Конспект урока литературного чтения Б. Житков Как я ловил человечков


Урок литературного чтения по теме "Б.С. Житков "Как я ловил человечков"". 4-й класс
Учитель Зотова Елена Юрьевна МАОУ СОШ №34, город Златоуст Челябинская область
Цели:
Познакомить детей с произведением Б.С. Житкова "Как я ловил человечков"
Развивать навыки правильного, беглого чтения.
Учить давать характеристику героям рассказа.
1.Организационный момент.
- К нам сегодня на урок пришли гости - будущие учителя. Поприветствуйте их. Тихо сели.
2.Речевая разминка.
- Перед вами на партах лежит стихотворение Владимира Лунина.
- Прочитайте его « птичьим базаром»
- Прочитайте, разделяя на слоги.
- Прочитайте сердито.
- Прочитайте с радостной интонацией.
- Прочитайте тихо.
- Прочитайте громко.
- Прочитайте выразительно.
Я однажды видел сам:
Як летал по небесам,
Ястреб плавал в океане,
Ягуар бежал от лани,
Ясень по полю ходил,
Язь в лесу грибы удил…
Я, не вру, поверьте мне,
Я видал это во сне.
- Как бы вы озаглавили стихотворение?
- Почему столько чудес приснилось мальчику? ( Скорее всего, он фантазёр)
3. Целевая установка урока. Знакомство с новым автором.
-Сегодня на уроке мы начинаем работу по теме «Страна детства». Главными героями рассказов - являются дети.
И первое наше знакомство произойдёт с творчеством уже известного вам писателя.
Сравните две таблицы:
4 1 6
3 5 2
К Ж В
Т О Н
-Если вы правильно сделаете задание, то получите фамилию писателя.
-Правильно это Б.С. Житков.
–На уроке мы продолжим знакомство с творчеством писателя, благодаря которому узнали о таких экзотических и необыкновенных животных, как слон, мангуста, обезьянка, кенгуру.
4.Знакомство с биографией. Презентация.
– Это писатель Борис Степанович Житков, а рассказ, который мы начнём сегодня читать, в основе своей автобиографичен, как, впрочем, большинство произведений
Б. С. Житкова.
Жизнь Бориса Степановича была интересной и увлекательной, вот почему его рассказы так интересно читать и перечитывать. В детстве Борис Житков дружил с Корнеем Чуковским. Они учились в одном классе 2-й Одесской гимназии. Отец Бориса был преподавателем математики, а трое братьев отца плавали на военных кораблях, отличились в морских сражениях и ушли в отставку адмиралами. Вот от них-то и перешла к племяннику страстная любовь к морю, к дальним путешествиям. Борис отлично изучил морское дело, астрономию и ботанику, свободно говорил по-французски, знал множество стихов, любил поэзию. И друга своего, Корнея Чуковского, учил тому, что умел сам: плавать и грести, управлять парусником, вязать морские узлы.
После окончания гимназии Борис Житков становится студентом математического отделения Новороссийского университета в Одессе. В это же время он сдаёт экзамен на штурмана дальнего плавания. А после окончания Новороссийского университета становится студентом кораблестроительного отделения политехнического института в Петербурге. Во время летней практики на учебно-грузовом судне он совершил кругосветное плавание, испытав всю тяжесть морской службы, пройдя её от юнги до помощника капитана. Неизгладимые впечатления остались у Бориса Степановича на всю жизнь от экзотических пейзажей Африки, Индии, Цейлона, Китая, Японии. Потом были у него и другие плавания и новые, не менее интересные встречи с самыми разными людьми. Переполненный необычайно богатыми жизненными впечатлениями, Житков фиксировал их в своих дневниках и письмах друзьям. Борис Житков постоянно находился в гуще событий, глубоко постигал секреты различных профессий. Кем только не довелось ему быть: моряком и лётчиком, химиком и кораблестроителем, школьным учителем и рыбаком, печатником и дрессировщиком животных, столяром и слесарем, зоологом и электротехником! Его отличало редкостное умение всё делать своими руками, неохватный технический кругозор, радостная увлечённость рабочими профессиями, горячее желание быть полезным другим.
А в литературу Борис Житков вошёл неожиданно и сразу. Вошёл уже зрелым человеком, когда ему было за сорок и он повидал в жизни многое. А произошло это так…
Поздней осенью 1923 года, вернувшись из очередного путешествия, Борис Степанович попал в больницу, пробыл там почти месяц и в тяжёлом состоянии, измождённый и усталый пришёл к своему другу детства – Корнею Ивановичу Чуковскому. Он пробыл у Чуковского целый день, к вечеру его мрачное настроение понемногу рассеялось, он разговорился с детьми Корнея Ивановича и, усевшись среди них, стал рассказывать о морских путешествиях. Дети слушали его очарованные, а когда он заканчивал, кричали: «Ещё!» Перед уходом Корней Иванович предложил другу: «Слушай, Борис, а почему бы тебе не стать литератором? Попробуй опиши приключения, о которых ты сейчас говорил, и, право, выйдет неплохая книжка!»
Борис Степанович отозвался на это предложение с неохотой, но Чуковский настоял на своём, сказав: «Ты напиши, что напишется, а я прочту и поправлю».
