Рабочая программа по русскому языку 10 кл. (углублённый уровень) по Львовой С.И.


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Утверждаю
Директор МКОУ СОШ №10
___________/Калугина М.Е./
«____»_________2015г.
1270-1270РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ 10 КЛАССА (УГЛУБЛЁННЫЙ УРОВЕНЬ)
НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
00РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ 10 КЛАССА (УГЛУБЛЁННЫЙ УРОВЕНЬ)
НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель: учитель 1 квалификационной категории
Кононова Дарья Александровна
с. Покровское, 2015г.
Пояснительная записка
Статус рабочей программы
Рабочая программа по русскому языку 10 класса на 2015-2016 учебный год составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897
Авторской программы В.В.Львова, С.И.Львовой « Рабочие программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку 10-11 классы». – Москва: Мнемозина, 2014г.
Общая характеристика учебного предмета
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Содержание обучения русскому языку на профильном отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: в классах филологического профиля развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями. Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфика русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
Независимо от избранной теории и методики обучения определенное внимание должно уделяться каждой из названных компетенций. В то же время профильный курс русского языка должен обеспечить готовность к получению высшего филологического образования, поэтому приоритетным в данном курсе является формирование и совершенствование лингвистической компетенции учащихся.
В связи с этим программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение русского языка в 10 классе учебным планом МКОУ СОШ №10 с. Покровского на 2015-2016 учебный год предусматривается 105 учебных часов – из расчета 3 часа в неделю.
Для того чтобы подготовка к экзамену не носила «авральный» характер, планирую систематически осуществлять эту работу на уроках. Материалы для подготовки к ЕГЭ будут даваться дозированно: в соответствии с заданиями, чтобы иметь возможность отрабатывать конкретные навыки работы с текстами по орфографии и пунктуации, по культуре речи и стилистике, по анализу текста. Вариативность и дифференцированность этих упражнений позволяют отработать разнообразные умения и навыки с учётом индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Кроме этого, контрольные уроки за полугодие и год планирую провести в форме ЕГЭ.
Цели обучения русскому языку на профильном уровне
Изучение русского языка в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Обоснование выбора УМК
Материал учебника соответствует государственному минимуму содержание образования по русскому языку. Учебник входит в перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования РФ для преподавания в школе.
Пособия:
Владимирская Г. Н. Тренажер для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11 кл. / Г. Н. Владимирская, С. И. Райский. - М.: Новый учебник, 2010..
Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О. С. Иссерс, Н.А.Кузьмина. -М.: Дрофа, 2012.
Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому гос. / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2012.
Костомарова И. В. Русский язык. Тексты и задания по культуре речи. – М.: 1988.
Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2011.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 кл. - М.: ТЦ «Сфера», 2010.
Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 10 класс: Учебное пособие. - М.: Дрофа, 2010.
Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточный материал. 11 класс. - М.: Дрофа, 2011.
Потапова Г.Н. Русский язык: Орфография. Синтаксис и пунктуация. Комплексный анализ текста. 10-11 кл. Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2010.
Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2010.
Тростенцова Л.А., Шхапацева М.Х. Пунктуация без секретов: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М.: Дрофа, 2010.
Шаповалова Т. Е. Русский язык: Сложное предложение. Тематическая тетрадь / Т. Е. Шаповалова. - М.: Дрофа, 2010.
Литература для учителя.
Иванов Ю.С. ЕГЭ. Русский язык. Теоретические материалы. – СПб.: Тригон, 2013 г.
Единый государственный экзамен - 2013. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2013.
Иванова В.Ф., Трудные вопросы орфографии. – М., 1982.
Пучкова Л. И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь / Л. И. Пучкова, Ю. М. Гостева. - М.: Просвещение, 2004 .
Контрольные тесты: Орфография и пунктуация.10-11 классы, - 3-изд.- М.: ООО «Тид «Русское слово – РС», 2010.
Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. -М.: Аквариум ЛТД, 2001.
Львова СИ. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 кл. Пособие для лнителя. - М.: Мнемозина, 2003
Москвин В.П. Стилистика русского языка. Теоретический курс: Учебное пособие. -Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2005.
Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену - 2015. - М.: Федеральный центр тестирования, 2015.
Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подготовки / И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение, 2013
Мультимедийные пособия.
«Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык». Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
(Сборник посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся).
Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов ( 5 – 11 классы).
Электронные носители:
Репетитор Русский язык. Весь школьный курс Репетитор. Тесты по пунктуации.
Готовимся к ЕГЭ. Русский язык.
Содержание учебной программы
Основные сведения о языке и речи
Употребление языковых единиц
в речи; применение полученных знаний и умений
в учебной и практической
деятельности, совершенствование
видов речевой деятельности
Язык как средство общения
(16 ч)
Русский язык как хранитель духовных ценностей нации
(4ч)
Русский язык как один из важнейших современных языков мира, как национальный язык русского народа, как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения.
**Русский язык как один из европейских языков. **Русский язык в кругу других славянских языков. **3начение старославянского языка в истории русского литературного языка.
Отражение в языке исторического опыта народа, культурных достижений всего человечества.
Основные формы существования национального языка: литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), городское просторечие, профессиональные и социально-групповые жаргоны. Национальный язык — единство его различных форм (разновидностей).
*Наблюдение за использованием в художественных текстах диалектных слов, просторечий, жаргонной лексики; объяснение целесообразности/нецелесообразности использования лексики, не являющейся принадлежностью литературного языка.
Основные признаки литературного языка: обработанность, нормированность, относительная устойчивость (стабильность), обязательность для всех носителей языка, стилистическая дифференцированность, высокий социальный престиж в среде носителей данного национального языка.
Применение на практике основных норм современного русского литературного языка: орфоэпических, лексических, морфологических, синтаксических, стилистических и правописных (орфографических и пунктуационных).
Оценка чужой и собственной речи с точки зрения соблюдения норм современного русского литературного языка.
Использование словарей грамматических трудностей русского языка для получения информации о языковой норме.
Речевое общение как социальное явление
(4ч)
Социальная роль языка в обществе.
**Изучение разных аспектов речевого общения в лингвистике, философии, социологии, культурологии, психологии.
Общение как обмен информацией, как передача и восприятие смысла высказывания. Активное использование невербальных средств общения (жесты, мимика, поза). * Учёт национальной специфики жестов как необходимое условие речевого общения. *Виды жестов (дублирующие актуальную речевую информацию, замещающие речевое высказывание, регулирующие речевое общение, усиливающие содержание речи и др.).
Наблюдение за использованием невербальных средств общения в речевой практике и оценка уместности их употребления.
**Наблюдение за способами описания мимики и жестов персонажей литературных произведений.
**Использование разнообразных видов графических знаков в речевом общении (графических символов, логотипов и т.п.).
**Наблюдение за использованием разнообразных видов графических знаков в речевом общении: графических символов – в письменной научной речи, логотипов - в повседневном общении и официально-деловом общении т.п.). **Самостоятельное составление словарика логотипов и научных символов.
Монолог, диалог и полилог как основные разновидности речи.
*Виды монолога: внутренний (обычно протекает во внутренней речи) и внешний (целенаправленное сообщение, сознательное обращение к слушателю).
*Анализ примеров внутреннего и внешнего монолога героя литературного произведения и объяснение роли монолога в художественном тексте.
*Виды монологической речи по цели высказывания: информационная, убеждающая и побуждающая.
*Виды диалога и полилога в соответствии с ситуацией общения: бытовой диалог (полилог) и деловая беседа.
**Искусственные языки и их роль в речевом общении. **Эсперанто.
**Подготовка информации об эсперанто в виде мультимедийной презентации.
Устная и письменная речь как формы речевого общения
(4ч)
Основные особенности устной речи: неподготовленность, спонтанность, прерывистость; ориентированность на слуховое и зрительное восприятие, на присутствие собеседника, его реакцию; передача эмоций при помощи интонации, мимики, жестов; возможность воспроизведения речи только при наличии специальных технических устройств; необходимость соблюдения орфоэпических и интонационных норм.
