Рабочая программа по изобразительному искусству 5 специальный коррекционный класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДЕРЕВНИ РУЧЬИ
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ

председатель методического совета школы
директор МБОУ СОШ д. Ручьи

_______________/Надейкина М.М./
_______________ /Прокофьеа Л.В./

«_______»______________________
«_______»______________________











Рабочая программа

по изобразительному искусству 5 специального (коррекционного) класса
VIII вида















Учитель: Пучкова И.Н.




2015 -2016 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» в 5-7 специальных (коррекционных) классах VIII вида составлена на основе программы для подготовительного, 5 – 8 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, автор И.А. Грошенков. М. Просвещение. 2015 г.
Программа рекомендована как курс по изобразительному искусству в 5 -7 классах коррекции Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2015/2016 учебный год.
Программа рассчитана на 1 учебный час в неделю, 34 учебных часов в учебный год, предусмотренных БУП 2004 года. В учебный комплект входят: книга для учителя, репродуктивный и литературный материал, аудиозаписи музыкальных произведений, видеозаписи.
Цели и задачи преподавания ИЗО в 5 классе
Цель - коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами.
Задачи:
- развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
- улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применить их в учебной, трудовой и общественно-полезной деятельности;
- развитие у учащихся эстетических чувств, умений видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
- расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
- развитие у школьника художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Учащиеся должны уметь:
- передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции ( отношение длины к ширине и частей к целому);
- определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю осевую) линию как вспомогательную;
- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;
- передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметам с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
- пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры за контуры изображения);
- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;
- рассказывать содержание картины;
Должны знать:
- названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц;
- основные, изученные на уроках направления в декоративно-прикладном творчестве.


Содержание учебного предмета
«Декор в быту. Орнамент – как язык декора» - 16 часов. (Ученики осваивают новый вид изобразительного искусства: беседы о произведениях мастеров, рисунок орнамента в полосе, круге и квадрате; самостоятельно работают с растительными мотивами, перерабатывая их в декор, изучают разные стили росписи, работая по образцу)..
«Наши будни в рисунках» - 18 часов (Ученики осваивают новый жанр - тематическая картина на бытовой сюжет: узнают в беседах и презентациях о творчестве художников сюжетно-бытового жанра, учатся рассматривать и понимать художественные произведения, выполнять зарисовки с натуры графическим материалом, использовать свои зарисовки в создании эскиза (рисунка) на определенный сюжет).
































Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата по плану
Дата по факту

1. «Декор в быту. Орнамент – как язык декора» - 16 часов (1 час резервный)

1
Беседа «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края» (художественные лаки: Федоскино, Жостово, Палех)
1




2

Рисование узора в полосе из повторяющихся или чередующихся элементов (ягоды, листья и.т.д.)
1



3
Самостоятельное составление в полосе узора из растительный элементов (чередование по форме и цвету)
1



4

Рисование геометрического орнамента в круге (построение 4 овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг – по шаблону.
1



6

Рисование простого натюрморта (яблоко и керамический стакан стакан)
1



7
Рисование симметричного узора по образцу.
1



8
Декоративное рисование – узор в круге из стилизованных природных форм (круг – по шаблону диаметром 12 см.)
1



9

Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы
(ваза керамическая)
1



10

Беседа «ДПИ» (керамика: посуда, игрушка, малая скульптура)
1



11

Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы(«Крутой спуск», «Дорожные работы»)

1



12
Рисование с натуральной детской пирамидки.
1



13

Беседа «ДПИ» (Богородская деревянная игрушка: «Кузнецы», «Клюющие курочки», «Маша и медведь»)
1



14
Пригласительный билет.
1



15
Карнавальные очки.
1



16
Резервный урок. Рисование «Зимний лес» на тонированной бумаге белой гуашью.
1



2. «Наши будни в рисунках» - 18 часов (2 часа резервных)

17
Беседа «Картины художников о школе, товарищах и семье»
1



18
Рисунок человека с натуры.
1



19
Рисунок «Зимние развлечения»
1



20

Рисунок с натуры цветочного горшка с растением
1



21

Рисование в квадрате узора растительных форм с применением осевых линий (елочка по углам квадрата, снежинки и т.д.)
1



22
Беседа об армии
1



23
Декоративное рисование плаката «8 марта»
1



24

Рисование с натуры прямоугольного объемного предмета (чемодан, коробка, аквариум и т.д.)
1



25

Рисование того же предмета, но повернутого углом у учащимся
1



26

Тоже, но расположенного выше уровня зрения (скворечник)
1



27

Иллюстрация отрывка из литературного произведения
1



28
Рисование с натуры игрушки
1



29
Декоративное рисование
1



30
Беседа о ВОВ.
1



31
Рисование симметричных форм: насекомые – бабочка, стрекоза, жук.
1



32
Рисование с натуры весенних цветков несложной формы
1



33
Резервный урок. Урок – любования весенней природой. Зарисовки с натуры.
1



34
Резервный урок. Урок – любования весенней природой. Зарисовки с натуры.
1



Итого: 34 часа (3 часа резервных)































Учебно-методическое обеспечение
Список литературы
«Изобразительное искусство 5 – 8 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой, автор И.А. Грошенков. М. Просвещение. 2013 г.
Аранова С.В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.
Неменский Б.М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
Половников А.О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.
Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул,1998.
Шоган В.В. Технологии личностно-ориентированного урока. – Воронеж: Учитель, 2003.
Материально-техническое обеспечение:
Печатные пособия:
- таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента, по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству, репродукции работ художников.
Учебно-практическое оборудование:
- краски акварельные;
- краски гуашевые;
- тушь;
- бумага А4, А3, А2 ( картон, тонированный картон, цветная бумага, акварельная бумага, ватман);
- фломастеры;
-гелиевые ручки;
-мелки (восковые, акварельные, пастельные, уголь, сангина, соус);
- кисти;
- емкости для воды;
- стеки;
- пластилин;
- клей;
- ножницы.
Модели и натурный фонд: муляжи для рисования, гипсовые тела и фигуры (шар, конус, цилиндр, призмы), настенные орнаменты.
Изделия декоративно-прикладного искусства.
ТСО
Компьютер, телевизор, магнитофон, DVD плеер, видеотека, фонотека.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
2. Мультимедийная программа «Шедевры мировой классики » издательства «Кирилл и Мефодий»
3. Мультимедийная программа «Шедевры изобразительного искусства» издательства «Кирилл и Мефодий»
4. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
5. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена.
6. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
8.Единая коллекция - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9.Российский общеобразовательный портал - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
10.Детские электронные книги и презентации - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



15