конспект урока по ОБЖ на тему «Средства индивидуальной защиты органов дыхания» (5 класс).

Тема урока:
«Средства индивидуальной защиты органов дыхания»

Тип урока : усвоение новых знаний.
Образовательные ресурсы:
1. Вата, марля (100х50 см.), ножницы, игла, нитки.
2. Противогазы: ГП-7, ГП-5.
3. Респиратор: Р-2.
4. Презентация «Средства защиты органов дыхания».
Время проведения: 40 мин.
План урока:
Организационный этап;
Актуализация знаний;
Изучение нового материала;
Первичное осмысление и закрепление;
Информация о домашнем задании инструкция по его выполнению.
Цели: Сформировать понятия о средствах индивидуальной зашиты; изучить классификацию СИЗ; Подробно рассмотреть средства защиты органов дыхания. Научить учащихся пользоваться противогазом, изготавливать подручные средства защиты органов дыхания.
Задачи:
Изучить основные средства индивидуальной защиты, их предназначение и правила пользования;
Прививать чувства взаимопомощи;
Развивать рефлексивные способности.
Формы и методы обучения: Рассказ, беседа, объяснение.
Основные термины и понятия: О назначении и принципе действия детского противогаза ПДФ-2Ш и гражданского противогаза ГП-7; Правила использования гражданских противогазов.
Планируемые результаты:
Регулятивные: Применять установленные правила по выбору противогаза.
Познавательные: Одевать и снимать противогаз.
Коммуникативные: Аргументировать точку зрения.
Предметные: Порядок перевода противогаза в боевое положение. Умение ориентироваться в содержании текста учебника. Положения противогаза: походное, наготове, боевое.



Ход урока
Урок сопровождается презентацией ( Приложение 1).
1) Организационный этап:
1. Приветствие.
2. Проверить явку учащихся на уроке (с помощью дежурного).
3. Проверить внешний вид учащихся и их готовность к занятию.
4. Вступительное слово учителя.

2) Актуализация знаний
Организация условий для создания проблемной ситуации.
На предыдущем занятии мы с вами рассматривали способы оповещения о возникновении какой либо опасной ситуации, угрожающей жизни людей и какой специальный сигнал подаётся при этом - "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!"
Например, при угрозе радиоактивного заражения диктор сообщает: “Внимание! Внимание! Говорит управление ГО ЧС. Граждане! Возникла угроза радиоактивного заражения. Приведите в готовность средства защиты органов дыхания и держите их постоянно при себе. По нашей команде или при необходимости наденьте их ...” (Слайд 2).
Ответьте на вопрос: "Что такое средства защиты органов дыхания?"
В зависимости от глубины ответов учащихся, подбираю вопросы с целью сформировать у них убеждения, в том, что их знания недостаточны по теме СЗОД.
Например:
«Что такое противогаз?» «Где взять ватно-марлевую повязку?» «Как правильно пользоваться  противогазом?» «Что такое респиратор?» и т.д. 
Задача данных вопросов заключается в том чтобы сформировать потребность учащихся в этих знаниях. Одновременно это является логическим подведением к теме урока.

3) Изучение нового материала.
Объявляю тему урока и записываю ее на доске: «Средства защиты органов дыхания. (СЗОД)», (учащиеся записывают тему в тетрадях); (Слайд 3).
Сегодня на уроке мы с вами постараемся ответить на следующие вопросы:
1. Назначение СЗОД.
2. Виды и принцип действия СЗОД.
3. Правила надевания СЗОД; (Слайд 4).
1. Задаю вопрос: «Каково назначение СЗОД?».
После ответов учащихся и общего обсуждения подвожу итог: «Индивидуальные средства защиты органов дыхания предназначены для защиты людей от попадания внутрь организма радиоактивных веществ, отравляющих веществ и бактериальных средств». (Учащиеся делают запись в тетрадях); (Слайд 5).
Зная для чего предназначены СЗОД, давайте теперь рассмотрим их виды.
К средствам индивидуальной защиты органов дыхания относят фильтрующие противогазы (общевойсковые, гражданские, детские, промышленные), изолирующие противогазы, респираторы и простейшие средства (Ватно- марлевые повязки); (Слайд 6).

2. Виды средств защиты органов дыхания.
Ватно-марлевая повязка.
Ватно-марлевая повязка изготавливается населением самостоятельно. Для этого требуется кусок марли размером 100 на 50 см. На марлю накладывают слой ваты толщиной 1-2 см, длиной 30 см, шириной 20 см. Марлю с обеих сторон загибают и накладывают на вату. Концы подрезают вдоль на расстоянии 30-35 см так, чтобы образовалось две пары завязок. При необходимости повязкой закрывают рот и нос; верхние концы завязывают на затылке, а нижние - на темени. В узкие полоски по обе стороны носа закладывают комочки ваты. Для защиты глаз используются противопыльные защитные очки. Ватно-марлевая повязка может защищать от хлора, для этого она пропитывается 2% раствором питьевой соды, а пропитанная 5% раствором лимонной или уксусной кислоты защищает от аммиака. Она одноразового употребления, после применения ее сжигают (Слайд 7-8).