*Наличие в устной речи неполных предложений, незаконченных фраз, лексических повторов, конструкций с именительным темы, подхватов, самоперебивов и др.
Основные жанры устной речи: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развернутый) на уроке, дружеская беседа, диспут, дискуссия и т.д.*Анализ устного высказывания с целью определения основных его особенностей, характерных для устной речи.

Типичные недостатки устной речи: интонационная и грамматическая нерасчлененность, бедность. Анализ и оценка устной речи с точки зрения проявления в ней типичных недостатков (интонационной и грамматической нерасчлененности, бедности).
** Различные формы фиксации устной речи (фонетическая транскрипция, интонационная разметка текста, использование современных звукозаписывающих технических средств).
** Наблюдение за различными формами фиксации устной речи (фонетическая транскрипция, интонационная разметка текста, использование современных звукозаписывающих технических средств).
Письменная форма речи как речь, созданная с помощью графических знаков на бумаге, экране монитора, мобильного телефона и т.п.
Основные особенности письменной речи: подготовленность, логичность, точность изложения; ориентированность только на зрительное восприятие и отсутствие собеседника; передача эмоций при помощи знаков препинания и некоторых других графических средств; возможность многократного воспроизведения, возвращения к тексту, возможность многократного совершенствования; необходимость соблюдения орфографических и пунктуационных норм.
*Анализ письменного высказывания с целью определения основных его особенностей, характерных для письменной речи.
Использование в письменной речи различных способов графического выделения важных для передачи смысла фрагментов печатного текста (разные типы шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчёркивание, обрамление, особое размещение текста на странице и т.п.).
Наблюдение за использованием в письменной речи различных способов графического выделения важных для передачи смысла фрагментов печатного текста.
Основные жанры: пeq \o (и;´)сьма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения, конспекты, планы, рефераты и т.п.
Основные требования к письменному тексту: 1) соответствие содержания текста теме и основной мысли; 2) полнота раскрытия темы; 3) достоверность фактического материала; 4) последовательность изложения (развертывания содержания по плану); логическая связь частей текста, правильность выделения абзацев; 5) смысловая и грамматическая связь предложений и частей текста; 6) стилевое единство; 7) соответствие текста заданному (или выбранному) типу речи; 8) соответствие нормам русского литературного языка (грамматическим, речевым, правописным – орфографическим и пунктуационным).
Анализ письменного текста с точки зрения соответствия его основным требованиям, предъявляющимся к письменному высказыванию.
**Объяснение роли письма (написание письменных высказываний в виде сочинений-миниатюр, письменных ответов на поставленный вопрос, изложений и т.п.) для развития устной речи и речи внутренней, обращённой к самому себе и связанной с процессами мышления, самооценивания, регуляции своего поведения.
**Основные отличия устного научного высказывания от письменного научного текста.
**Интернет-общение как специфическая форма речевого взаимодействия, совмещающего черты устной и письменной речи.
Основные условия эффективного общения
(4ч)
Необходимые условия успешного, эффективного общения: 1) готовность к общению (обоюдное желание собеседников высказать своё мнение по обсуждаемому вопросу, выслушать своего партнёра; наличие общих интересов у собеседников, достаточного жизненного опыта, начитанности, научных знаний для понимания смысла речи собеседника; владение достаточным объёмом культурологических знаний и др.); 2) достаточно высокий уровень владения языком и коммуникативными навыками; 3) соблюдение норм речевого поведения и др.
Анализ речевых ситуаций с целью выявления нарушений основных условий эффективного общения.
*Прецедентные тексты как тексты (фразы, слова), которые имеют историко-культурную ценность и на которые часто ссылаются носители языка (цитаты из общеизвестных художественных произведений; ссылки на мифы, предания, сказки; афоризмы, пословицы, крылатые слова, фразеологические обороты; фразы из песен названия книг, спектаклей, опер, фильмов; высказывания героев популярных кинофильмов и т.п.). *Понимание прецедентных текстов как одно из условий эффективности речевого общения.
*Анализ речевых ситуаций, в которых причиной коммуникативной неудачи является недостаточный объём культурологических знаний собеседника.
