Конспект урока по теме Оптика

5

Тема: Получение изображения в зеркале.

Образовательная цель: научить строить изображение, даваемое зеркалом, на основе закона отражения, ввести характеристики изображения (действительное, мнимое, прямое, обратное, увеличенное, уменьшенное, обращенное).
Воспитательные цели: с целью трудового воспитания познакомить учащихся с различными профессиями, в каждой из которых применяются зеркала или изготавливают зеркала; воспитание эстетических чувств в целях развития диалектико-материалистического мировоззрения учащихся; подчеркнуть материальность рассматриваемых на уроке явлений.
Развивающие цели: формирование работы с учебником, способствовать выработке, умению самостоятельно выполнить учебные задания, выделять главное.
Оборудование: плоское, выпуклое и вогнутое зеркала, перископ, набор приборов по оптике, маленькие зеркала на каждую парту, шар от электроскопа.
/. Актуализация изучения темы.
Я увидел свой портрет,
Отошёл - портрета нет.
(Зеркало).
Почему портрета нет? А если мы не видим изображения в зеркале, то оно там есть или нет?
II. Проверка домашнего задания.
1. Свет. Естественные и искусственные источники света. Значение света в жизни человека.
2. Законы прямолинейного распространения света. Получение тени и полутени.
Законы отражения света. Зеркальное и диффузное отражение.
Задача №1. Высота нахождения Солнца такова, что его лучи образуют с горизонтом угол 40° . Сделайте чертёж и покажите на нём, как следует расположить зеркало, чтобы «зайчик» попал на потолок.
Задача №2. Высота нахождения Солнца такова, что его лучи образуют с горизонтом угол 50° . Сделайте чертёж и покажите на нём, как следует расположить зеркало, чтобы «зайчик» попал на дно колодца.
6. Как мы видим светящуюся лампочку? III.Изучение новой темы.
1. А как же мы видим ту же лампочку при помощи зеркала?

Изображение предмета - то, что мы видим за зеркалом. Изображение мнимое, прямое, равное, зеркально обращенное, находится на таком же расстоянии, т.е. изображение симметрично предмету.

2. Примеры построений изображения в зеркале.






3. Применение зеркал.
Неизвестно, когда появилось первое зеркало, зато точно известно, что им уже пользовались около 5 тыс. лет назад. В Египте металлические пластины начищали до блеска. Уже в конце 16 века зеркала из благородных металлов и горного хрусталя (простейшие из олова и меди) исчезли, т.к. появилось открытое венецианцами дутое и хрустальное зеркальное стекло. Стекло + олово + ртуть (ртуть расплавляла олово и укрепляла), т.е. амальгирование происходило так: на гладком стане располагали оловянный лист, после него шёл тонкий слой ртути, а поверх расстилали лист стекла. Зеркало стоило 60000 франков, в то время картина Рафаэля (таких же размеров) стоила 3000. По указу Петра 1 подкупили четырёх зеркальщиков, и в России появились первые зеркальные заводы. В 19 веке широкому распространению зеркал способствовало новое изобретение: француз Франсуа Пти-Жак открыл метод озеркаливания стекла серебром, дающий более ясное изображение. Зеркало отражает 70 - 90%. Наибольшая отражающая способность - полированное серебро, наименьшая - чёрный бархат.
Применение зеркал:
1.В быту.
В ателье.
В парикмахерских.
В любом автомобиле.
В перископах.
В медицине.

4. Рассмотрим устройство и принцип действия перископа.
5. а) выпуклые зеркала б) вогнутые зеркала
О - центр сферической поверхности, образующей зеркало, а С - центр зеркала. Соединив эти точки, получим линию, которая называется главной оптической осью зеркала.
Соединив центр сферической поверхности с любой другой точкой зеркала, получим побочную ось сферического зеркала.
Определение фокуса.
Применение сферических зеркал.
Телескопы. БТА - 6 страница Зеленчукская. В США построен телескоп с d=10 м для того, чтобы накопить больше света, для наблюдения слабых объектов.

IV. Закрепление нового материала.
Какой минимальной высоте должно быть зеркало, чтобы можно было увидеть в нём себя во весь рост?


Можно ли осветить фонарём изображение предмета А в зеркале, ведь никакого реального предмета А1 за зеркалом нет?
Домашнее задание: § , применение зеркал.
20

21

22

23



Рисунок 115