Конспект урока по русскому языку на тему: «Обобщение знаний об имени существительном как части речи» (2 класс)


Урок русского языка во 2 классе по теме: «Обобщение знаний об имени существительном как части речи».
Технологическая карта урока.
Тема урока Место урока по теме

Обобщение знаний об имени существительном как части речи.
Последний урок по теме: «Имя существительное"
Тип урока Формы, приемы, методы
закрепление изученного материала. проблемный, объяснительно - иллюстративный, коммуникативный, метод стимулирования и мотивации. Работа в группах, работа в парах.
Цели и задачи урока Планируемые результаты
Цели урока: создать на уроке условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного; организовать деятельность учащихся по формированию универсальных  учебных действий: познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных.
Задачи:
1)- отработки практических навыков в написании и определении существительных формировать умение организовывать совместную учебную деятельность;
2) - развивать мышление, память, внимание, речь, пробуждать интерес к предмету
3) - воспитывать чувство коллективизма и ответственности, любовь к природе, желание заботиться о своем здоровье Предметные – отработать умения распознавать в речи имена существительные, классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, собственные и нарицательные, изменять существительные по числам;
Личностные – понимать точки зрения других людей, действовать в условиях конфликта мнений, планировать совместную деятельность, принимать совместные решения.
Метапредметные - умение ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала; готовность слушать собеседника и вести диалог, участвовать в групповом обсуждении; мотивация к творческому труду, к работе на результат.
Компетенции/УУД Педагогические технологии Оборудование
Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, личностно-смысловая. Технология личностно-ориентированного обучения,
технология развития критического мышления,
технология интегрированного обучения.
Плакат с изображением осеннего леса и фигурки животных, карточки для групповой и парной работы; карточки-слова на экологическое панно, слова для пословицы, карточки-смайлики.
Ход урока.
Структура деятельности. Содержание урока. Компетенции/УУД
I Организационный
момент.
Слово приветствие. Психологический настрой на урок. Итак, русский язык друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок. Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов.2.Работа над девизом урока.
-Посмотрите, пожалуйста, по сторонам соберите, пословицу, она будет девизом нашего сегодняшнего урока. ( По периметру класса расклеены слова пословицы)
Повторенье - мать ученья.
-Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Несколько раз повторишь - выучишь. Чтобы выученное не забыть, повторяй!)«Повторение - мать ученья» - это поговорка, под которой подразумевается, что главным в учёбе является повторение. Без повторения ученье бесполезно. Отсюда и вытекает слово мать - начало, росток всего ученья, без повторенья не будет и ученья. Познавательная:
анализ пословицы
Коммуникативная – участие в обсуждении
II. Минутка чистописания. --Чтобы красиво писать, надо соблюдать определенные правила, какие?
(Правильная посадка, положение тетради и ручки)
-Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я от вас друзья не скрою-
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
-Записываем число, классная работа.
Дайте информацию об этой букве. (Буква эм обозначает звук м . Это согласный непарный звонкий звук, может быть мягким или твердым, в зависимости от того какая буква стоит рядом ).
- Отрабатываем написание заглавной и строчной букв м: «То вниз, то вверх бежит перо, рисуя букву «эм», — как бы спускаешься в метро и вверх идешь затем». Пропишите, чередуя до конца строки, М мм.
- Вспомните и запишите 3 слова из словаря с буквой (эм) в начале слова. Какие слова записали? Метапредметные (УУД)
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
-выделять и осознавать то, что уже усвоено;
Познавательная:
-анализ объектов с целью выделения признаков;
- построение логической цели рассуждений;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
III.Орфографическая минутка.
1.Задание по группам.
2. Рефлексия. Посмотрите на доску. Прочитайте слова.
Ветер, снега, вьюга, река, мороз, земля, заяц, Россия, ручьи.
-На какие группы по орфографическим признакам можно разделить эти слова? (Слова с непроверяемой безударной гласной, слова с проверяемой безударной гласной, слова с разделительным мягким знаком).
1.Задание по группам.
Первый ряд запишет слова с непроверяемой безударной гласной, второй- с проверяемой безударной гласной, устно подберете проверочное слово, третий ряд - слова с разделительным мягким знаком. Проверим, первый ряд называет слова и т. д.
2.Проверка.
-Что объединяет все эти слова? (Они относятся к одной части речи. Это имена существительные, так как они отвечают на вопросы кто? или что? и обозначают предметы, явления природы, животных).-На какие группы по грамматическим признакам мы можем разделить данные слова? (Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные). Коммуникативные:
