Использование метода критического мышления при обучении физике, как один из важных факторов, получения знаний, умений и навыков.


Использование метода критического мышления при обучении физике, как один из важных факторов, получения знаний, умений и навыков.
Бабаев Амантай Мурзагалиевич,
учитель физики КГУ «Школа-лицей посёлка Жезкент».
Я преподаю предмет физика, и, изучая его, учащимся невозможно, просто подойти к изучению этого предмета. Для получения фундаментальных знаний, которые непосредственно необходимы человеку не только в науке, но и в повседневной жизни, нужно много знать и уметь объяснять увиденные или предложенные процессы. Необходимость в применении новых подходов в изучении предмета продиктована бурным развитием науки и техники. Рост научно – технического процесса прочно внедряется в ход жизни человека, чтобы успеть за этим прогрессом, учащиеся должны уметь быстро реагировать на новое, а для этого надо постоянно самому прогрессировать, развиваться. Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения. Что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других.
Использование метода критического мышления при обучении физике на своих уроках, я считаю одним из важных факторов, влияющим на успешное овладение детьми полученных знаний, умений и навыков и нацеливающих их к правильному применению на практике. А также это способствует быстрому развитию речевых и коммуникативных тенденций, ведущих к окончательному успеху в процессе обучения моего предмета.
Считаю что, обучая критическому мышлению, следует уделять большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, удастся значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты.
Самым главным и ценным, по моему мнению, в применении этого метода – это предоставление учащимся возможности испытать особое чувство рождения собственного, глубоко личного мнения. Пусть ощущают; как это мнение развивается, пусть сравнивают его с мнениями одноклассников - причем не важно, противоречат мнения друг другу или находятся в полном согласии.
Важно, чтобы учитель не навязывал учащимся понятия, которые им «следовало знать давным-давно», не говорил, что верно, а что нет, и не подсказывал, как именно им надлежит думать. У детей должно быть достаточно возможностей и уверенности в себе для свободного мышления и выражения своих мыслей. При этом дети должны быть уверены, что не получат плохих оценок за собственную интерпретацию задания.
Используя названные приёмы технологии критического мышления, мы решаем очень важные задачи. Во-первых, делаем процесс обучения интересным. Во-вторых, формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха. И, в-третьих, воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы.
Благодаря применению метода «Обучение критическому мышлению» улучшается психологическая атмосфера в классе, то есть создаются комфортные условия для работы каждого ученика. Каждый ученик чувствует себя полноценным, активным участником образовательного процесса. Работая по данной технологии, учащийся реализует свои потребности и возможности учиться, решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам оценки своей собственной деятельности. На уроках, учитель развивает личность ученика при непосредственном обучении, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования.