Методическая разработка урока по теме Оптика. Соавтор Дымов Михаил Евгеньевич


Урок развивающего контроля по разделу «Оптика»

Козина Елена Сергеевна, наставник, учитель физики МОУ СОШ № 19 г. Томска
Дымов Михаил Евгеньевич, молодой педагог, учитель физики МАОУ СОШ №19 г.Томска.
Межпредметная интеграция физики и информатики.
Тема: «Оптика»
Класс: 11
Продолжительность занятия: 2 урока

Деятельностная цель:
формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель:
расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Задачи:
- формировать умение ставить цели исследования, формулирования гипотезы;
- совершенствовать навыки работы с физическими приборами;
- закреплять понятия «отражение», «преломление», «луч», знания о взаимосвязи между ними;
- развивать речь, память, мышление, внимание, умение сравнивать, анализировать, классифицировать;
- учить работе в парах и группах;
- учить формулированию полных и точных ответов;
- учить рефлексии собственной деятельности по соотнесению целей и результатов, самооценке.
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Средством достижения этих результатов служит организация на уроке групповой работы и работы в парах.
Метапредметными результатами являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
В процессе урока формируются:
1.Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель исследовательской деятельности на уроке.
проговаривать последовательность действий в эксперименте.
учиться высказывать своё предположение-гипотезу на основе рассуждений в ходе беседы.
учиться работать по предложенному группой плану.
учиться анализировать полученный результат.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

2.Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя эксперимент, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
преобразовывать полученную в ходе эксперимента информацию из одной формы в другую: в виде таблицы и графика.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы врезультате совместной работы в паре, группе и всего класса.
3.Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других
слушать и понимать речь других.
учиться выполнять различные роли в паре и группе.

Оборудование:
Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютерный класс.
Ход урока
Запускается презентация «Оптика».
Вступительное слово учителя:
Мы живём, словно во сне неразгаданном
На одной из удобных планет.
Много здесь, чего вовсе не надо нам,
А того, что нам хочется, – нет
На уроках физики мы изучаем явления природы. Особенно красочно, эффектно и наглядно они представлены в разделе «Оптика». Именно эта область физики позволяет нам увидеть красоту окружающего нас мира, а также учит умению видеть и правильно объяснять повседневные явления, которые происходят вокруг нас в природе и в быту. Сегодня мы проводим повторительно–обобщающий урок по разделу «Оптика» с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые позволят нам:
все этапы урока провести мобильно,
использовать видеоматериал и презентации,
провести тестирование,
продемонстрировать анимации, подготовленные учениками для задач уровня «С».
План урока (слайд №3):
физический диктант,
свойства световых волн (презентации, выступления учащихся),
«Своя игра» (презентация),
задачи уровня «С»,
компьютерное тестирование.
«Физический диктант» (запускается нажатием на кнопку с изображением шляпы)
«Физический диктант» составлен в форме презентации. На слайдах записаны задания (назвать формулу и прокомментировать), ответы спрятаны в картинке – портфеле. После того, как ответ будет прокомментирован, формулу можно будет увидеть (для этого необходимо нажать на портфель и он откроется)
Вопросы:
значение скорости света в вакууме (13 EMBED Equation.3 1415м/с),
закон отражения (13 EMBED Equation.3 1415),
закон преломления (13 EMBED Equation.3 1415),
относительный показатель преломления (13 EMBED Equation.3 1415),
абсолютный показатель преломления (13 EMBED Equation.3 1415),
условие минимума интерференции (13 EMBED Equation.3 1415),
формула дифракционной решётки (13 EMBED Equation.3 1415),
оптическая сила линзы (13 EMBED Equation.3 1415) ,
формула тонкой собирающей линзы (13 EMBED Equation.3 1415 ).
Выступления обучающихся.
В рамках деятельностного подхода к изучению материала обучающиеся демонстрируют приготовленные на уроках информатики презентации по теме «Основные свойства световых волн»: «Прямолинейное распространение света», «Преломление света», «Интерференция». Кроме того, учащимся предлагаются видеоролики по данным свойствам (запускаются нажатием на кнопки «фильм»).