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
регулятивная:
-рефлексируют свои ошибки и оценивают себя с помощью специальных знаков.
III Актуализация знаний -О какой части речи мы с вами сейчас говорили? Было ли что незнакомо вам?
-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Обобщение знаний об имени существительном как части речи).
-Какова же цель нашего урока? (Вспомним и закрепим свои знания о грамматических признаках этой части речи). регулятивные:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
VI. Основная часть урока.
Формирование способов практических действий.
1.Работа над стихотворением.
2.Работа в паре.
3. Рефлексия.
5. Работа в паре.
6. Развитие речи.
7. Беседа о здоровье. Назовите времена года, которые вы знаете?
-Какой частью речи они являются?
-А сейчас послушайте стихотворение, которое нам приготовил ученик нашего класса. Подумайте, о каком времени года в нем говорится?
Потихоньку в лес вошла, никому – ни слова.Вдоль проталинки прошла, вдоль ручья лесного…Ей казалось, что её лес и не заметил.Он заметил.Он её птичьим звоном встретил.Пробудились ото сна все лесные дали.Удивляется она: неужели ждали?А деревья ей в ответ низко поклонились.Шапки зимние у них с головы свалились. (О весне).
-По каким признакам вы догадались, что речь идет о весне? Как можно озаглавить это стихотворение? (Весна).
-Какое время года у нас на дворе? (Весна).
-Ребята мы с вами совершим путешествие в весенний лес.
Кого мы можем встретить в лесу? (Лесных животных)
Отгадав загадку, узнаете, кого первым мы встретим в лесу.
Зимой — белый, летом — серый,Цвет в сезон сменю умело.Ем капусту и морковку,Заплетаю след свой ловко.Проживаю я в лесах,Враг мой волк, медведь, лиса.Как зовусь, ты угадай-ка,Длинноухий братец – (зайка)
-Зайка сказал, что весна наступила, но зима в этом году никак не уступает свое место, все разбрасывает и разбрасывает свои снежинки. Вот зайка принес с собой слова-снежинки. (На доску вывешиваются снежинки со словами).
Задание «Остались последние снежинки». Внимательно прочитаем и выберем только те слова-снежинки, которые являются именами существительными.
Бежит, Москва, яркое, круглый, спит, звенит, медведь, ворона, грач, Роман, солнце, снег, мороз, оттепель, заяц, лиса, сосульки.-Что надо сделать, чтобы определить к какой части речи относится данное слово? (Поставить к слову вопрос)
-Какие слова называются именами существительными? ( Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что? называются именами существительными).
Работа в паре.
-Солнце греет всё сильнее и сильнее. Снежинки тают, превращаясь в ручейки. Внимательно прочитаем эти слова и подумаем, на какие две группы можем их разделить? (Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? одушевленные и неодушевленные).
Распределите слова в две группы.
Будем работать в паре, вспомните правила работы в паре. Два ученика к доске.
Кто? Что?
медведь Москва
грач солнце
Роман снег
заяц мороз
лиса оттепель
ворона сосульки
4. Проверьте свою работу.
-Какие слова в первом и втором столбике будут лишними? Почему?
( Москва, Роман - эти слова написаны с заглавной буквы, обозначают имя человека и название города. Это собственные имена существительные). -Какие еще имена существительные пишутся с заглавной буквы (названия сёл, рек, улиц, имена людей, клички животных…)
-Какие имена существительные отвечают на вопрос - кто?
-Какие имена существительные отвечают на вопрос - что?
Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? (одушевленные).
Другие имена существительные отвечают на вопрос что? (неодушевленные.)
-Что ещё вспомнили об имени существительном из этого упражнения?
(Имена существительные могут быть собственными и нарицательными. Собственные пишутся с заглавной буквы, нарицательные - со строчной) Ребята вы молодцы, зайчик вами доволен, но ему надо спешить по своим делам.
А у нас следующий гость, отгадайте кто это?
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (медведь)
Мишка только проснулся, вышел из берлоги и предлагает вам отдохнуть.
V. Физкультминутка.
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево, вправо)
Потянулся он со сна: (Потягивание - руки вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращение головой)
Наклонился взад- вперед, (Наклоны вперед, назад)
Вот он по лесу идёт,
Ищет мишка корешки (Наклоны: правой рукой коснуться ступни)
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки-
Для медведя витаминки.
Наконец, медведь наелся
И на брёвнышко уселся. (Дети садятся)
Мишке понравилось с вами отдыхать, но он только что проснулся и ему надо проверить свои владения.
А мы продолжаем наше путешествие. Кого же теперь мы встретим в лесу.
Отгадайте загадку.
Хожу в пушистой шубе,
живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе,
орешки я грызу. (белочка)
Белочка предлагает выполнить задание.
Слова: ручей, вьюга, лужа, мороз, солнце, снежинки.
