Борисовна
учитель высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №3 ЗМР РТ»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
3 КЛАСС
«Изменение глаголов прошедшего времени по родам»
Тема: Изменение глаголов прошедшего времени по родам.
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: 1) сформировать представление об изменении по родам глаголов прошедшего времени;
2) сформировать понятие о различном правописании окончаний глаголов прошедшего времени;
3) сформировать способность к определению рода и правописанию окончаний глаголов прошедшего времени.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, абстрагирование, аналогия, сравнение.
Демонстрационные материалы: таблицы с опорными схемами, образцы и эталоны для самопроверки, электронная презентация.
Раздаточный материал: карточки для работы в группах, рисунки для этапа рефлексии, алгоритм каждому ученику.
Ход урока.
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.Цель: 1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
2) определить содержательные рамки урока: изучение нового правила.
Организация учебного процесса на этапе I.
- Какой раздел русского языка мы изучаем? (Части речи).
- С какой частью речи мы работали на последних уроках? (Глагол).
- Что такое глагол? Что мы о нем узнали?
- Как вы думаете, мы всё узнали об этой части речи? (Наверное, нет).
Слайд - Как на уроке вы будете узнавать новое? (Сначала поймём, что не знаем, затем самостоятельно узнаем новое.) А что нужно сначала сделать, прежде чем узнавать новое? (Повторить, что мы уже знаем.)
- Вы будете повторять всё, что вы знаете? (Нет, мы повторим только те знания, которые нам могут помочь при открытии новых знаний.)
- Хотите продолжить путешествие по стране «Глаголия»? Тогда в путь!
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения
в пробном действии.
Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: повторить алгоритм изменения глаголов по временам; 2) развивать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, синтез, абстрагирование; 3) зафиксировать повторяемое правило и алгоритм в виде опоры; 4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности при выполнении задания на новое правило.Организация учебного процесса на этапе II.
Индивидуальная работа на доске.
- Измените, пожалуйста, глагол шуметь по временам и согласуйте его с существительными ветер и гроза.
Чистописание: е с ес се еесс ссее
Слайд - Продолжите запись по закономерности ещё на два буквосочетания. (ееессс сссеее)
2. Словарная работа: сев.р, с.рень, [шасэ].
Слайд - Что общего в словах? (Элементы е, с.) (Это существительные).
- Чем отличаются эти существительные? (Они разного рода).
- Можно ли изменить род имен существительных? (Нет).
- Покажите сигнальным блокнотом род имен существительных: север, сирень, шоссе.
3. Орфографическая подготовка.
Слайд - Запишите слова с комментированием в столбик: зазеленел, поют, расцветут.
- Что общего в словах? (Это глаголы).
- Чем отличаются данные глаголы? (В разных временах.)
- Можно ли глаголы изменять по временам? (Да.)
Слайд - Запрограммируйте время записанных глаголов: 1 – н. вр., 2 – б. вр., 3 – пр. вр.
Слайд - Покажите сигнальным блокнотом получившееся число. (312).
- Что вы повторили? (Изменение глаголов по временам.)
- Какое задание я вам сейчас предложу?
- С какой целью вы будете выполнять пробное задание?
4. Выполнение пробного действия на индивидуальных планшетах.
Слайд - Допишите к слову солнце слово, обозначенное данными звуками: [с’и й’а л а].
- Поднимите планшеты. Что замечаете? (Слово написано по-разному.)
- Почему один и тот же глагол написали по-разному? (Мы пока не можем объяснить причину этого явления).
III. Выявление места и причины затруднения.
Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого пошагово восстанавливаются выполненные операции, и фиксируется операция, где возникло затруднение;
2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым алгоритмом и на этой основе организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходного задания такого типа.
Организация учебного процесса на этапе III.
- Что необходимо сделать? (Остановиться и подумать, почему получились разные записи.)
- Какое задание выполняли? (Дописывали глагол к данному существительному.)
- Где возникло затруднение? (В записи окончания глагола.)
- В какой грамматической форме стоит глагол сияло? (Глагол прошедшего времени единственного числа.)
- Почему не смогли выполнить задание? (У нас нет способа проверки таких окончаний.)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: в коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий:
1. уточнение цели проекта;2. уточнение темы урока;
3. определение средств;
4. построение плана достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе IV.
- Сформулируйте цель сегодняшнего урока. (Найти способ правописания окончаний глаголов прошедшего времени.)
Слайд - Сформулируйте тему урока. (Правописание глаголов прошедшего времени.)
- Проверьте, пожалуйста, как ученики в индивидуальной работе на доске изменили глагол шуметь по временам и согласовали его с существительными ветер и гроза.
Н. вр. – шумит ветер, шумит гроза
Пр. вр. – шумел ветер, шумела гроза
Б. вр. – будет шуметь ветер, будет шуметь гроза
Слайд - У глаголов какого времени форма меняется? (У глаголов прошедшего времени.)
- Почему форма меняется? (Имена существительные разного рода.)
- Может ли глагол изменяться по родам? (Да, но только в прошедшем времени.)
- Если глагол шумели используется без существительного, можно определить его род? (Нет.)
- Что из этого следует? ( По родам изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе.)
Слайд - От чего зависит род глаголов прошедшего времени в единственном числе? (Глагол такого же рода, что и имя существительное, с которым он связан.)
- В какой части слова разные буквы? (В окончании).