«Своя игра» (запускается нажатием на кнопку с изображением шляпы)
Прямолинейное распространение света
100
200
300
400

Отражение
100
200
300
400

Преломление
100
200
300
400

Интерференция
100
200
300
400

Дифракция
100
200
300
400

Сюрприз
100
200
300
400


Контроль знаний, обучающихся проводится с использованием интерактивной технологии в стиле «Своя игра». Уровень сложности вопросов заложен в баллах от 100 до 400. Обучающиеся сами выбирают номинацию и сложность вопроса.
Номинации: прямолинейное распространение света, отражение, преломление, интерференция, дифракция, сюрприз.
Номинация №1 «Прямолинейное распространение света»
100 Дать определение светового луча (Световой луч – это линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света).
200 Где находится Земля во время лунного затмения? (Между Солнцем и Луной).
300 Луч прожектора хорошо виден в тумане и хуже – в ясную погоду. Почему? (Вследствие рассеяния света мелкими каплями воды).
400 Почему на горизонте звёзды менее яркие? (Свет от этих звёзд проходит больший путь в атмосфере Земли и поэтому больше рассеивается)
Номинация № 2 «Отражение»
100 Дать определение угла отражения. (Угол между отражённым лучом и перпендикуляром к отражающей поверхности, восстановленным в точке падения луча).
200 Назовите условие, при котором изображение - мнимое. (Мнимое изображение предмета возникает, если пересекаются продолжения отражённых лучей).
300 Назовите два вида отражения. (Зеркальное и рассеянное).
400 Выведите формулу для нахождения максимального угла полного внутреннего отражения. (13 EMBED Equation.3 1415)
Номинация № 3 «Преломление»
100 Дать определение угла преломления. (Угол между преломлённым лучом и перпендикуляром, восстановленным в точке падения луча к границе раздела двух сред).
200 По рисунку, предложенному в презентации, сравните оптические плотности двух сред. (13 EMBED Equation.3 1415
300 Назовите условие полного внутреннего отражения. (Если 13 EMBED Equation.3 1415- луч остаётся в полной среде).
400 Где находится изображение, полученное при помощи собирающей линзы, если на неё падает параллельный пучок света? (В фокусе собирающей линзы).
Номинация №4 «Интерференция»
100 Дайте определение интерференции. (Явление наложение волн, вследствие которого наблюдается усиление или ослабление освещённости).
200 Назовите формулу оптической разности хода лучей. (13 EMBED Equation.3 1415)
300 Назовите условие максимума интерференционной картины. (13 EMBED Equation.3 1415
400 Почему поверхность мыльного пузыря имеет радужную окраску. (Результат интерференции от внутренней и внешней поверхности плёнки).
Номинация №5 «Дифракция»
100 Дайте определение дифракции. (Явление нарушения целостного фронта волны, вызванного резкими неоднородностями среды или способность волны огибать препятствие).
200 Назовите формулу периода дифракционной решётки. (d= a + b)
300 Назовите отличия в спектрах, полученных при помощи дифракционной решётки и призмы. (Призма отклоняет красную волну на меньший угол, решётка отклоняет её на больший угол).
400 Из формулы дифракционной решётки определите число главных максимумов в спектре. 13 EMBED Equation.3 1415
Номинация № 6 «Сюрприз»
100 Почему астронавты на Луне видят не голубое, а чёрное небо? (На Луне нет атмосферы, следовательно, свет не рассеивается).
200. Почему заходящее Солнце кажется нам красным? (Лучи заходящего Солнца проходят в атмосфере больший путь, при этом воздух и пылинки в нём рассеивают больше всего коротковолновое излучение.)
300 Почему именно после дождя и в солнечную погоду можно наблюдать радугу? (Радуга возникает из-за эффекта полного внутреннего отражения и дисперсии в дождевых каплях.)
400 Объясните образование радужных «венцов» около фонарей на улице или вокруг Луны в морозную погоду. (Дифракция света на кристалликах льда, имеющихся в воздухе.)

Задачи уровня С. Обучающиеся, выполняя творческое задание, работали в группах и приготовили презентации с чертежами к задачам уровня «С», используя анимацию. На данном уроке, предлагается решить одну из этих задач. «Система 2-х линз»
Рассеивающая и собирающая линзы с фокусным расстоянием F1=10см, и F2=15см расположены на расстоянии L=30 см друг от друга. На каком расстоянии r от источника света S находится изображение, даваемое этой системой линз, если расстояние от источника света Sдо рассевающей линзы d1=12 см?




Дано:
F1=10см
F2=15см
L=30 см
d1=12 см
СИ:
13 EMBED Equation.3 1415м
13 EMBED Equation.3 1415м
13 EMBED Equation.3 1415м
13 EMBED Equation.3 1415м
Решение:
1) 13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415-?
2)13 EMBED Equation.3 1415
3) 13 EMBED Equation.3 1415
4) 13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
Ответ: r13 EMBED Equation.3 141568см


r-?




