Рабочая программа элективного курса для учащихся 10 класса От слова к словесности

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тюменцевская средняя
общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края




Рассмотрено на заседании Утверждено
методического объединения директор школы__________( )
«_____»________20 г. приказ №____ от «____»_________20 г.





Рабочая программа элективного курса
«От слова к словесности»
10 класс
Программа составлена на основе авторской программы
Альбетковой Р. И. «Русская словесность. От слова к словесности. 10 класс»,
элективные курсы (профильное обучение), издательство «Дрофа».-М., 2000 г.




Составитель: учитель русского языка и литературы
Рыбникова Наталья Викторовна I квалификационная категория
Тюменцево г.

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «От слова к словесности» для учащихся 10 класса разработана на основе авторской программы
Р. И. Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности. 10 класс», элективные курсы (профильное обучение), издательство «Дрофа».-М., 2000 г., включенной в сборник «Программы «Русский язык.», элективные курсы 10-11 класс, профильное обучение, издательство «Дрофа».
Актуальность. Одним из необходимых средств сохранения и развития русского языка и возрождения интереса к чтению может стать наряду с совершенствованием преподавания русского языка и литературы изучение в единстве с этими предметами связующего звена между ними предмета «Русская словесность». Обращение к словесности поможет выявить главное в языке и литературе: то, что язык существует для его употребления, в том числе и в художественных произведениях, а художественное содержание произведения может быть понято только через его языковую форму, так как это искусство слова. Изучение словесности по программе «От слова к словесности» позволит школьникам углубить, расширить знания, полученные на уроках русского языка и литературы, и привести их в единую стройную определенную систему знаний и умений, так как старшеклассники способны глубоко вникнуть в текст, почувствовать его эстетические свойства, заметить семантику языковых средств и воспринять произведение как целостность.
Элективный курс «От слова к словесности» имеет две взаимосвязанные цели. Первая освоение учащимися неисчерпаемых богатств и выразительных возможностей русского языка для обретения умения творчески использовать их при создании собственных высказываний, в которых школьники смогут не только правильно и точно выразить свои мысли и чувства, но и придать словам наибольшую выразительность. И вторая овладение умением эстетического восприятия художественных произведений, представляющих собой единство художественного содержания и языковой формы их выражения.
Задачи:
оказание помощи старшеклассникам в осуществлении задач профильного обучения, дать возможность реализовать свои интересы к выбранному предмету;
способствование сознательному и обоснованному выбору профессии в гуманитарной сфере;
создание условий для подготовки к ЕГЭ;
выработка навыков и методов самостоятельной работы с источниками, развитие начальные навыки научно-исследовательской деятельности;
формирование умений и навыков анализа различных текстов, художественных произведений в единстве содержания и средств художественного выражения;
воспитание сознательного, внимательного, вдумчивого и заинтересованного читателя.
Виды деятельности: работа с текстом: чтение (ознакомительное, изучающее, выборочное), беседа, сопоставление, оценка героев, виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (составление плана, аннотации, целенаправленные выписки; отзыв, рецензия; комментирование эпизода), виды работ, связанные с переходом в другие знаковые системы (составление схем и таблиц), составление авторского текста в различных жанрах (подготовка своей словарной статьи, рассказа, отзыва, написание анализа (стихотворения, характеристики героя), творческих работ в жанре былины, оды, стихотворения, сатирической сказки), разыгрывание сюжетных ситуаций, словесное рисование героев, ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения, анализ и интерпретация произведений, целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними, определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру, анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей, дискуссии, подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ, развернутая характеристика поэтических текстов, работа со словарями, подбор цитат для характеристики героев.
Обучение по программе элективного курса «От слова к словесности» позволит учащимся:
- овладеть в определенной системе знаниями о языке как материале словесности и его выразительных возможностях, о художественном произведении как явлении искусства; у учащихся сформируются знания об основных законах словесности, теоретических понятиях, учащиеся углубят и усовершенствуют свою языковую и читательскую компетенцию, выработанную на уроках словесности в предшествующих классах. А те, кто впервые приступают к изучению словесности в 10 классе, благодаря системному изложению важнейших законов словесности и возрастным возможностям также овладеют необходимыми знаниями и умениями на достаточно высоком уровне.
- совершенствовать необходимые читательские и речевые умения: творческое владение языком, способность точно и ярко выражать свои мысли и чувства, а также воспринимать художественное произведение как явление словесного искусства; умение анализировать художественное произведение, завершаясь в старших классах не только теоретическим пониманием цели, методов и принципов филологического анализа, но и освоением практики такого анализа как системы. Это необходимо потому, что образный анализ необходимое свойство вдумчивого чтения, позволяющего проникнуть в смысл произведения, а это требует многократных упражнений. И еще потому, что это дело творческое, требующее увидеть, как в конкретном произведении получают своеобразное воплощение общие принципы. Все это способствует развитию умений восприятия художественного произведения как явления искусства и использования выразительных возможностей языка в собственной речевой практике учащихся.
- выработать определенные навыки творческого употребления языка в собственных письменных и устных высказываниях и квалифицированного чтения и понимания художественного произведения как явления искусства.
Выработке умений анализа художественного произведения посвящена информация о цели, методах и приемах анализа художественного произведения. Так десятиклассники учатся использовать богатства языка в собственной речи и самостоятельно проникать в содержание лирического и лиро-эпического произведения через их языковую ткань.
Углубление понимания целей и принципов филологического анализа художественного произведения помогает полноценному восприятию произведений и умению их самостоятельного анализа.
Таким образом, изучая словесность, старшеклассники совершенствуют свою языковую, коммуникативную, читательскую и культуроведческую компетенцию, умение воспринимать искусство слова в его историческом развитии и эстетической природе, умение открывать объективный и личностный смысл художественного произведения.
Это не только даст возможность школьникам лучше подготовиться к сдаче выпускных экзаменов по русскому языку и литературе, но и послужит активизации творческого начала, эстетическому развитию учащихся, формированию культуры чтения, мышления и речи, освоению духовных богатств, выработанных человечеством, т. е. полноценному развитию личности. Все это поможет выпускникам найти свое место в обществе.
Элективный курс «От слова к словесности» рассчитан на 68 часа в учебный год

