Конспект урока по русскому языку Повторение по теме местоимение


Тема урока: «Повторение по теме “Местоимения”»Цели: Учебная: повторить пройденный материал по теме «Местоимения»;Развивающая: развить навыки систематизации и навыки мышления учащихся;Воспитательная: привить уважительное отношение учащихся к родному языку. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.Структура урока: оргмомент (1 мин), постановка темы и целей урока (1 мин), проверка домашнего задания (словарный диктант) (6 мин), опрос (11 мин), обобщение и систематизация полученных знаний (16 мин), подведение итогов (3 мин), домашнее задание (2 мин).Оборудование: доска, мел, тряпка, таблица «Разряды местоимений», карточка с индивидуальным заданием.Основные методы и приемы: слово учителя, беседа, наблюдение и анализ, самостоятельная работа, запоминание, сравнение.Ход урокаIЗдравствуйте, ребята. Рада всех вас видеть. Пусть дежурные напишут, кто отсутствует, и мы приступим к работе. Наш урок посвящен закреплению темы «Местоимения». Сегодня мы с вами повторим разряды местоимений, некоторые правила их написания, а также выполним много интересных заданий.IIОднако перед этим поработаем немного с лексикой. Напишем небольшую проверочную работу. На листочках, которые я вам раздам, напишите свои фамилии и имена, не забудьте. Откройте словарики. Даю полминутки на повторение. Закрываем и приступаем:Орнамент, бассейн, типография, биография, иллюстрация, инструмент, коллекция, заглавие, подзаголовок, центнер, двести, триста, четыреста, девяносто, гараж, одиннадцать, километр, экземпляр, искусный, искусство, миллион, миллиард, Немного времени даю на проверку. Пробегите глазами свои работы, проверьте внимательно. Все слова вам уже хорошо знакомы. Сдаем. IIIОткройте, пожалуйста, тетради, запишите сегодняшнее число (двенадцатое марта). Классная работа. Тема урока: «Повторение по теме “Местоимения”».Итак, вспомним, что же такое местоимение?Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.Так чем же местоимение отличается от существительного, прилагательного, числительного?Оно отличается именно тем, что оно не называет, но указывает.Приведите, пожалуйста, примеры.Мальчик – он, три – сколько, красный – какой.Какие местоимения не склоняются? Некто, каков, таков.У каких местоимений нет именительного падежа?У возвратного местоимения «себя».Объясните разницу в значении местоимения его (подвиг) и его (похвалили).Подвиг чей? – его (притяжательное местоимение). Похвалили кого? – его (личное местоимение).Какие местоимения пишутся через дефис?Неопределенные, с суффиксами –то, –либо, -нибудь и приставкой кое- (кто-то, где-нибудь,что-либо, кое-как)Назовите правило правописания неопределенных местоимений некто, нечто, несколько, некоторый.В данных местоимениях приставка не всегда находится под ударением и пишется слитно.Когда пишется ни в отрицательных местоимениях? Когда пишется не?Ни – без ударения, не – под ударением (никто, нечего).В каких случаях ни и не в отрицательных местоимениях пишутся раздельно?Они пишутся раздельно тогда, когда они отделяются в местоимениях предлогов (ни у кого, не с кем).Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Теперь мы посмотрим на доску, где вы видите таблицу «Разряды местоимений». Колонка с примерами закрыта. Вам необходимо перечертить эту таблицу в тетрадь. Далее я буду читать вам предложения, из которых вы должны будете выписывать местоимения в колонку с нужным разрядом. Потом мы откроем вторую половину таблицы и дополним ваши таблицы недостающими примерами.Разряд ПримерЛичныеВозвратноеВопросительныеОтносительныеНеопределенныеОтрицательныеПритяжательныеУказательныеОпределительные 1) Тот куст, да не та ягодка. (Поговорка) Тот, та – указательные местоимения;2) Я, ты, он, она, вместе - целая страна! (Р. Рождественский) Я, ты, он, она - личные местоимения;3) Счастие или грусть – ничего не знать наизусть. (М. Цветаева)Ничего – отрицательное местоимение;4) И тополя уходят, но свет их озерный светел. (Ф. Г. Лорка)Свет чей? – их (притяжательное местоимение);5) Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. (А.С. Пушкин)Себя – возвратное местоимение.6) Свет решил, что он умен и очень мил. (А.С. Пушкин)Что – относительное местоимение, так как соединяет два простых предложения в составе сложного.7) Что происходит на свете?— А просто зима. (Ю. Левитанский)Что – вопросительное местоимение, так как в данном предложении оно служит выражению вопроса.8) Всякому зерну своя борозда (Пословица).Всякий – определительное местоимение, своя – притяжательное.9) Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине.(А. Блок)Кто-то – неопределенное.Молодцы, ребята. Теперь давайте посмотрим на 2 колонку нашей таблицы. Выпишите себе те местоимения, которых нет у вас в тетрадях.