Тестирование. Этап контроля знаний проводится в форме теста. Класс делится на две группы. Первая - выполняет на компьютерах тест, сделанный в программе Excel, вторая - решает задачу «Рыбка» с использованием интерактивной доски. Обучающимся 11 класса под руководством учителя информатики написана программа на Delphi, позволяющая в оригинальной форме проверить правильность решения задачи.
Вопросы теста.
Вариант №1
1.В какой среде скорость света максимальна?
Ответы: 1)воздух 2)Вода 3)вакуум 4)стекло
2. Угол падения 300 . Его увеличили на 20 0. Чему равен угол отражения?
Ответы: 1)100 2)600 3)500 4) 300
3. Сравните оптические плотности сред, если угол преломления больше угла падения.
Ответы: 1. 13 EMBED Equation.3 1415 2. 13 EMBED Equation.3 1415 3.13 EMBED Equation.3 1415
4. Луч падает из воздуха в среду, при этом угол падения 600, а угол преломления 300 Определите показатель преломления второй среды.
Ответы: 1)1,73. 2) 0,57 3)3,48 4)1,14
5. Определите период дифракционной решётки, если для длины волны в 750 нм максимум второго порядка наблюдается под углом 300
Ответы: 1) 13 EMBED Equation.3 1415 2) 13 EMBED Equation.3 1415 3) 13 EMBED Equation.3 1415 4) 13 EMBED Equation.3 1415
Правильные ответы: 1-3, 2-3, 3-1,4-1,5-1
Вариант №2
1.В какой среде скорость света минимальна?
Ответы: 1)воздух 2)Вода 3)вакуум 4)стекло
2. Угол падения 300 . Его увеличили в 2 раза. Чему равен угол отражения?
Ответы: 1)100 2)600 3)500 4) 300
3. Сравните оптические плотности сред, если угол преломления меньше угла падения.
Ответы: 1. 13 EMBED Equation.3 1415 2. 13 EMBED Equation.3 1415 3.13 EMBED Equation.3 1415
4. Луч падает из воды в среду, при этом угол падения 600, а угол преломления 300Определите показатель преломления второй среды. Показатель преломления воды равен 1,33.
Ответы: 1) 13 EMBED Equation.3 1415 2)13 EMBED Equation.3 1415 3) 13 EMBED Equation.3 1415 4)13 EMBED Equation.3 1415
5. Определите период дифракционной решётки, если для длины волны в 750 нм максимум второго порядка наблюдается под углом 600
Ответы: 1) 13 EMBED Equation.3 1415 2)13 EMBED Equation.3 1415 3) 13 EMBED Equation.3 1415 4)13 EMBED Equation.3 1415
Правильные ответы: 1-4, 2-2, 3-3, 4-2, 5-1
VI. Задача «Рыбка»
Вы попали на необитаемый остров. В прибрежных прозрачных водах плавает много рыбы. Чтобы поймать на обед хотя бы одну рыбу, надо определить истинную глубину, на которой она находится. Кажущаяся глубина h=1,5м, показатель преломления воды n=1,33.
!!!Правильность задачи проверяется с помощью программы, написанной на Delphi обучающимся данного класса, который занимается в ОЦ «Школьный Университет» ТУСУР. (Рыбка сама покажет: поймали или нет) (Запускается программа нажатием на кнопку «фильм») Ответ: 2 метра
Дано:

13 EMBED Equation.3 1415м


13 EMBED Equation.3 1415
СИ:
Решение:

13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415 (1)
По закону преломления 13 EMBED Equation.3 1415 (2)
т.к. луч выходит из воды в воздух
(1) =(2)
13 EMBED Equation.3 1415
H=1,513 EMBED Equation.3 1415=2м
Ответ: H=2метра

H-?




VII. Заключительное слово, подведение итогов. На этапе подведения итогов урока и рефлексии демонстрируются слайды «Оптика вокруг нас», которые позволяют увидеть красоту окружающего мира, подчеркнуть степень важности данной темы. Обучающимся предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность оценить степень удовлетворённости уроком и формой его проведения.


Применение информационных технологий позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и мультимедиа, дают возможность организовать одновременное обучение школьников, обладающих различными способностями и возможностями, формировать культуру учебной деятельности обучаемого и обучающего.

Литература:
1. Аганов А.В. Физика вокруг нас. М.: Дом педагогики, 1998, 332с.
2. Гальперштейн Л.Я. Занимательная физика. М.: Росмен, 2000, 119с.
3. Культура информационного общества. Информационная компетентность как фактор современного образовательного пространства. – Томск: «Лито-Принт». 2007.
Интернет источники:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









13PAGE 15


13PAGE 14715



l

H

h


·


·



Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native15