Респираторы
Респираторы применяются для защиты органов дыхания от радиоактивной и грунтовой пыли и от бактериальных средств (Р-2, Р-5 и др.)
Назначение
Респираторы представляют собой облегченное средство защиты органов дыхания от вредных газов, паров, аэрозолей и пыли. Респираторы получили широкое распространение в шахтах, на рудниках, на химически вредных и запыленных предприятиях при работе с удобрениями и ядохимикатами в сельском хозяйстве.
Принцип действия
Очистка вдыхаемого воздуха от парогазообразных примесей осуществляется за счет физико-химических процессов (адсорбции, хемосорбции, катализа), а от аэрозольных примесей – путем фильтрации через волокнистые материалы (Слайд 9).
Противогазы
Первый противогаз изобрел русский ученый Николай Дмитриевич Зелинский в 1915г.  По принципу действия противогазы делятся на фильтрующие и изолирующие.

Противогазы фильтрующие:
а) для взрослого населения ГП – 7, ГП – 5
б) от 1,5 – 7 лет – ПДФ – ДА;
в) от 7 – 17 лет – ПДФ – 2ША .
Фильтрующий противогаз ГП-7 предназначен для защиты органов дыхания, лица и глаз человека от отравляющих, некоторых аварийно химически опасных веществ (АХОВ), радиоактивных и бактериальных веществ, а также различных вредных примесей, присутствующих в воздухе (Слайд 10).
В состав комплекта фильтрующего противогаза ГП-7 входят:
фильтрующе-поглощающая коробка;
лицевая часть (Шлем маска);
не запотевающие пленки для очков;
сумка противогаза; (Слайд 11).
Противогаз детский фильтрующий.
Предназначен для защиты органов дыхания, зрения и лица детей старше 1,5 лет. Для правильного подбора противогаза есть специальная таблица с размерами.

Противогаз может быть в различных положениях:
«походном» - сумка на левом боку, ее верх должен быть на уровне талии, клапан застегнут;
«наготове» - при угрозе заражения по команде «Противогазы готовь!» - сумку надо закрепить поясной тесьмой, слегка подав ее вперед, клапан отстегнуть для того, чтобы можно было быстро воспользоваться противогазом;
«боевом»- когда лицевая часть надета - делают это по команде «Газы!», а также самостоятельно при обнаружении признаков того или иного заражения (Слайд 12).

3. Правила надевания СЗОД.  При переводе противогаза в «боевое» положение необходимо:
Задержать дыхание, закрыть глаза
Снять головной убор, вынуть шлем-маску.
Взять ее обеими руками за утолщенные края у нижней части так, чтобы большие пальцы были с наружи, а остальные внутри. 
Приложить нижнюю часть шлем- маски под подбородок, и резким движением рук вверх и назад натянуть ее на голову, так чтобы не было складок, а очковый узел пришелся против глаз. 
Сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание.
Надеть головной убор и закрепить противогаз на боку, если это не было сделано раньше; (Слайд 13).
После разбора учебного материала провести учебную тренировку по отработке порядка одевания противогаза на себя и на пораженного.
Тренировка выполнения норматива одевания противогаза: «5» - 10 сек. «4» - 11 сек. «3» - 12 сек. 
Норматив одевания противогаза на пораженного: «5» -10 сек. «4» - 11 сек. «3» - 12 сек
4) Первичное осмысление и закрепление.
На уроке вы познакомились с индивидуальными средствами защиты органов дыхания, рассмотрели самые простейшие из них.
Какие средства относятся к простейшим средствам защиты органов дыхания?
От каких веществ защищают респираторы?
В каких случаях используют ватно-марлевую повязку?
В каких положениях может находиться противогаз?
Что нужно сделать, что бы перевести противогаз в «боевое» положение.
5) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Дома выучить Раздел 1. Глава 7. Темы: 7.1, 7.2, 7.3. и вместе с родителями попробуйте сделать ватно-марлевую повязку; (Слайд 14).
6) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Оценки за урок.
Литература
В.В.Поляков, М.И.Кузнецов, В.В. Марков, ОБЖ: Учеб. для учащихся 5 кл. М.: Дрофа, 2008.
Это должен знать и уметь каждый, Москва, “Советская Россия”, 1981.
Латчук В. Н., Марков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: методическое пособие. М.: Дрофа, 2004.
Михайлов А. А. Проведение уроков по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». 59 классы: учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2010.
Соколов Ю. И. Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. М.: Дрофа, 2010.





























Картинка 6 из 552Рисунок 28Картинка 6 из 552Рисунок 1Рисунок 16Рисунок 415