Прочитайте слова, какой частью речи они являются? Спишите их в тетрадь.
Выберите и подчеркните имена существительные, которые относятся к теме «Весна».
Что вы можете сказать об этих именах существительных (Они все в единственном числе).
Измените их число.
Проблемное задание.
- Какое слово вызвало затруднение? (солнце – т. к. у этого слова нет формы множественного числа)
- Обсудите с товарищем, чем отличается имя существительное в единственном числе от существительного во множественном числе?
(Существительное в единственном числе обозначает один предмет, во множественном числе – два или несколько предметов)
-Что из этого утверждения мы можем сказать об имени существительном?
(Имена существительные изменяются по числам)
-Всегда ли имена существительные изменяются по числам?
- (Нет, есть такие существительные, которые бывают только в единственном числе (солнце, смех, золото, молоко…) и только во множественном числе (ножницы, брюки, очки, дрова…) -Понравилось вам задание белочки? Что мы с вами повторили? (Число имени существительного)
Белочка прощается с вами, но мы продолжаем путешествие по весеннему лесу. У нас следующий гость? Отгадайте.
Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Еж)
У ежика тоже есть интересное задание.
-Посмотрите на наше экологическое панно, составьте предложения, используя данные слова и дополняя их словами с вашей карточки.
(Слова на панно: пригрело, яркое, побежали, звонкие, на, дорогах, появились).
(Учащиеся составляют предложения)
Ежику очень понравились ваши предложения, и он желает вам больших успехов в учебе.
Путешествуем дальше. Кто это сидит на веточке? (Воробей)
Посмотрите на экран, прочтите стихотворение «Где воробей?» Р.Фархади (Один учащийся читает вслух)
Тает снег. Журчит ручей.
Где же прыткий воробей?
Воробей крикливый где?
Он лежит в своем гнезде.
Рядом капли и микстура,-
У него температура.
Воробей скакал по лужам
И теперь лежит простужен.
-Что случилось с воробьем? Почему он простудился? Чему учит нас данное произведение?
(Надо заботиться о своем здоровье, следить, чтобы ноги не промокали, беречь себяпознавательные:
- поиск и выделение необходимой информации;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.
Познавательные:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно.
коммуникативные:
- умение аргументировать своё предложение;
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;
- учёт разных мнений и умения обосновать собственное.
Регулятивная:
-рефлексируют свои ошибки и оценивают себя с помощью специальных знаков
познавательные:
-анализ объектов с целью выделения признаков;
- построение логической цели рассуждений.
регулятивные:
- выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
- осознание качества и уровня усвоения;
-саморегуляция.
коммуникативные:
-умение слушать и вступать в диалог;
- способность строить понятные для партнёра высказывание, учитывающее, что он знает и видит, а что нет;
коммуникативные:
- поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности.
познавательные:
-анализ объектов с целью выделения признаков;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.
личностные:
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- определять общие для всех правила поведения;
V. Обобщение по теме.
Составление кластера.
Работа в группах.
Рефлексия.
-О какой части речи мы говорим сегодня на уроке? Все ли мы вспомнили и повторили об имени существительном как части речи.
-А сейчас мы обобщим наши знания, соединим их в одно целое, для этого мы поработаем в группах и составим кластер. Каким будет ключевое слово нашего кластера? (Имя существительное)
Ребята, у которых на столе зеленые треугольники объединятся в первую группу, желтые - вторая, оранжевые – третья, белые - четвертая.
Одна из групп работает на доске, для них заготовки слов Имя существительное, часть речи, кто?, что?, предмет, явление природы, состояние, чувства, одушевленное, неодушевленное, нарицательное, собственное, со строчной буквы, с заглавной буквы, единственное, множественное число)Составление кластера.
единств. единственное единственноесо строчн.
с заглавн.
состояние
явл. прир.
Часть речи
нарицат.
собствен.
Что?
Кто?
одуш неодушИмя существительное

множеств.

предмет

Проверьте свою работу. коммуникативные:
- поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности.
Регулятивная:
-рефлексируют свои ошибки и оценивают себя с помощью специальных знаков
VI. Проверка работы. Рефлексия. А сейчас каждый из вас оценит свою работу, используя карточки для самооценки.
-отлично усвоил тему урока
-знаю, но не могу рассказать
-ничего не понял регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
-выделять и осознавать то, что уже усвоено;
VII. Итог урока. - Ребята, на уроке вы были умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные. Дополните фразы.
Я вспомнил….
Мне удалось…..
Мне понравилось…..
Я могу похвалить себя за.. коммуникативные:
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
XI. Домашнее задание. Составить кроссворд со словарными словами (6-8 слов).