Использование интерактивной доски и мультимедийных средств обучения на уроках английского языка как средство эффективного запоминания иностранных слов при обучению английскому языку в начальной школе


Советы специалистов
«Использование интерактивной доски и мультимедийных средств обучения на уроках английского языка как средство эффективного запоминания иностранных слов при обучению английскому языку в начальной школе»
В начальной школе закладываются основы общения на иностранном языке в устной и письменной форме. При этом большая часть учебного времени затрачивается на формирование навыков: произносительных, грамматических, графических, орфографических и лексических. При этом, как показали специальные исследования, успешность формирования в начальной школе, например, лексических навыков может существенно различаться в зависимости от использованных технологий обучения. Так, использование компьютерных программ, специально разработанных для учащихся младшего школьного возраста, способно увеличить эффективность процесса овладения лексикой почти вдвое. Остановимся на этом поподробнее и постараемся понять, как использование мультимедийных средств обучения способствует эффективному запоминанию иностранных слов.
Поэтому, чем больше слов знают наши ученики, тем легче они понимают речь и учатся говорить. И здесь могут возникать первые сложности. Часто школьники воспринимают запоминание слов как очень долгий и утомительный процесс. Возникает вопрос – что делать учителю в этой ситуации? Ответ прост – надо превратить неинтересное в интересное, скучное в увлекательное, сложное в простое. А помогут нам в этом мультимедийные средства обучение и знание основных законов нашей памяти.
Закон яркости.
Лучше всего младшими школьниками запоминается информация, связанная с яркими и необычными впечатлениями. Поэтому для лучшего запоминания слов необходимо придать ей яркий и интересный вид. Например, нам надо выучить слова «ballerina» и «pink». Дети запоминают их намного лучше, если представить им эти слова в каком-нибудь ярком необычном виде (яркая картинка на экране с подписанными словами).
Закон осмысления.
Наши ученики тем лучше запоминают информацию, чем глубже она осмысленна. То есть, чем больше учитель дает информации о слове, выстраивает яркие ассоциации и связи с другими предметами, хорошо знакомыми им уже словами, тем более продуктивным будет и запоминание слов. Примером может служить хорошо известная всеми мнемоническая фраза – «Я не могу смотреть, когда режу ЛУК». Здесь обыгрывается схожесть звучания английского глагола «look» с русским словом «лук». Учащихся также можно познакомить с разным переводом одного и того же слова (например, ear 1. ухо; 2. колос). С помощью интерактивной доски и специальной компьютерной программы этот механизм эффективного запоминания можно активизировать при выполнении упражнении с выбором слов в правильном контексте.
Закон установки.
Очень часто бывает так, что ребенок ещё и не начав изучать иностранный язык или вскоре после первых уроков, уже уверен в том, что это будет крайне тяжело и у него ничего не получится. Это называется отрицательной установкой. Ребенок как бы сам программирует себя на неудачу. В этой ситуации использование учителем ярких, позитивных и запоминающихся образов и персонажей, которые ученики увидят на экране или интерактивной доске, поможет детям получить именно тот эмоциональный положительный заряд, который повысит их мотивацию к обучению.
Закон действия.
Информация, которая участвует в действии, запоминается намного быстрее. Например, при изучении учащимися лексики по теме «Дом» на этапе её закрепления мы можем добиться лучшего усвоения материала, если предложим учащимся спеть песню и выполнить определенные движения под музыку.
This is my house. (изображаем руками крышу дома)
This is the floor. (показываем дверь)
The windows are clean. (имитируем как будто мы вытирает окно)
And so is the floor! (наклоняемся и указываем на пол)
Закон контекста.
Лучше всего запоминаются слова, которые связаны определенными предложениями. То есть, для лучшего запоминания слов, которые были только что изучены, их необходимо связать в какие-то хорошо запоминающиеся яркие предложения. Например, после введения лексики по теме «Продукты» («Еда») мы можем отработать эти слова и вводим структуру «What’s your favourite food?». В этом нам опять поможет интерактивная доска. На экране представлены вопрос и картинки продуктов. Попеременно нажимая на эти картинки, мы задаем вопрос, а учащиеся по очереди на него отвечают. Если у ученика возникают сложности – у нас есть возможность прослушать весь мини-диалог (вопрос-ответ) и проговорить его.
Закон оптимальной длины ряда.
Суть этого закона в том, что за 1 раз человек может воспринять и запомнить 7±2 слова. Все остальные слова просто вытесняются в наше подсознание. Поэтому, младшим школьникам лучше давать слова именно в вышеперечисленном объеме во избежание подобного вытеснения. Поэтому, на экране интерактивной доски лучше будет предъявление в среднем пяти слов (с обязательной картинкой для каждого слова). Таким образом, процесс изучения слов будет происходить даже быстрее за счет повышения его эффективности.
Закон края.
Лучше запоминаются те слова, которые мы учим в начале и в конце. Поэтому самые сложные и трудно-запоминающиеся слова лучше предъявить по краям блока, а самые легкие в середине. Например, при изучении слов «Времена года» на интерактивной доске предъявляются следующие слова:
1) flowers (цветы)
2) music (музыка)
3) summer (лето)
4) winter (зима)
5) autumn (осень)
6) spring (весна)
Как мы видим, в середине находится слова (summer), которое обычно легко запоминается школьниками. По обе стороны от него расположены слова (music, winter), которые сами по себе легки для произношения и запоминания. А по краям размещены длинные слова (flowers, autumn, spring).
Закон повторения.
«Повторение – мать учения» - утверждает старинная пословица. С этим законом мы очень хорошо знакомы. Чем больше раз наши ученики повторяют слова, тем лучше они его запоминают. Но при этом следует учитывать то, что бездумное механическое воспроизведение особой пользы не принесет. Поэтому учитель должен научить детей всегда осмысленно заучивать слова. При этом мы снова можем прибегнуть к помощи компьютерных программ. Ученик слышит и видит слово на доске, его мнемоническую картинку. Потом употребляет эту лексику в контексте какого-нибудь яркого приложения.
Как мы видим, все законы памяти взаимосвязаны и тесно взаимодействуют друг с другом. Интерактивная доска, компьютерные наглядные материалы и обучающие ресурсы соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников и у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции. Кроме того, использование электронных учебных материалов также оказывает положительное влияние на процессы внимания, зрительной памяти, восприятия и техники чтения.
Китайская мудрость гласит:
Послушай – и ты поймешь,
Посмотри и ты запомнишь.
Сделай и ты научишься!