Адаптированная программа по русскому языку 9 специальный коррекционный класс 8-го вида

МБОУ «СШ № 4» МО ГО город Касимов
Утверждаю:
Директор школы

__________Трифонова Л.А.

Адаптированная рабочая программа
Предмет – письмо и развитие речи.

Класс - 9
Количество часов по учебному плану
в неделю - 4 часа; в год – 136 часа

Учитель – Тукмакова Е. А.

Рабочая программа составлена на основе базовой программы под ред. В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», ГИЦ «Владос», Москва, 2000г


Используемая учебно – методическая литература:
Основной учебник:
Н. Г. Галунчикова. Э. В. Якубовская «Русский язык».
Учебник для 8 класса. Москва «Просвещение», 2006 г.
Учебно – методическое пособие:
А. К. Аксёнова, Н. Г. Галунчикова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5 – 9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва «Просвещение» 2002 г.

·
·
·
·
·
·
2015-2016 уч. год
Пояснительная записка

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
В 9 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.
Изучение состава, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов различных по произношении, сходных по правописанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработке практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространения и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работы с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В 9 классе школьникам продолжаются прививаться навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме ( при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
Внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в 9 классе








































Содержание материала

Письмо 9 класс

Тема
Цели
Часы
Практические работы

Повторение
Повторение пройденного материала за 8 класс



5 ч.


Звуки и буквы
Повторять и обобщать знания учащихся о звуко-буквенном составе слова

7 ч.
4 ч.

Состав слова
Повторять и обобщать знания учащихся о составе слова; развивать умения образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов; правильно писать корни и приставки. Учить различать приставку и предлог.

10 ч.
3 ч.

Имя существительное
Повторять и обобщать знания учащихся об имени существительном как части речи. Формировать у учащихся умение определять в речи имена существительные.

9 ч.
4 ч.

Имя прилагательное









Повторять и обобщать знания учащихся об имени прилагательном как части речи. Тренировать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать их связь с именами существительными.

7 ч.
4 ч.

Местоимение
Повторять и обобщать знания учащихся о местоимении как части речи. Актуализировать и конкретизировать знания учащихся о личных местоимениях
7 ч.
3 ч.

Глагол
Повторять и обобщать знания учащихся о глаголе как части речи. Тренировать умения распознавать глаголы в тексте.
Учить различать 1 и 2 спряжение глаголов. Познакомить учащихся с глаголами в повелительной форме.
17 ч.
3 ч.

Наречие
Познакомить учащихся с наречием, с вопросами, на которые отвечает эта часть речи.

6 ч.
2 ч.

Имя числительное
Познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, с вопросами, на которые она отвечает, с правописанием числительных.
9 ч.
2 ч.

Предложение
Повторять и обобщать знания учащихся о главных членах предложения, об однородных членах предложения, о знаках препинания между ними.
Совершенствовать знания учащихся о постановке знаков препинания при обращении.
Познакомить учащихся с прямой речью.
19 ч.
5 ч.

Повторение

9 ч.
1 ч.








Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

писать под диктовку, применять правила проверки написания слов;
разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов; различать части речи;
строить простое предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение; писать изложение и сочинение; оформлять деловые бумаги; пользоваться словарём.


Учащиеся должны знать:

части речи; правила правописания слов






























Календарно – тематический план


Содержание материала
Часы
Словарная работа
Наглядность
Развитие речи
Дата

Первая четверть



1
Распространенные и нераспространенные предложения. Повторение
1 ч.
истома
таблица
Распространить предложения второстепенными членами (№ 1)


2
Однородные члены предложения

1 ч.
компас, вьюга, метель
таблица
Дополнить текст описанием комнаты
(№ 5)


3
Обращение
1 ч.
дупло
иллюстрации
Подобрать клички животным. Сочинить их ответы (№ 8)


4
Сложное предложение

1 ч.
солнце, подсолнух
таблица
Закончить мысль в сложных предложениях (№16)


5
Обобщающий урок
1 ч.
древесина


Пересказ текста, опираясь на предложения



6
Звуки и буквы
1 ч.
изюм, килограмм, лекарство
предметные картинки
Составить словосочетания


7
Разделительный ь и ъ

1 ч.
объедки
иллюстрации
Работа с пословицами


8
Ударные и безударные гласные
1 ч.
кобра, коробка
таблица
Изложение «Осень» 2 ч.