- Окончание в слабой или сильной позиции? (В слабой – оно безударное.)
- Попытаемся исследовать эту проблему. Какие есть у кого идеи?
- Можно понаблюдать за ударными окончаниями глаголов прошедшего времени и попробовать применить для безударной позиции.
Физкультминутка: гимнастика для глаз.
V. Реализация построенного проекта.Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний: алгоритма правописания окончаний глаголов прошедшего времени;
2) зафиксировать в речи и в знаковой форме (с помощью эталона) открытый способ правописания окончаний глаголов прошедшего времени, сформировать умение использовать его на практике;
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе V.
- Предлагаю поработать в группах. Составьте предложения, дополнив их данными словами: время, дождь, весна, осадки. Шёл … . Шла … . Шло … . Шли … .
- Проверим, что получилось. (Шёл дождь. Шла весна. Шло время. Шли осадки.)- Что заметили? (Глаголы связаны с существительными разного рода и числа).
- Построим схему.
1894840-7620002901951282700012573001695450091440016954500М.р.
18948404064000421005283210003429001879600022860012827000Ж.р. Л +
18948403492500Ср.р.
1894840228600045720030670500Мн.ч.
- Какие окончания вы выделяете у глаголов прошедшего времени? (Дополнения в схему).
- В чем же разница? Какие предложения? Ваше мнение?
- Посмотрите на схему, сравните окончания и попробуйте сформулировать правило. (Ответы детей).
- Будет ли отличаться безударная позиция окончания от ударной? (Нет.)
- А теперь попробуем построить алгоритм. (Предложения детей).
Слайд Алгоритм правописания окончаний глаголов прошедшего времени
1. Найдите имя существительное, с которым связан данный глагол.
2. Определите число и род этого существительного.
3. Допишите окончание глагола прошедшего времени.
- Вернемся к началу урока. Проверим с помощью алгоритма слово, которое написали на планшете. (Комментарий с использованием схемы, на доске графический комментарий).
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: зафиксировать правило правописания окончаний глаголов прошедшего времени во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе VI.
- Как думаете, чем дальше займемся? (Потренируемся в написании слов на новое правило).
1. Комментированное письмо у доски.
- Определите род данных глаголов прошедшего времени и допишите их окончания.
звездочка зажгл.сьмесяц появил.сяоблако спрятал.сьтравы притихл.
2. Комментированное письмо в парах.
1 вариант: пламя кидал.сь 2 вариант: дым поднимал.ся деревья закачал.сь земля покрыл.сьСлайд - Проверьте, пожалуйста, правильность выполнения задания по образцу на слайде.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: 1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке; 2) проверить свое умение применять изученное правило.
Организация учебного процесса на этапе VII.
Физкультминутка.
- А теперь вы можете поработать самостоятельно. Выберите себе задание по силам. Желаю успеха!
Слайд I уровень.
Определите род данных глаголов: тлела, разгоралось, кричали, полыхал.
II уровень.
Запишите глаголы прошедшего времени с данными существительными: роща догорал., дерево полыхал., пенёк тлел., птицы замолчал.; определите их род.
III уровень.
Измените глагол гореть по родам.
- Проведите самопроверку по эталонам.
Слайд I уровень: тлела – ж.р., разгоралось – ср.р., кричали – мн.ч., полыхал – м. р.;II уровень: роща догорала – ж.р., дерево полыхало – ср.р., пенёк тлел – м.р., птицы замолчали – мн.ч.;
III уровень: горел – м.р., горела – ж.р., горело – ср.р.
- Кто допустил ошибки при выполнении задания?
- Над чем надо поработать? На что нужно обратить внимание? (Запомнить правило правописания окончаний глаголов прошедшего времени, пользоваться схемой).
- Молодцы и те, кто нашел и исправил ошибки. Поставьте на полях знак «+».
- У кого ошибок нет? Молодцы!
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: тренировать способность к применению нового правила.
Организация учебного процесса на этапе VIII.
Творческая работа.
- Используя опорные слова и словосочетания из задания второго уровня, составьте и запишите несколько связных по смыслу предложений на тему «Пожар».
Слайд Опорные слова: резкий, направление, по небу, на высокие сосны, хвою, едкого дыма, посёлок.2. Чтение и обсуждение записанных предложений.
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: 1) оценить результаты собственной деятельности; 2) согласовать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе IX.
1. - Что нового узнали про глагол?
- Какую цель ставили перед собой? (Узнать правило правописания окончаний глаголов прошедшего времени).
- Достигли мы цели? (Да).
- Как пишутся такие слова? (Ученики рассказывают правило).
- Оцените свою деятельность.
- Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь?
Слайд - Прочитайте данные высказывания.
1) Я всё понял, но у меня остались вопросы.
2) Я всё понял, могу работать по алгоритму.
3) Я всё понял, могу работать по алгоритму, могу объяснять другому.
- Если вы согласны с первым утверждением, нарисуйте месяц, если со вторым – звездочку, а если с третьим – солнышко.
2. Домашнее задание:
Тем, кто нарисовал месяц: предлагается выписать из учебника «В одном счастливом детстве» десять глаголов в прошедшем времени и определить их род.
Тем, кто нарисовал звездочку: предлагается выписать из учебника «В одном счастливом детстве» пять словосочетаний имя сущ.+. глагол в прошедшем времени и определить род;
Тем, кто нарисовал солнышко: предлагается составить пять