Урок литературного чтения Борис Житков Как я ловил человечков


Тема урока: Б. Житков « Как я ловил человечков».
Тип урока: комбинированный
Цель: Знакомство с произведением Б. Житкова « Как я ловил человечков»
Задачи:
1.Сформировать полное представление о содержании произведения.
2. Развивать умение выделять главное в тексте, анализировать, выражать свое мнение.
3.Прививать навыки культуры чтения и любовь к книгам.
Ход урока
1.Настрой на урок:
Ну, ребята, чур, молчок! Начинается урок.
На уроке наши глаза внимательно Смотрят и все … (видят). Уши внимательно слушают И всё …(слышат). Голова хорошо … (думает)
Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
2.Отрабтка техники чтения: Слады 2, 3,4,5
- Прочитайте текст на слайде.
В горах можно увидеть необычные скалы. Одни напоминают животных, людей, другие- фантастические замки. Кто же создал эти фигуры? Оказывается- это плод совместных усилий воды, мороза и ветра. Под их воздействием разрушаются горные породы. Одни - быстрее, другие - медленнее. Вот и получаются удивительные скульптуры.
-Ответьте на вопросы.
-Кто создал удивительные скульптуры в горах?
Мороз и ветер
Ветер и вода
Вода ветер и мороз
-Разрушаются ли горы?
Да Нет
-Как разрушаются горные породы
Одинаково
Одни- быстрее, другие- медленнее
Как можно назвать человека, который замечает в скалах удивительные скульптуры? (фантазер)
Слайд 6
-Что получится, если вычеркнуть повторяющиеся буквы? АЖИАТАКОАВА (Житков)
-Вам знакома эта фамилия? (Это автор произведения «Как я ловил человечков») Слайд 7
3.Знакомство с биографией Б. Житкова Слайд 8,9,10,11
Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г. в Новгороде;
Его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать — пианистка.
Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К. И. Чуковским.
Ему не было и десяти лет, а он уже великолепно плавал, нырял, один уходил на лодке далеко в море, вызывая зависть соседских мальчишек. Никто из одноклассников не мог лучше и быстрее его вязать морские узлы, грести, предсказывать погоду, распознавать насекомых и птиц. Ему всегда нравились простые и мужественные люди, которые не боятся никаких трудностей и опасностей.
Воля и настойчивость помогли ему овладеть многими профессиями. Житков работал химиком, кораблестроителем и даже штурманом дальнего плавания. Он осуществил свою мечту: побывал во многих городах и странах земного шара, в кругосветном плавании и в научных экспедициях.
А вот стать писателем Борис Житков не собирался.
Просто он славился среди знакомых как чудесный рассказчик. Однажды по просьбе К. И. Чуковского Житков записал один из своих рассказов. Это решило его судьбу.
Вскоре в журналах появились веселые истории Житкова для детей: «Про слона», «Про обезьяну», «Мангуста», «Компас», «Гривенник» и др. Борис Степанович писал о настоящей храбрости, о товариществе, о массе интереснейших на свете вещей. И дети сразу полюбили его книги.
4.Лексическая работа Слайд 9, 10
-При знакомстве с произведением встретились непонятные слова, вам нужно было посмотреть значение этих слов в словаре или спросить у взрослых.
- Соедините слово с его значением.
СЕНИ

КОРМА
МОДЕЛЬ
Образец изделия уменьшенный или сделанный
в натуральную величину
В деревенских избах помещение между жилой частью дома и крыльцом
Задняя часть судна
5.Работа по теме урока, проверка д.з.,
-Вам было дано задание прочитать заданный отрывок из рассказа и нарисовать к нему рисунок или выполнить аппликацию.
-Как думаете, что это такое? (на доске кинопленка)
-А для чего нам она сегодня может понадобиться?
-Мы на уроке будем монтировать слайд-фильм. У нас есть кинопленка, есть ваши работы.
-У каждого рассказа, фильма, есть начало и есть конец. Создавая фильм мы познакомимся таким образом со всем произведением от начала до конца.
-Как вы считаете что должно быть на самом первом кадре? (название)
-Чья работа подойдет для следующего кадра?
-Что будет дальше?
- Кто считает, что на следующий кадр должен поместить свою работу?
Сюжеты:
- Портрет мальчика.
- Пароходик (описание).
- Бабушка хмурится (объяснить почему).
- Мальчик рассматривает пароходик (рассказ).
6.Физминутка.
- Боря под одеялом, смотрит в дырочку (рассказ).
- Кладет конфетину (рассказ).
- Внутри пароходика лавки, на них шепчутся человечки.
-Боря в постели, притворился больным (рассказ).
-Мальчик ломает пароходик (рассказ).
- Бабушка гладит внука по голове (рассказ).
7.Закрепление. Выполнение теста. Слайды
1. Как зовут героя рассказа?
у) Вова
ф) Боря
х) Вася
2. Где жил Боря, когда он был маленький?
а) у бабушки
б) у тети
в) у дедушки
3. Где стоял пароходик?
л) на столе
м) на шкафу
н) на полке
4. Сколько мачт было у пароходика?
р) 3
с) 5
т) 2
5. Что сделала бабушка, когда Боря попросил поиграть пароходиком?
а) нахмурилась
б) дала поиграть
в) спрятала
6. Чем мальчик решил угостить человечков в первый раз?
ж) шоколадом
з) леденцом
и) мороженым
7. Откуда наблюдал Боря за человечками?
е) из под одеяла
ж)из под стола
з) из под кровати
8. Что хотела бабушка купить в аптеке?
о) таблетки
п) витамины
р) малину
- Что заметили? (получилось слово фантазер, если все ответы правильные).
-Кого можно назвать фантазером в этом рассказе?
Взаимопроверка, оценивание.
- Как вы оцениваете поступок Бори?
- Почему случилось такое?
-Прочитайте пословицу. Подходит ли она к нашему герою?
Дал слово- держись, а не давши- крепись…
8.Рефлексия.
- Поднимите руку те, кому сегодня было интересно на уроке.
- Кому было скучно?
-Как вы считаете мы справились с задачей, которая стояла перед нами?
- Вам понравился наш фильм? А гостям понравился?