Статья. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ
НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.
Дайберт Л.Н.
учитель начальных классов
КГУ «Костряковская средняя школа»
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Соответственно меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Высказывание академика А.П. Семенова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы» должно стать определяющим в работе каждого учителя. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы всех учителей информационно-коммуникативных технологий.
Начальные классы – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителей начальных классов. Долгое время начальные классы в системе образования являлись «школой навыка», т.е. рассматривалось как ступень образования, где ученик должен освоить такие основные навыки, как чтение, письмо, счёт, заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества. Сегодня начальные классы представляются иначе. Они должны стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. Одной из целей обучения и воспитания уже в начальных классах должна стать готовность детей к овладению информационно-коммуникационными технологиями, формирование потребности и способности к самостоятельному приобретению знаний, поддерживая своё здоровье и эмоциональное благополучие. 
У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции.  И вызвать интерес к уроку и знаниям нам помогут информационно-коммуникативные технологии, так как она является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации учения.
Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. А учителю использование ИКТ помогает перейти от объяснительно-иллюстративного метода обучения к личностно-деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебно-познавательной деятельности, а также позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний Учащимися.
В своей практике я регулярно применяю интерактивную доску, которая как мой помощник, помогает мне сделать урок более красочным и интересным. Применение интерактивной доски позволяет намного эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовывать групповую работу и создавать собственные инновационные разработки, при этом не нарушая привычный ритм и стиль работы. Раньше основными инструментами работы преподавателя и ученика были доска, мел, ручка, тетрадь – сегодня эти традиционные инструменты предстает в новом исполнении интерактивная доска. Педагогические возможности электронной доски как средства обучения намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.
Применение интерактивной доски способствует повышению качества образования путем внедрения современных технологии. Система новых технологических решений, которые включают в себя современные технологии, помогают реализовать один из основных принципов «учись учиться». Независимо от этапа обучения, применение интерактивной доски на уроках выводит процесс обучения на новый уровень.
Для меня обучение детей никогда еще не становилось таким привлекательным и захватывающим как сейчас. Интерактивные средства вдохновляют и призывают детей младшего школьного возраста к стремлению овладеть новыми знаниями, помогают достичь целей обучения. Высокое разрешение цветных изображений на экране привлекает детей, помогает «оживить» урок, захватить внимание и экономить время, что помогает создавать динамические уроки.
Работая учителем начальных классов, провожу уроки русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира и другие с применением интерактивной доски. Электронная доска помогает ребятам преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. Работая с доской, учащиеся легко и уверенно раскрывают свои способности, яркие стороны характера. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся доступными и увлекательными.
Интерактивная доска на уроке – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с детьми с рассеянным вниманием, она целиком увлекает их. Все ученики класса уделяют больше внимания объяснениям преподавателя, доска достаточно велика, чтобы видели ее все. Применение интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения на разных этапах урока:
Объяснения нового материала или инструктирования класса.
Выполнения упражнений для закрепления нового материала.
Обобщения и закрепления изученного материала.
Контроля знаний, тестирования.
Проверки домашнего задания.
Занятия с отстающими учениками так же провожу с применением интерактивной доски.
На своих уроках широко использую:
демонстрацию компьютерной презентации по конкретной теме (или отдельных мультимедиа иллюстраций, в том числе физкультминуток);
тесты и тренажёры с выбором ответа, с вставкой пропусков и т.п.;
информационно-обучающие программы;
электронные учебники;
выступление учащегося или дискуссию с демонстрацией на экране цельной работы учащегося или отдельных, представляемых им цитат, моделей и т.д.;
демонстрация задания на экране с коллективным обсуждением возможных ответов;
демонстрация задания на экране с раздачей учащимся печатных форм для ответов;
анализ или построение моделей;
тестирование;
самостоятельная работа группы учащихся (компьютер как один из инструментов групповой работы, например, для получения информации и подготовки выступления) и т.д.
Применение ИКТ на уроках усиливает : - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся, а также позволяет на уроке в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности: 1. Принцип равенства позиций 2. Принцип доверительности 3. Принцип обратной связи 4. Принцип занятия исследовательской позиции. 
Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ. Использование ИКТ позволяет проводить уроки: • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка) • обеспечивает наглядность; • привлекает большое количество дидактического материала; • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания). 
Следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует скурпулёзной, детальной подготовки, хороших навыков работы с компьютером. Потраченные усилия и время обязательно приводят к желаемому результату. Признаюсь, я получаю от этого огромное удовольствие и творческое удовлетворение.