Каково же было удивление К. И. Чуковского, когда через несколько дней, сев читать и приготовясь редактировать рукопись, принесённую Борисом Степановичем, писатель обнаружил, что исправлять нечего, что перед ним работа настоящего мастера.
Радость Чуковского была безгранична. Он посоветовал другу отнести морскую новеллу в детский журнал, показать её С. Я. Маршаку. Начинающий писатель, капитан дальнего плавания Борис Житков так и сделал. И в лице Маршака нашёл сразу верного друга, доброжелательного, требовательного и справедливого редактора. А литература приобрела талантливого писателя, автора с добрым и светлым взглядом, умеющего о сложных вещах рассказывать просто и выразительно.
5. АССОЦИАЦИИ- Посмотрите на этот замечательный, красивый макет парусника и скажите:-Какие ассоциации возникают у вас при виде этого парусника?- Используя эти слова, составьте свои предположения, что может произойти в рассказе «Как я ловил человечков», о чём в нём пойдет речь? (Высказывания детей)- А теперь прочитаем этот рассказ и узнаем, о чём написал Б.С.Житков.
6. Подготовительная работа. Словарная работа.
Прочитайте слова сначала по слогам, потом целым словом:
Ла-ки-ро-ван-ных.
Рас-чест-но-е.
Под-гля-ды-ва-ют.
За-ме-ча-тель-но.
Прик-ле-ен-ны-е.
Нем-но-жеч-ко.
7. Первичное чтение
– Рассказ «Как я ловил человечков» – из цикла «Морские истории». Впервые он был опубликован в журнале для детей «Чиж» в 1934 году (№ 2).
Учитель  читает  часть  рассказа  до  слов: «Я всё время думал о человечках».
– Каким представляете себе маленького Борю?
– Знакомо  ли  вам  такое  душевное  состояние,  которое  испытывал мальчик?
– Как вы думаете, что произойдёт дальше?
8. Чтение по цепочке.
9. Беседа по прочитанному.
-Понравился ли вам рассказ?
-Когда вы читали рассказ, думали ли вы, что в параходике и на самом деле живут человечки? Почему?
-Почему бабушка не разрешила Боре трогать параходик?
-Как мальчик пытался выманить человечков из параходика?
-Что по-вашему, ещё больше тревожило и разжигало интерес Бори?
-Как вы думаете, куда же пропали конфета и хлеб?
-Что он придумал, чтобы не пойти с бабушкой в гости?
-Как он пытался достать человечков из параходика?
-Что у него из этого вышло?
-Почему же он плакал, когда пришла бабушка?
-В чём убедился Боря, сломав параходик?
6.Словарно- лексическая работа.- Объясните значение слов:
КОРМА, -ы, ж. Задняя часть судна, лодки и нек-рых других транспортных средств. К. корабля, транспортного самолета. || прил. кормовой, -ая, -ое. Кормовое весло.
МАЧТА, -ы, ж. Вертикальная конструкция на палубе (на парусных судах - для установки парусов), а также сооружение в виде укрепленного столба (ствола) для разных технических целей. Носовая, кормовая м. М.-антенна. || прил. мачтовый, -ая, -ое. М. лес (прямые и высокие сосны, годные для изготовления мачт).
ПАЛУБА, -ы, ж. 1. Горизонтальное перекрытие в корпусе судна, самолета, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна. Верхняя, нижняя п. Подняться из каюты на палубу. П. аэробуса. 2. Настилка, настил в каких-н. сооружениях (спец.). || прил. палубный, -ая, -ое. Палубная команда. ПОЛИРОВА´ТЬПОЛИРОВАТЬ, -рую, -руешь; -ованный; несов., что. Натирая, придавать блестящий, гладкий вид чему-н. Полированные панели. П. металл, камень. || сов. наполировать, -рую, -руешь; -ованный и отполировать, -рую, -руешь; -ованный. || сущ. полирование, -я, ср. и полировка, -и, ж. || прил. полировальный, -ая, -ое и полировочный, -ая, -ое. Полировальный станок. Полировальная паста. Полировочные рабо-ты.
ЛАКИРОВА´ТЬЛАКИРОВАТЬ, -рую, -руешь; -ованный; несов., что. 1. Покрывать лаком. Л. пол. Лакированные туфли (лаковые). 2. перен. Идеализировать, приукрашивать. Л. действительность. || сов. отлакировать, -рую, -руешь; -ованный (к 1 знач.). || сущ. лаки-рование, -я, ср. (к 1 знач.) и лакировка, -и, ж. || прил. лакировочный, -ая, -ое (к 1 знач.) и лакировальный, -ая, -ое (к 1 знач.).
VI. Закрепление нового материала.
Характеристика главного героя.
-Как вы думаете, какое качество заставило Бориса разобрать параходик? (Любознательность или любопытство).
-Чем отличается любознательность от любопытства?
-Приведите свои примеры.
-Какое качество проявил Боря в данной ситуации?
-Запишите в тетрадь несколько качеств, которые помогут описать характер главного героя.
5. Итог урока.
-С каким рассказом мы сегодня познакомились?
-Кто его автор?
-Какой эпизод рассказа вам понравился больше всего? Почему?
6.Домашнее задание:  перечитать отрывок из рассказа Б. С. Житкова «Как я ловил человечков», прочитанный в классе (с. 38–43, часть 2-я); проследить, как нарастало волнение мальчика, как росло его нетерпение.