9
Парные звонкие и глухие согласные
1 ч.
лестница
таблица, словари
Составить предложения со словарными словами



10
Непроизносимые согласные
1 ч.
просьба, честность
таблица, предметные картинки
Составить словосочетания из пар слов (№ 30)


11
Обобщение по теме «Звуки и буквы»

1 ч.
одуванчик
таблица
Составить рассказ по рисункам



12
Диктант по теме «Звуки и буквы»
1 ч.

дидактический материал
Озаглавить, записать рассказ


13
Работа над ошибками.
1 ч.


Объявление 1 ч.




14
Состав слова. Разбор слова по составу
1 ч.
вблизи

Связать слова по смыслу (№ 35)


15
Написание слов с ударными и безударными гласными в корне
1 ч.
указка
иллюстрации
Выразить главную мысль текста (№ 36)


17
Написание слов со звонкими и глухими согласными в корне
1 ч.
наказание
таблица
Передать интонацией настроение стиха (№ 39), ответить на вопросы
(№ 40)


18
Правописание приставок

1 ч.
аппарат

Составить словосочетания (№ 41)


19
Правописание приставок раз-(рас-), воз-(вос-),из-(ис-), без-(бес-)
2 ч.
маршал
таблица
Вставить пропущенные слова (№ 49)


20
Сложные слова

1 ч.
секундомер, дружелюбие
дидактический материал
Работа с эмблемами (№ 53)



21
Сложно-сокращенные слова
1 ч.
стройбат
таблица
Записать словосочетания (№ 56)



22
Обобщение по теме «Состав слова»

1 ч.
листва, богатство
таблица
Письмо «Берегите лес»
1 ч.


23
Диктант по теме
«Состав слова»
1 ч.






24
Работа над ошибками
1 ч.

дидактический материал
Деловые бумаги. Расписка 1 ч.


25
Роль имени существительного в
речи
1 ч.
наводнение
иллюстрации
Нарисовать словесную картину к басне « Волк и ягнёнок» ( № 66)


26
Грамматические признаки имени существительного
1 ч.
предатель
таблица
Составить словосочетания, предложения


27
Склонение имен существительных
1 ч.
сердце
таблица
Письменно ответить на вопросы (№ 73, № 74)



28
Правописание падежных окончаний имен существительных
2ч.
забота, прививка
предметные картинки
Распространить предложения (№ 81)


29
Существительные с шипящей на конце
1 ч.
молодёжь
таблица, словари
Работа по картине И. Левитана «Золотая осень» 2 ч.


30
Несклоняемые существительные
1 ч.
сюртук, кафтан
дидактический материал
Составить план к тексту (№ 90)



31
Контрольный диктант по итогам I четверти
1 ч.





32
Обобщение по теме « Имя существительное»
2 ч.



праздник

Заметка 1 ч.


Вторая четверть




1
Имя прилагательное как часть речи



1 ч.
купец
таблица, иллюстрации, словари
Чтение диалога по ролям (№ 98)


2
Согласование прилагательных с существительными
1 ч.
серебро
раздаточный материал
Составить словосочетания существительных с прилагательными



3
Безударные окончания имен прилагательных


2 ч.
материк, пространство
дидактический материал
Составить предложения на тему русских сказок (№ 103)


4
Имена прилагательные на
-ий, -ья, -ье, -ьи

1 ч.
тундра
таблица, иллюстрации
Работа по картине П. Корина «Александр Невский» 2 ч.


5
Обобщение по теме « Имя прилагательное»


2 ч.
работник
дидактический материал
Деловые бумаги. Объяснительная записка 1 ч.


6
Диктант по теме
«Имя прилагательное»

1 ч.





7
Местоимение как часть речи

1 ч.
осина, солнце
раздаточный материал
Чтение диалога по ролям. Ответить на вопросы (№ 125)


8
Лицо и число местоимений

1 ч.
рысь, лось
предметные картинки
Отгадать загадки (№ 127)


9
Склонение личных местоимений

1 ч.
побег, лежебока
дидактический материал
Работа с поговорками


10
Личные местоимения с предлогами

1 ч.
телеграмма

Письмо по памяти
(№ 135)


11
Правописание личных местоимений 3 –го лица

2 ч.
лещ, крыльцо
иллюстрации
Сочинение « Пушкин в Михайловском» 2 ч.


12
Обобщение по теме «Личные местоимения»
1 ч.
медведь, фотоаппарат
таблица, иллюстрации
Письмо (№ 148) 1 ч.


