Актуальный педагогический опыт Предметная интеграция как возможность реализации развивающего потенциала образовательных стандартов


Управление образования
администрации Белгородского района
Предметная интеграция
как возможность реализации
развивающего потенциала
образовательных стандартов
Автор опыта:
Лопатина Людмила Сергеевна,
учитель математики
МОУ «Весёлолопанская СОШ»
Белгородского района Белгородской области
2015
РАЗДЕЛ 1.
Информация об опыте
1.1 Условия возникновения и становления опыта
Опыт формировался и апробировался на базе МОУ «Весёлолопанская СОШ» Белгородского района, Белгородской области.
Исходным условием становления опыта является учёт потребностей общества в высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину.
Определяющим условием становления опыта является новое понимание результатов общего образования в рамках концепции нового стандарта, которое основывается на тезисе развития личности, как основной цели образования.
Согласно социальному паспорту школы, в МОУ «Весёлолопанская СОШ» обучается 310 учащихся, 153 родителя имеют высшее профессиональное образование, 269 - среднее профессиональное образование. Многие дети социально и педагогически запущены, некоторые не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия и мышления. Реальность такова, что большинство этих учащихся занимают в учебном процессе пассивную роль.
Изучив потребности и возможности обучающихся, автор опыта заинтересовался проблемой развития мотивации к изучению математики.
С этой целью с учащимися 5 класса была проведены диагностические исследования: 1) «Изучение уровня сформированности основных мотивов деятельности учащихся» (авторы П.И. Третьяк, Т.И. Шамова), 2) «Как вы относитесь к учёбе по отдельным предметам?» (методика Т.И. Шамовой).
По результатам диагностик был сделан вывод: уровень сформированности основных мотивов деятельности учащихся находится на среднем показателе, но для учащихся основным мотивом являются одобрение и похвала родителей, учителей, одноклассников (Приложение № 1).
Анализ выполнения учащимися компетентностно – ориентированных заданий (Приложение № 2) показал, что большинство учащихся имеют низкий уровень сформированности ключевых компетенций, они испытывают затруднения при применении математических знаний и умений на практике.
Необходимость приведения в соответствие требований к качеству образования выпускников школы и результатов образования заставили автора опыта  пересмотреть методику преподавания математики.
Объектом исследования является учебный процесс, направленный на совершенствование методики преподавания с целью реализации развивающего потенциала образовательных стандартов.
Было сформулировано предположение о применении таких технологий обучения, которые не только обеспечили бы освоение учащимися предметных знаний, но и позволили формировать «универсальные учебные действия». Основой интегративной технологии является деятельностный подход, реализация которого и обуславливает формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться [10].
1.2 Актуальность опыта
Основной целью современного образования в школе в свете требований ФГОС основного общего образования становится освоение учащимися системы знаний, необходимых для изучения смежных дисциплин и практической деятельности человека [10]. И именно метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов» [1].
В ходе работы над темой опыта были выявлены следующие противоречия:
- между отсутствием у обучающихся мотивации в изучении математики и требованиями программы по данному предмету;
- между традиционным уроком и современными требованиями к его проведению, нацеленными на формирование всесторонне развитой личности;
- несоразмерность индивидуальных возможностей обучающихся с традиционно сложившимися приёмами проведения уроков.
Перспективность опыта заключается в реализации следующих задач:
1) знакомство учащихся с достижениями в области науки и техники и формирование у них представления о целостности мира;
2) выявление межпредметных связей и познание учебного материала с помощью ИКТ;
3) повышение мотивации к изучению предмета, активизация учебно - познавательной деятельности;
4) повышение доли самостоятельной работы учащихся, активный поиск путей решения возникающих вопросов [7].
1.3 Ведущая педагогическая идея опыта
Интегрированный подход - инновация, которая позволит решить многие проблемы современного образования, так как способствует более целенаправленному влиянию на развитие способностей учащихся. Метапредметные знания являются одной из ключевых компетенций современного человека [11]. Это заложено в стандартах и реализуется через учебную и проектно – исследовательскую деятельность.
1.4 Длительность работы над опытом
Работа над опытом проводилась 4 года (с января 2011 года по февраль 2015 года) в три этапа.
Первый этап – теоретический (2011 г.) - обнаружение проблемы, теоретическое её изучение и выявление уровня мотивации учащихся;
второй этап – практический (2012 – 2013 гг.) - применение элементов интегрированного обучения, наблюдение за эффективностью применения интегративных методов обучения;
третий этап – заключительный (январь 2015 года) – диагностика результативности использования новых методов и средств обучения.

1.5 Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен системой работы учителя по выявлению предметов и тем для интеграции, проведению интегрированных уроков, проведению исследовательской деятельности учащихся с использованием возможностей нескольких предметов.
1.6 Теоретическая база опыта
В ходе работы над опытом использовались следующие понятия:
Термин "технология" заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по-разному организованных процессов обучения [9].
Под интеграцией в педагогическом процессе понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое раннее разрозненных частей.
Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, он является ведущим при постановке целей, определения содержания обучения, его форм и методов.
Интегрированный поход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает целостность и системность педагогического процесса.
Интегрированный урок – особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
Интегрированное задание – разновидность учебной задачи. Его особенность заключается в объединении знаний и умений из разных учебных дисциплин ради решения одной проблемы, ради познания одного объекта.
Межпредметные связи – учитывают общее между предметами, как в содержании, так и в организации образовательного процесса [2].
Корни процесса интеграции лежат в далеком прошлом классической педагогики и связаны с идеей межпредметных связей. Идея межпредметных связей родилась в ходе поиска путей отражения целостности природы в содержании учебного материала.
Великий дидактик Ян Амос Коменский подчёркивал: "Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи".
К идее межпредметных связей обращались многие педагоги, развивая и обобщая её. Так, у Д. Локка идея сопряжена с определением содержания образования, в котором один предмет должен наполняться элементами и фактами другого. Песталоцци отмечал особую опасность отрыва одного предмета от другого.
В классической педагогике наиболее полное психолого - педагогическое обоснование о дидактической значимости межпредметных связей дал Константин Дмитриевич Ушинский. Он считал, что "Знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь".
Отдельные аспекты совершенствования обучения и воспитания школьников с позиций межпредметных связей и интеграции в обучении рассматривались в трудах известных педагогов-классиков; в работах советских дидактов И.Д.  Зверева, М.А. Данилова, В.Н.  Максимовой, С.П.  Баранова, Н.М.  Скаткина; учёных-психологов Е.Н.  Кабановой-Меллер, Н.Талызиной, Ю.А.  Самарина, Г.И. Вергелиса; учёных-методистов М.Р. Львова, В.Г. Горецкого, Н.Н. Светловской, Ю.М.  Колягина, Г.Н. Приступы и др.
А в настоящее время под интеграцией понимается одно из направлений активных поисков новых педагогических решений,  способствующих улучшению дел в ней, развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся [2].
1.7 Новизна опыта
Новизна опыта заключается в создании системы применения элементов интегративной технологии, нацеленных на развитие мотивации к изучению математики.

1.8 Условия реализации опыта
Материалы опыта «Предметная интеграция как возможность реализации развивающего потенциала образовательных стандартов» могут использоваться на уроках математики базового и профильного уровней, независимо от используемого учебно – методического комплекта, а также в процессе проектно - исследовательской деятельности.