**Коммуникативный барьер как психологическое препятствие, которое может стать причиной непонимания или возникновения отрицательных эмоций в процессе общения.
**Элементарный анализ накопленного речевого опыта, связанного с преодолением коммуникативных барьеров в процессе общения.
**Составление рекомендаций (правил), которыми должен пользоваться каждый, кто хочет научиться преодолевать коммуникативные барьеры в речевом общении.
Умение задавать вопросы как условие эффективности общения, в том числе и интернет-общения.
**Виды вопросов и цель их использования в процессе общения: информационный, контрольный, ориентационный, ознакомительный, провокационный, этикетный.
**Наблюдение за уместностью использования разных видов вопроса в разных ситуациях общения.
Типичные коммуникативные неудачи, встречающиеся в письменных экзаменационных работах старшеклассников: неясно выраженная мысль, нарушение этических норм общения (например, неоправданная агрессия речи, преувеличение степени речевой свободы, допустимой в коммуникативной ситуации экзамена), неуместное использование того или иного языкового средства выразительности и др. Анализ и редактирование фрагментов из сочинений старшеклассников с целью исправления ошибок и коммуникативных недочётов (в течение всего учебного года).
Виды речевой деятельности и информационная переработка текста (55ч)
Виды речевой деятельности
(4ч)
Виды речевой деятельности: 1) связанные с восприятием и пониманием чужой речи (аудирование, чтение); 2) связанные с созданием собственного речевого высказывания (говорение, письмо).
Анализ памяток-инструкций («Как читать текст, чтобы понять его содержание», «Как слушать текст, чтобы понять его содержание», «Как писать сочинение», «О чём нужно помнить, выступая перед аудиторией с докладом, сообщением» и др.) с точки зрения особенностей вида речевой деятельности, который помогает организовать каждая из них.
**Четыре этапа речевой деятельности: 1) ориентировочный, 2) этап планирования, 3) этап исполнения, 4) этап контроля.
**Анализ памяток-инструкций («Как читать текст, чтобы понять его содержание», «Как слушать текст, чтобы понять его содержание», «Как писать сочинение», «О чём нужно помнить, выступая перед аудиторией с докладом, сообщением» и др.) с точки зрения отражения в них основных этапов речевой деятельности.
*Речь внешняя как речь, доступная восприятию (слуху, зрению) других людей. *Речь внутренняя как речь, недоступная восприятию других людей. **Особенности внутренней речи (очень сокращена, свёрнута). *Несобственно-прямая речь как один из способов передачи внутренней речи персонажа литературного произведения.
*Наблюдение за способами передачи внутренней речи персонажа литературного произведения (прямая, косвенная, несобственно-прямая речь).
Чтение как вид речевой деятельности
(7ч)
Чтение как процесс восприятия, осмысления и понимания письменного высказывания.
Основные виды чтения: поисковое просмóтровое, ознакомительное, изучающее (обобщение).
Основные этапы работы с текстом.
Выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи.
*Маркировка фрагментов текста при изучающем чтении (закладки с пометками; подчёркивание карандашом; выделения с помощью маркера; использование специальных знаков и др.).
*Использование различных способов маркировки фрагментов текста при изучающем чтении.
**Гипертекст и его особенности. **Работа с гипертекстом в условиях использования мультимедийных средств для получения информации.
*Типичные недостатки чтения: 1) отсутствие гибкой стратегии чтения, 2) непонимание смысла прочитанного текста или его фрагментов, 3) наличие регрессий, то есть неоправданных, ненужных возвратов к прочитанному, 4) сопровождение чтения артикуляцией, 5) низкий уровень организации внимания, 6) малое поле зрения, 7) слабое развитие механизма смыслового прогнозирования.
**Элементарный анализ накопленного речевого опыта, связанного с преодолением недостатков чтения.
**Составление рекомендаций (правил), которыми должен пользоваться каждый, кто хочет преодолеть недостатки чтения.
Использование на уроках по другим предметам коммуникативного опыта чтения учебно-научного и художественного текста.
Аудирование как вид речевой деятельности
(7ч)
Аудирование как процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего.
**Нерефлексивное (слушатель не вмешивается в речь собеседника, не высказывает своих замечаний и вопросов) и рефлексивное аудирование (слушатель активно вмешивается в речь собеседника). ** Основные приёмы рефлексивного слушания: выяснение, перефразирование, резюмирование, проявление эмоциональной реакции.
Основные виды аудирования зависимости от необходимой глубины восприятия исходного аудиотекста: выборочное, ознакомительное, детальное.
Правила эффективного слушания: максимальная концентрация внимания на собеседнике; демонстрация с помощью реплик, мимики, жестов своего внимания к собеседнику, понимания/непонимания, одобрения/неодобрения его речи; максимальная сдержанность в выражении оценок, советов. Выбор вида аудирования в зависимости от коммуникативной задачи.
*Типичные недостатки аудирования: 1) отсутствие гибкой стратегии аудирования, 2) непонимание смысла прослушанного текста или его фрагментов, 3) отсеивание важной информации, 4) перебивание собеседника во время его сообщения, 5) поспешные возражения собеседнику. *Элементарный анализ накопленного речевого опыта, связанного с преодолением недостатков аудирования.
*Составление рекомендаций (правил), которыми должен пользоваться каждый, кто хочет научиться преодолевать недостатки аудирования.
Использование разных видов аудирования и чтения в зависимости от коммуникативной цели и в процессе подготовки собственного речевого высказывания.
Использование на уроках по другим предметам коммуникативного опыта аудирования.
Основные способы информационной переработки прочитанногоили прослушанного текста
(14 ч)
Информационная переработка прочитанного или прослушанного текста как процесс извлечения необходимой информации из текста-источника и передача её разными способами. Основные способы сжатия исходного текста: 1) смысловое сжатие текста (выделение и передача основного содержания текста) – исключение, обобщение; 2) языковое сжатие текста (использование более компактных, простых языковых конструкций) - замена одних синтаксических конструкций другими; сокращение или полное исключение (повторов, синонимов, синтаксических конструкций и т.п.); слияние нескольких предложений в одно (обобщение изученного).
Совершенствование навыков сжатия исходного текста разными способами: с помощью смыслового сжатия и/или языкового сжатия текста.
Основные способы информационной переработки текста и преобразования его на основе сокращения: составление плана, тезисов, аннотации, конспекта, реферата, рецензии.
Виды плана: назывной, вопросный, тезисный, цитатный (обобщение изученного). Совершенствование навыков составления разных видов плана назывного, вопросного, тезисного, цитатного) прочитанного или прослушанного текста. Тезисы как кратко сформулированные основные положения исходного, первичного текста. Составление тезисов прочитанного или *прослушанного текста.
Аннотация как краткая характеристика печатного произведения (статьи, книги) с точки зрения её назначения, содержания, вида, формы и других особенностей. Анализ аннотации и самостоятельное составление аннотации прочитанного текста, любимой книги научно-популярного содержания.
Конспект как это краткое связное изложение содержания исходного текста (статьи, параграфа учебника, лекции).
*Основные рекомендации к сокращению слов при конспектировании. Анализ конспекта статьи, лекции и самостоятельное составление конспекта прочитанного текста.
* Составление конспекта прослушанного аудиотекста.
Реферат как письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.
Реферат как итог проведённого мини-исследования или проектной работы; как демонстрация знаний по исследуемой проблеме, описание результатов проведённого исследования, формулировка выводов.
Основные части реферата: вступление, в котором объясняется выбор темы, обосновывается её важность, формулируется цель и задачи исследования; основная часть, где должен чётко, связно, логично и последовательно излагаться основной материал по теме; внутри основной части выделяются подразделы; заключение, в котором подводятся итоги работы, формулируются выводы; список использованной литературы; приложение, в котором обычно помещают таблицы, схемы, фотографии, макеты и т.п. Типичные языковые конструкции, характерные для реферативного изложения.
Реферат как письменная форма доклада или выступления по теме исследования. *Мультимедийная презентация как видео- и/или аудиосопровождения реферата и как синтез текста, разных видов наглядности (рисунки, иллюстрации, фотографии, фотоколлажи, схемы, таблицы, диаграммы, графики и т.п.). Написание реферата по выбранной теме.
