Конспект урока по русскому языку Изменение глаголов прошедшего времени по родам (3 класс)


Тема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам» 3 класс 28.04.2014г.
Учитель начальных классов: Кириллова Н.П.
Цель урока:
- познакомить с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.
Задачи:
Обучающие:
1.Познакомить учащихся с изменением глаголов в прошедшем времени по родам.
2.Продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.
Развивающие:
1.Развивать мышление, память, монологическую речь, воображение.
2.Развивать умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного.
3.Совершенствовать орфографические навыки.
Воспитательные:
1.Воспитывать любовь к родному языку
2.Воспитывать внимание, усидчивость.
3.Приучать к аккуратности и самостоятельности в работе.
Планируемые результаты:
предметные:
- находить суффикс - л -, определять число и род у глаголов прошедшего времени
личностные:
проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу
понимает причины успеха в учебной деятельности
Метапредметные УУД:
регулятивные
определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
познавательные
использует знако-символические средства при выделении суффикса;
делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
составляет алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные
слушает и понимает речь других;
учится работать в паре, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
1.ОРГ. МОМЕНТ
Психологическая подготовка. (Слайд 1)
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
- Ребята, какой сегодня прекрасный день! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Пусть этот урок подарит вам радость открытия новых знаний и радость общения.
-Покажите, смайлики какое у вас сейчас настроение?
Мотивация.
- Как вы думаете, можно знать всё на свете?
-А если нельзя знать, может быть не стоит и учиться?
- Чтобы много знать, нужно каждый день узнавать что-то новое.
- Сегодня, мы не только повторим пройденный материал, но и откроем новые секреты русского языка. А какие, вы узнаете сами, но только чуть позже.
2. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
1. « Упрямая свеча». Наберем в грудь «побольше», воздуха и задуем воображаемую свечу на счет 1,2,3,4,5. Не погасла, попробуем еще раз.
2. « Проколотый мяч». Надулись как мячик, выпустили воздух с-с-с.
3 « Лесной ландыш». Свободная поза, сорвали ландыш, глубоко понюхали. Ах?- выдох . (3-4 раза).
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
- С какой частью речи мы работали на последних уроках, нам помогут вспомнить вот эти строки? (Слайд 2)
Интересная часть речи,В русском языке живёт.Кто что делает, расскажет:Чертит, пишет, иль поёт.
Вышивает, или пашет,Или забивает гол.Варит, жарит, моет, чистит –Все расскажет нам … (Глагол!) 
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
Блиц –опрос: (Слайд3)
Глагол – это……..
Глаголы отвечают на вопросы…….
Глаголы обозначают……..
Глаголы изменяются по…….
В настоящем времени обозначает действие которое …
В прошедшем времени обозначает действие которое …
В будущем времени обозначает действие которое …
4. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
- Тему сегодняшнего урока нам подскажет стихотворение:
(Слайд 4)+ рабочий лист
Зима недаром злится,
Прошла её пора
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
-Прочитай выразительно. Назови глаголы. Какой глагол лишний? Подчеркни.
(- Все глаголы в форме настоящего времени, а глагол прошла в форме прошедшего времени.)
- Значит, о глаголах какого времени будем говорить, сегодня на уроке?
(- о глаголах прошедшего времени.)
- Да, мы будем учиться выделять глаголы прошедшего времени.
- А чем, еще? Посмотрите на доску.
На доске сочетания слов: (Слайд 5)
Ветер прилетел
Метель прилетел
Облако прилетел
Птицы прилетел.
Проблемный диалог.
-Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием?
-Чего не хватает? (-Окончаний.)
- С чем познакомимся ещё на уроке?
( С изменением окончаний у глаголов прошедшего времени)
-Для чего нам это нужно знать? ( Чтобы их правильно писать)
5. СОВМЕСТНОЕ ОТКРЫТИЕ «НОВЫХ ЗНАНИЙ».
- Ребята, мы отправимся сегодня в путешествие, в удивительную страну Глаголию. С нами путешествовать будет умная сова и дядюшка Глагол.
(Слайд 6)
Остров «Прошедшего времени» (работа по группам-карточки) (Слайд 7)
Работаем в группах. Давайте вспомним правила работы:
работаем дружно, сообща, доказываем друг другу своё суждение, находим правильный вариант.
Заполни таблицу. Выдели окончания глаголов прошедшего времени .Сделай вывод. (Слайд 8)
глагол М.р. ед.ч. Ж.р.ед. ч. С.р. ед. ч. Мн.ч.
Ходить пасти грызть дружить нести течь везти увлечь Проверка (Слайд 9)
Вывод: В результате наблюдений за глаголами формы прошедшего времени, я делаю вывод, что глаголы изменяются по родам.
М.р 0 окончание
Ж.р.-а
С.р.-о
Множ. ч. –и - Подтвердим, наш вывод. (интерактивная доска -анимация)
Море «Смысла».
Замени глаголом следующие фразеологические обороты. (Работа в парах)
(Слайд 10)+рабочий лист
Прикусить язык - замолчать.
Путаться под ногами - мешать.
Чесать языком - болтать.
Зарубить на носу - запомнить.
Как зеницу ока - беречь.
- Что скажем о глаголах? (Неопределенная форма)
- Образуйте от глаголов н.ф. глаголы прошедшего времени и выделите суффиксы. (Проверка). (Слайд 11)
Замолчал
Помешал
Болтал
Запомнил
Берёг
- Какой вывод мы можем сделать? (  У глаголов прошедшего времени есть суффикс Л . У глаголов, оканчивающих на -чь, происходит чередование конечного согласного корня и суффикс л отсутствует).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 12)
Остров «ДЕНЬ-НОЧЬ»
Условие игры:
Я читаю глаголы. Как только вы услышали глагол прошедшего времени - хлопаете в ладоши, а остальные топаем.
Читает, веселится, рисовал, бегает, умывается, спал, шьёт, вяжет, метёт, пил, резал, прыгает, едет, подпрыгивает, пишет, думал, лёг.- Как узнавали глаголы прошедшего времени? (Вопросы, суффикс -л)
Море «Времени» (СЛАЙД 13)+Рабочий лист
Образуйте от глаголов все времена.
Ходить-
Пасти-
Увлечь-
Проверь (Слайд 14)
Остров «Сообрази» (Слайд 15)+ рабочий лист
Подчеркни глаголы прошедшего времени. Обозначьте род, число.
Пробежала и пискнула мышь. Стукнулся о берёзу и упал жук. На макушке ели кукует кукушка. На вершине дуба заворковали дикие голуби. На закате солнца заухает в лесу филин. (По И.Соколову- Микитову)
Проверь (Слайд 16)
6.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
(Интерактивная доска-диск)
7. РЕФЛЕКСИЯ. (Слайд 17)
- Подошло к концу наше путешествие.
- Предлагаю устно составить СМС сообщение другу. Что мы делали на уроке?
- Говорите только глаголы! (Писали, думали, доказывали, объясняли, придумывали, говорили).
- В каком времени использовали глаголы?
- Что узнали о прошедшем времени?
-Какое у вас сейчас настроение?
8. Д/З с. 122 выучить правило, №220, Т. с. 72 (Слайд 18)
(Слайд 19)
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело!