Разработка урока по родной (чувашской) литературе в 6 классе по теме: «Тема хлеба в рассказе Евы Лисиной «Ломоть хлеба»

Разработка урока родной (чувашской) литературы в 6 классе в соответствии с ФГОС
Тема: «Тема хлеба в рассказе Евы Лисиной «Ломоть хлеба»
Цели:
Образовательная цель:
Развивать универсальные учебные действия обучающихся при прохождении новой темы.  
Продолжать формировать умения и навыки поисковой и творческой деятельности.
Научить выразительному чтению рассказа, правильному пересказу содержения, раскрыть образы персонажей. 
Научить использовать ранее усвоенные знания и умения в новой нестандартной ситуации.
Воспитательная цель: 1) Воспитание требовательности к себе: трудолюбия, дисциплинированности, аккуратности, добросовестности, ответственности. 2) Воспитание товарищества, гуманности, доброты и деликатности, способности к взаимовыручке. 3) Воспитание чувства долга, ответственности перед коллективом, чувства сопереживания к больным и пожилым людям, умения радоваться успехам других, максимальной работоспособности. 4) Воспитание бережного отношения к родному языку.
Познавательная цель:
Формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности к родной литературе, универсальный учебных действий на основе: соединения теоретического материала с пониманием его практического применения; установления связи изучаемого с жизнью; создания нестандартной ситуации при закреплении и отработке изученного материала; создания  ситуации успеха. развития речевого умения в монологической форме (умение логично и связно высказываться); развития коммуникативных умений и навыков; обогащения словарного запаса учащихся; расширения кругозора учащихся.
Планируемые результаты:
познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД:  самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;  
коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к произведению, короткометражный художественный фильм «Никита» (по рассказу А. П. Платонова «Никита»), наглядный  материал (распечатанные листы).

Тип урока: урок изучения новой темы
Вид урока: урок - беседа
Литература:
Иванова Н.Г. Уроки родной литературы в 6 классе. – Чебоксары, 2007.
Скворцов М. Чувашско-русский словарь. – Чебоксары, 2009.
Межпредметные связи:                  
Ресурсы сети Интернет:
Ева Николаевна Лисина ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Сайт жизни и творчества Евы Лисиной ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, аудиодиск, портрет Евы Лисиной, круглый хлеб, кусок хлеба.
Словарная работа:
Ант
·хса каят
·п -задыхаться, захлебываться.
Асамл
· волшебный.
Кашлич бот. свербига (едят корни).
Пушхир пустыня.
Урм
·шн
· ненормальный, искаженный (голос).
Хурланч
·к печальный.
Чярече хашак
· 1.оконные рамы, 2.карниз.

Эпиграф урока:
«Тус-т
·ван
·м, закна эс ан ман:
З
·р зинче асли зук з
·к
·ртан.
Пуз тайса хисепле эс
·на,
В
·й та пурн
·з парать в
·л сана»
В.Давыдов-Анатри

Ход урока. (На чувашском языке)

Этапы урока
    Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

Организация начала занятия
личностные: внимание, уважение к сверстникам;
коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
регулятивные: мобилизация сил и энергии.
Психологический настрой детей на урок.
Учитель: Посмотрим друг на друга и произнесем: «Сывл
·х сунат
·п!»
Самоопределе
ние

Мотивация к учебной деятельности
личностные:
самоопределение, установление связи  между целю учения и  ее его мотивом.
коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли
Чтение отрывка из рассказа «Ломоть хлеба»
Расскажите, какие чувства у вас вызвал рассказ «Ломоть хлеба»? Понравился ли вам рассказ Евы Лисиной?
Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них – солнышки. За каждый правильный ответ – солнышко, которое вам улыбается. Кто наберет  три жетона и больше, тот получит за урок «5».
Выявление желания знакомиться с творчеством автора.

Актуализация знаний
























































Постановка цели (целеполагание)
Организация деятельности по восприятию рассказа

Открытие обучающимися нового знания



























Физк
ультминутка





Самостоятельная работа  
















































Рефлексия деятельности
(итог урока)







































Домашнее задание
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД:умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.
личностные: моральный выбор;
регулятивные УУД:, планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция;
познавательные:  самостоятельное выделение и формулирование  познавательной цели
личностные:самоопределение,  побуждение к деятельности;
регулятивные: составление плана и последовательности действий;
познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач;
коммуникативные:инициативное сотрудничество  в поиске и сборе информации в группах.
логические: установление причинно- следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
познавательные:самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
личностные: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация
логические:  выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство)



























































































познавательные:самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей;
логические: построение логической цепочки рассуждения;
коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли
личностные:
- оценивать результат учебной деятельности.