Учебно-тематический план


занятия
Наименование темы элективного курса
количество часов

1.
Словесность, язык, слово.
2

2.
Стилистика и стили языка.
2

3.
Литературный язык и его свойства
2

4.
Стилистическое богатство языка.
2

5.
Средства художественной изобразительности.
2

6.
Выразительные возможности тропов
2

7.
Выразительные возможности фигур
2

8.
Текст, его свойства и качества.
2

9.
Основные требования к художественному и нехудожественному тексту
2

10.
Произведение словесности
2

11.
Искусство слова.
2

12
Эстетическое освоение действительности
2

13.
Художественный образ в словесности
2

14.
Виды словесного художественного образа
2

15.
Художественная действительность
2

16.
Художественный текст.
2

17.
Структура художественного текста: иерархия «уровней».
2

18.
Тема и идея художественного текста.
2

19.
Средства воплощения идеи произведения: система образов, сюжет, композиция и язык.
2

20.
Значение внетекстовых взаимосвязей произведения
2

21.
Значение межтекстовых связей произведения
2

22.
Лирическое произведение
2

23.
Виды и жанры лирических произведений
2

24.
Понятия о лирике, образе-переживании, лирическом герое, видах и жанрах лирики
2

25.
Языковые средства выражения художественного содержания лирического произведения.
2

26.
Взаимодействие слов, строк, строф в стихах.
2

27.
Роль ритма, интонации, паузы, соотношения стиха и синтаксического строения речи, переноса в воплощении образа-переживания.
2

28.
Системы стиха
2

29.
Лиро-эпическое произведение.
2

30.
Особенности анализа лирического и лиро-эпического произведения.
2

31.
Методы анализа и приемы анализа.
2

32.
Путь филологического анализа произведения
2

33.
Анализ лирических и лиро-эпических произведений.
2

34.
Итоговое занятие: язык как материал словесности
2


ИТОГО:
68 ч.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




Заголовок 315