Внеклассное мероприятие по развитию речи для 4 класса по теме «Как стать сказочником»

Внеклассное мероприятие по развитию речи 4 класс 30.11
Тема: Как стать сказочником
Цель: создать условия для развития творческих способностей учащихся
Задачи: повторить особенности сказки, как жанра УНТ; развитие умения создавать новую сказку, используя прием фантастических гипотез, развитие речи учащихся: рассказывания и сочинения сказки;
воспитание любви к чтению, творчеству и коммуникативных способностей.
Проблема: Прав согласны, что «не боги горшки обжигают»? Почему?
Ожидаемый результат: творческая работа учащихся - сказка
Оформление: кабинет оформлен зимними мотивами: снежинки, сосульки, снежки, мишура и т.д., стол накрытый скатертью, этажерка, импровизированный диван, халат, канделябр (подсвечник), перо с чернильницей, портрет Пушкина А.С. в рамочке, указующий камень с вопросами для написания сочинения
Оборудование: проектор, телевизор, DVD, музыка
Ход мероприятия
Ewek
Оргмомент
Психологический настрой
(звучит мелодия из передачи «В гостях у сказки»)
3. Целеполагание
- Здравствуйте, я рада приветствовать вас, дорогие ребята, в нашей мастерской. Да, да, наша сегодняшняя встреча проходит в творческой мастерской, где мы будем сочинять, писать, пробуя свои силы и совершенствуя свои возможности. Мы с вами будем фантазировать, творить. Итак, начнём.
Real
Повторение пройденного
Стратегия «Ассоциации» (музыка: вьюга)
-Догадались ли вы, о чем пойдет речь? Почему так решили? (о зимней сказке)
- Что такое сказка? Для чего сказки нужны нам?
- Закройте глаза, произнесите слов «сказка». Скажите, что вы увидели?
Составление кластера
(слова записываются на доску разными цветами, в зависимости от вида сказки: зеленым -волшебные, красным - о животных, синим - бытовые)
- По какому признаку объединили цветом слова-ассоциации?
- В чем ее особенность разных видов сказок? Приемов?
- На какие виды делятся сказки по авторству? (литературные и народные)
- Назовите композицию-строение сказки (присказка, зачин, основная часть и концовка)
Определение части сказки. Работа в ИПГ
1 группа
Соедините части сказки с их содержанием стрелочками
Сказка вся, боле врать нельзя.
Было это на море, на океане, на острове присказка
Кидане стоит дерево – золотые маковки,
по этому дереву ходит кот Баюн. Вверх
идет – сказку сказывает, вниз идет – песню концовка
поет. Это не сказка, а еще идет, сказка
вся впереди.
зачин
В некотором царстве, в некотором государстве

2 группа
Соедините части сказки с их содержанием стрелочками
Жили – были
зачин
Вам – сказку, а мне – бубликов связку, гречневой
кашки в крашеной чашке, масла горшок да горячий
пирожок.
концовка
На море, на океане, на острове Буяне стоит дуб
зеленый, под тем дубом - стол золоченый. Садись, присказка
кушай, мою сказку слушай.


3 группа
Соедините части сказки с их содержанием стрелочками
Летела сова – веселая голова. Вот она летела,
летела и села, да хвостиком повертела, по
сторонам посмотрела и опять улетела. Ей присказка
«У-у-х!», а тебе сказку вслух.

Тут и сказочке конец, а кто слушал - молодец! концовка

В тридевятом царстве, тридесятом государстве зачин


4 группа
Соедините части сказки с их содержанием стрелочками
В некотором царстве, в тридевятом государстве
не на небе на земле жили-были сказки две, а может концовка
и одна. Вот послушай-ка меня.
зачин
Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок!
присказка
В давние времена, а может быть вчера жила-была.

(Проверка в конце при чтении готовой сказки)
2. Тема. Проблематизация
- Молодцы! Вы уже много знаете о сказках и легко справитесь с д\з: написать сказку.
- Вам понятно задание? Тогда на этом наша встреча подошла к концу.
- Почему вы замерли? У вас есть ко мне вопросы? Какие? (запись вопросов на доске)
- Почему у вас возникли вопросы? (не писали сказок никогда)
- Давайте тогда продолжим изучать сказку?
- Тема нашей встречи: Как стать сказочником? Каждый из вас попробует и обязательно получиться. Ведь в конце-концов «не боги горшки обжигают». Если у нас все получится сможем ответить на проблемный вопрос встречи.
- Смотрите сколько слушателей собралось и всем не терпеться услышать вашу сказку.
3. Изучение нового материала
Знакомство с «приемом фантастических гипотез» для написания сказки.
Игра «Подлежащее-сказуемое». Работа в группах
- Мы с вами уже знакомы с некоторыми приемами написания сочинений. Сегодня
познакомимся с еще одним приемом.
- Запишите сейчас любые глаголы столбиком (по одному глаголу от человека)
- Сейчас гости будут вам называть существительные по теме «Зима», а вы называть свои
глаголы по порядку (по одному от группы). Начинать нужно с фразы «Что было бы, если»
- Этот прием вам нужно использовать при написании зимней волшебной сказки о снежинке.
Творческая работа. Написание сказки. Работа индивидуальная и групповая. Музыкальное сопровождение
- Сегодня помощниками вам будут указующий камень с вопросами, ваши таблички с прошлого занятия по развитию речи, ваши любимые сказки (слова, фразы)
1 этап работы – индивидуальный
- Запишите на стикеры ответы на данные вопросы, прикрепите к камню у стрелочек
2 этап работы – групповой.
- Используя присказки, зачины, концовки и то, что написано на стикерах, составить сказку. Лишнее на ваш взгляд удалите. Выберите спикера.
Присказка
Зачин
Кто?
Какая? Свойства?
Как могла появиться на свет?
Однажды Необычное событие (игра «Подлежащее-сказуемое»)
Появятся ли друзья? Кто они?
Чем вся история закончилась?  Концовка
Заголовок
Анализ работы групп. Работа с оценочными листами
- Если сказка вас тронула, понравилась – бросьте снежок спикеру группы (спикеру своей группы кидать нельзя).
- Поставьте знак «+» если данная часть выполнена (индивидуально)
30.11 Ф.И.

Содержание сказки и композиция
+ \ -

Точно подобрано название сказки
Выдержаны особенности вида сказки (волшебная)
Соблюден порядок частей
Использован прием «фантастических гипотез»
Использованы приемы олицетворения или троекратного повторения
Интересна
Поучительна



- Гости теперь ваша очередь оценить работу детей. Бросьте снежок той группе, чья сказка вам пришлась по душе.
Refl
Обобщение
Возврат к проблеме
- Скажите, может быть у нас все получилось, потому что окружающие нас вещи помогли? Или гости? А может быть мы боги, умеющие писать сказки?
3. Итог.
4. Д\з написать сказку, используя новый прием «фантастических гипотез»
5. Рефлексия
Концовка мероприятия – отрывок из фильма-сказки «Огонь, вода и медные трубы»


1. Кто?  2. Какой? Однажды.  3. Куда пошел?  4. Кого встретил?  5. Что сказал?  6. Что ответил?  7. Что сделали?  8. Чем вся история закончилась?