13
Роль и значение глаголов в речи

1 ч.
дождь, рожь
таблица, иллюстрации
Работа по картине В. Поленова «Московский дворик» (№ 151)


14
Грамматические признаки глагола

1 ч.
колосья
дидактический материал
Составить предложения


15
Неопределенная форма глаголов

1 ч.
приятель, добыча
таблица
Составить словосочетания



16
Не с глаголами

1 ч.
каравай
дидактический материал
Работа с текстом
(№ 160)


17
Контрольный диктант по итогам II четверти
1 ч.






18
Работа над ошибками
1 ч.


Работа с пословицами




Третья четверть




1
Изменение глаголов по лицам и числам

1 ч.
колокольчик, детство
Дидактический и раздаточный материал, картины, таблицы, словари

















Устно продолжить рассказ (№ 168)


2
Глаголы на – тся и
- ться

1 ч.
щетка

Составить предложения со словарными словами


3
I и II спряжение глаголов

2 ч.
простокваша

Работа с пословицами




4
Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения
2 ч.
тайна, сирота

Работа с текстом (№ 195)


5
Повелительная форма глаголов

2 ч.
товарищ

Составить памятку о правилах поведения на практике (№ 203)


6
Мягкий знак в глаголах

1 ч.
желание

Работа с иллюстрациями.
Письмо по памяти (№ 205)


7
Обобщение по теме «Глагол»


2 ч.
ландыш, рябина

Составить словосочетания
и предложения


8
Диктант по теме «Глагол»


1 ч.





9
Работа над ошибками


1 ч.
зарница, деревья

Деловые бумаги.
Анкета 1 ч.


10
Понятие о наречии



2 ч.
вслед, щедро
таблица
Составить краткое описание погоды (№ 219)


11
Наречия, которые обозначают время, место и способ действия

2 ч.
налево, направо
раздаточный материал
Дописать рассказ (№ 227)


12
Правописание наречий с а и о на конце

1 ч.
ячмень, пшеница
таблица, иллюстрации, словари
Письмо по памяти
(№ 230)


13
Обобщение по теме «Наречие»
1 ч.
медленно, вверх
предметные картинки
Составить текст упражнений для утренней гимнастики (№ 233)



14
Понятие об имени числительном


1 ч.
глухарь
дидактический материал
Сочинение «Когда я болен» 2 ч.


15
Порядковые и количественные числительные

2 ч.
неделя, аппетит
таблица, иллюстрации, словари
Работа с поговорками
(№ 242)


16
Правописание
числительных
от 5 до 20 и 30;
от 50 до 80;
от 500 до 900
2 ч.
циферблат
таблица, дидактический материал
Письмо по памяти
( № 251)
Записать точное время по часам (№ 253)


17
Правописание
числительных
90, 200, 300, 400



1 ч.
планета
таблица, иллюстрации, словари
Составить словосочетания
и предложения


18
Обобщение по теме «Имя числительное»


2 ч.
объявление, легенда
дидактический материал
Письменно ответить на вопросы (№ 258)


19
Контрольный диктант по итогам III четверти

1 ч.





20
Работа над ошибками


1 ч.


Деловые бумаги.
Доверенность 1 ч.



Четвёртая четверть



1
Части речи


5 ч.
тишина, защита
дидактический материал
Изложение 2 ч.


2
Простое предложение


2 ч.
простор, гнездо
иллюстрации, словари
Работа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 2 ч.


3
Однородные члены предложения


2 ч.
символ, фанера
дидактический материал
Составить предложения (№ 289)


4
Обращение

3 ч.
нектар, болото
таблица, иллюстрации, словари
Написать письмо литературному герою
(№ 296)


5
Сложное предложение


1 ч.
перина, журавль
дидактический материал
Составить предложения


6
Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов
1 ч.


мудрец
дидактический материал
Дописать сложные предложения (№ 311)


7
Сложное предложение со словами который, когда, где, чтобы, что, потому что

2 ч.
скрипка, стрелок
раздаточный материал
Работа с деформированным текстом
(№ 321)


8
Составление сложных и простых предложений

1 ч.
курган, путник
дидактический материал
Составить предложения
(№ 326)


9
Прямая речь

3 ч.
скворец
таблица, иллюстрации

Ответить на вопросы
(№ 340)


10
Диктант по теме
«Предложение»

1 ч.


Изложение «Бегство в Египет» 1 ч.


11
Работа над ошибками. Обобщение


1 ч.
пальма, беглец
дидактический материал
Сочинение «Ежели вы вежливы» 2 ч.


12
Повторение пройденного материала
8 ч.





13
Итоговый контрольный диктант
1 ч.





14
Работа над ошибками.


1 ч.










15