регулятивные:
- соотносить полученный результат с поставленной целью.
личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;
регулятивные: саморегуляция.  
Слово учителя о писателе
     Посмотрите, пожалуйста, на портрет Евы Лисиной.
     Перед нами немолодая писательница с приятным лицом. Выразительные глаза, задумчивое лицо. Она, кажется, многое видела, пережила. Это Ева Николаевна Лисина – чувашский детский писатель, переводчик. Она  родилась [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в деревне [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в семье сельского учителя. Окончила [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в Москве. Работала в Ботаническом саду [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], преподавала в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], обучала будущих артистов чувашскому языку и литературе.   С [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] живёт в Чебоксарах. В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] завершила перевод Библии на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Ева Лисина создала много [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на чувашском и русском языках.
На чувашский язык перевела произведения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и других мастеров. А теперь мы познакомимся с содержанием книжной выставки.
ЭКСКУРСИЯ по выставке, рассказывающая о жизни и творчестве Евы Лисиной.
Книга «З
·к
·р ч
·лли» посвящена детям, умершим от голода во время [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], считается одной из лучших книг писателя. Книга написана в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], переведена на многие языки мира.
Учитель ставит аудио диск с отрывком рассказа, а после этого дети сами читают.
Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока?
Какие основные задачи урока стоят перед нами?
Как бы вы определили основную мысль рассказа?  
Какие чувства у вас вызвал рассказ?
Случалось ли вам самим принимать самостоятельные решения?
Почему рассказ называется «Ломоть хлеба»? Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет?
**На протяжении всего творчества Еву Лисину интересовала судьба детей современного мира. Любовь к детям досталась ей с детства, когда она, старшая, по-матерински заботилась о своих сёстрах и братьях. Рассказ «Ломоть хлеба» является автобиографическим, образ Лисук – это родная сестра Евы и его брата-писателя Г.Айги, которая во время войны попала под бомбежку в Финляндии и стала инвалидом. В дальнейшем, она научилась только рисовать. И ее рисунки были высоко оценены на выставке в Германии.
Пир
·н п
·ч
·к юлташ
·
Тухр
· доска умнелле.
Урисемпе трст! тапать,
Аллисемпе шарт! запать.
 Хорошо мы с вами потрудились, на пользу!

Составление плана рассказа
Как вы думаете, на какие части можно поделить рассказ?
 
















Беседа по второй части рассказа.
Получив в столовой кусок хлеба, о чем думает Еля?
Съедят ли девочки долгожданный кусок хлеба?
Какое место занимает хлеб в нашей жизни и в жизни главного героя? Почему?
Найдите глаголы, с помощью которых Лисина описывает поступки Ели. Почему она ударила свою сестру? Что вы можете сказать о характере девочки Ели?
Объединитесь в группы по два человека    и  постарайтесь расшифровать алгоритм.
Работа с текстом:
Найдите в тексте ключевые фразы и объясните их смысл:
«Моя мечта – как в сказке: по пути домой, сядем в поле и съедим пол куска хлеба, а другой кусок принесем домой»
«Моя земля – пылкая и волшебная, как горячая печь».
«Она радуется как ребенок, мечтает о новом платьице».


Как вы понимаете смысл этих фраз?
С каким трудом раньше доставался хлеб?
Подчеркнём созидательную роль человеческого труда.
Во что верил отец Никиты? Что означают слова: “Давай всё трудом работать, и все живые  будут?»
Изменилось ли ваше понимание этого рассказа? Как вы сейчас понимаете главную мысль рассказа «Ломоть хлеба»?
 Вспомним фрагмент рассказа, где девочки теряют хлеб. Какие впечатления вызвал у вас этот эпизод?
 Сравните ваши первоначальные представления о героях?
  Что показалось интересным?  Охарактеризуйте интонацию, с которой герои произносят диалоги  о хлебе?
 Каковы ваши открытия?
 Объединитесь в группы по два человека    и  постарайтесь расшифровать алгоритм.
Ответьте письменно на вопрос: «О чем заставил вас задуматься рассказ Евы Лисиной»
Продолжите предложения:
«На мой взгляд, произведение Евы Лисиной «Ломоть хлеба» - »;
«Хлеб – это»;
«Рассказ Е.Лисиной научил меня»
Задание на выбор:
Подобрать пословицы о хлебе;
Выполнить рисунки к рассказу, озаглавить их;
Рассказ-путешествие Ели в райцентр от первого лица.

Знакомятся с жизнью и творчеством писателя, делают опорные записи в тетради (по желанию).






Обучающиеся рассматривают фотографии, репродукции, книги, которые раскрывают перед ними жизнь писателя.





































Знакомство с эпиграфом, вывод о том, что речь пойдет о трудностях, которые преодолевает девочка.

Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над образом главного героя.





























Составляют сложный план самостоятельно в группах, затем сверяют его с планом на доске.
1. Мама уходит на работу.
2. Еля преодолевает трудности самостоятельно ради куска хлеба.
3. Девочка приводит больную сестру в больницу и беседует с врачом.

Дети подтверждают ответы примерами из текста.



Работа по алгоритму с целью сделать выводы по данному этапу урока.



Ребята работают с текстом, делают выводы, строят высказывания.
Прослушивание фрагмента рассказа, обмен мнениями.  
Работа по алгоритму с целью сделать выводы по данному этапу урока.
Дети письменно отвечают  (несколько предложений), после чего обмениваются тетрадями с целью соотнести свои мысли с точкой зрения одноклассника


















Дети продолжают начатые предложения, формулируя важные мысли урока.