Ученики выписывают.Далее один ученик выходит к доске и получает индивидуальное задание:Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. (Ко)мне, (около)нас, (у)них, (не)который, что(нибудь), (кое)кто, какой(либо),вернуться (н…)(с)(чем), (н…)кому (не)доверять, (н…)(с)чьей стороны, (н…)(у)кого спросить.В это время весь класс получает листы с текстом. Ребята, сейчас мы с вами прочитаем отрывок из замечательного произведения Юрия Олеши «Три толстяка» и выполним интересные задания.Найдите в тексте местоимения, подчеркните их как члены предложения. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.Тибул залез на кольцо, окружавшее ф…нарь. «Н…чего! – кричали гвардейцы. – Он пойдет по другой проволоке, там мы и снимем его!» Тут произошло такое, чего (н…)кто (не)ожидал. Полосатая фигурка пр…села на железном кольце, пов…рнула какой(то) рычаг, что(то) щ…лкнуло, звякнуло, и ф…нарь потух. (Н…)кто (не)успел сказать ни слова. А в следующ…ю м..нуту все громко закр…чали, что(то) стукнуло и зазв…нело. (Ю. Олеша)Ребята комментированно записывают текст, объясняют орфограммы, называют местоимения.Окончательный вариант текста:Тибул залез на кольцо, окружавшее фонарь. «Ничего! – кричали гвардейцы. – Он пойдет по другой проволоке, там мы и снимем его!» Тут произошло такое, чего никто не ожидал. Полосатая фигурка присела на железном кольце, повернула какой-то рычаг, что-то щелкнуло, звякнуло, и фонарь потух. Никто не успел сказать ни слова. А в следующую минуту все громко закричали, что-то стукнуло и зазвенело.После текста учитель обращает внимание детей на доску.Правильный вариант:Ко мне, около нас, у них, некоторый, что-нибудь, кое-кто, какой-либо, вернуться ни с чем, никому не доверять, ни с чьей стороны, не у кого спросить.Ученик объясняет орфограммы, учитель благодарит, ученик садится на место.Учитель предлагает ребятам составить по предложению с одним из местоимений и разобрать данное местоимение как часть речи.Ребята, давайте вспомним план морфологического разбора, прежде чем мы начнем работать.Ученик читает план вслух:I. Часть речи. Общее значение.II. Морфоогические признаки.1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).2. Постоянные признаки: а) разряд, б) лицо (у личных местоимений).3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род (если есть).III. Синтаксическая роль.А теперь давайте переедем к нашему заданию.Примерный ответ:Около нас сидела женщина с томиком Пушкина в руках.(Около) нас – мест., указывает на предмет.I. Сидела (около кого?) около нас. Н. ф. – мы. II. Пост. – личное, 1 лицо; непост. – в Род. п., в мн. ч.III. Где? Около кого? Около нас (сидела).Спасибо, ребята. Теперь мы с вами будем отгадывать загадки. Будьте внимательны.1) В каком местоимении два звука, но одна буква?2) Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?3) Сколько личных местоимений в слове семья? 4) Первый слог- личное местоимение, второй –звук, который издает лягушка. Вместе –овощ.5) Когда руки бывают тремя местоимениями?6) Какое местоимение требует чистоты?Ответы:1) В местоимении «я» - [йа];2) Я-мы;3) Семь «я»;4) Ты-ква;5) Когда руки вы-мы-ты;6) Мой.IV. Подведение итогов урока.Сегодня на уроке мы с вами повторили, что такое местоимение. Давайте проговорим все, что было сказано на уроке.Ответы учащихся:Сегодня на уроке мы вспомнили, что такое местоимение, на какие разряды оно делится, повторили морфологический разбор, потренировались на конкретных примерах.Домашнее задание: Перечитайте стихотворение А. С. Пушкина «Узник», выпишите оттуда все местоимения, произведите морфологический разбор 4 местоимений.Выставление оценок.Наш урок подошел к концу. До свидания!
РазрядыместоименийПримерыКак изменяютсяличныеЯ, ты, он, она, оно, мы, вы, ты, они
(+падежные формы) Указывают на лицо, изменяются по лицам и
числамВозвратныесебяНет формы именительного падежаВопроси-тельныеУпотребляются в вопр. предложениях
Кто, что, сколько
Какой, который, чейкаков 
Изменяются по падежам
Изменяется по родам, числам, падежам
Изм. по родам, числамОтноси-
тельные= вопросительным местоимениям.
Употребляется в СПП;
присоединяют придаточное предложение,
 пишутся в круглых скобках, являются членом предложения. [  ], (который).
Неопреде-
ленныеКто-то, кое-кто
Какой-нибудь, некоторый
Некто, нечтоИзменяются по падежам
Изм. по родам, числам, падежам
Не изменяются, есть форма только И.п.
Отрица-
тельныеНикто, ничто
Некого, нечего
Никакой, ничей Изм. по падежам;
Нет формы И.п.
Изм. по родам, числам, падежам
Притяжа-тельныеМой, твой, свой, ваш, наш
Её, его, их Изм. по родам, числам, падежам
Изм. по родам, есть только Р.п.
Указа-
тельныеТот, этот, такойТаковИзм. по родам, числам, падежам
По родам, числам
Опреде-
лительныеВесь, самый, всякий, каждый, иной,
любой, другойИзменяются по родам, числам, падежам