Рецензия как анализ и оценка научного, художественного, кинематографического или музыкального произведения.
Написание рецензии на прочитанный или *прослушанный текст, а также на просмотренное кинематографическое произведение.
План, тезис, аннотация, конспект, реферат, рецензия как жанры научного стиля речи. Речевые стандартные обороты (клише), характерные для текстов указанных жанров. Использование определённых стандартных языковых средств (речевых клише, штампов научной речи) при составлении планов, тезисов, аннотаций, конспектов, рефератов, рецензий. Осознанный выбор вида чтения (вид аудирования) исходного текста при составлении планов, тезисов, аннотаций, конспектов, рефератов, рецензий.
*Сопоставительный анализ плана, тезисов, аннотации, конспекта и реферата, составленных на основе одного текста.
*Составление плана, тезисов, аннотации, конспекта на основе одного текста и осознанное использование разных способов сжатия исходного текста и разных форм передачи его содержания.
Осознанное использование полученных знаний и умений, связанных с составлением планов, написанием тезисов, аннотаций, конспектов, рефератов рецензий в процессе изучения других школьных дисциплин.
Говорение как вид речевой деятельности
(10ч)
Говорение вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение, происходит обмен информацией. Основные качества образцовой речи: правильность, ясность, точность, богатство, выразительность, чистота, вежливость.*Смыслоразличительная роль интонации в речевом устном высказывании.
**Эмфатическое ударение как эмоционально-экспрессивное выделение слова в процессе говорения.
*Анализ примеров образцовой аудиоречи с точки зрения соответствия ею основным качествам образцовой речи.
* Наблюдение за смыслоразличительной ролью интонации в устных высказываниях, а также в отрывках из художественных текстов.
** Наблюдение за способами передачи эмфатического ударения в художественном тексте и его ролью в описании душевного состояния персонажа.
Критерии оценивания устного высказывания учащегося (сообщения, выступления, доклада): 1) содержание устного высказывания (правильность и точность понимания темы; соответствие высказывания теме и полнота её раскрытия; чёткость и определённость выражения основной мысли высказывания; смысловое и стилистическое единство, связность и последовательность изложения; наличие/отсутствие логических ошибок; наличие/отсутствие аргументов, обосновывающих точку зрения учащегося; соответствие устного высказывания заданной речевой ситуации (коммуникативная цель высказывания, адресат, место и условия общения), сфере общения, заданному жанру и стилю речи); 2) речевое оформление устного высказывания (точность выражения мысли, использование разнообразных грамматических конструкций; соответствие языковых средств заданной речевой ситуации и стилю речи; употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилистической окрашенностью; наличие/отсутствие слов, выходящих за пределы литературного языка (жаргонизмы, слова-паразиты и др.); наличие/отсутствие орфоэпических ошибок; наличие/отсутствие грамматических ошибок; наличие/отсутствие речевых ошибок); 3) выразительность речи (уместное использование в речевом высказывании выразительных языковых средств (интонационных, лексических, грамматических) в соответствии с заданной речевой ситуацией, коммуникативной целью речи и стилем речи; уместное использование языковых средств привлечения и удерживания внимания слушателей; уместность и корректность использования невербальных средств общения - мимика, жесты); 4) взаимодействие с собеседниками в процессе обсуждения устного высказывания (адекватное восприятие и понимание вопросов по содержанию устного высказывания; способность кратко и точно формулировать мысль, убеждать собеседников в своей правоте, аргументированно отстаивать свою точку зрения).Анализ и оценка устных высказываний в разных ситуациях общения: выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развернутый) на уроке; дружеская беседа, диспут, дискуссия и т. п. Аргументированная оценка устного высказывания учащихся на основе памятки «Как оценивать содержание и речевое оформление устного высказывания».
Создание собственного речевого устного высказывания (сообщения, выступления, доклада) с учётом основных качеств образцовой речи.
Использование в устной речи многообразия грамматических форм и лексического богатства языка.
Применение в практике устного речевого общения произносительных (орфоэпических, интонационных), лексических, грамматических норм современного русского литературного языка.
Подготовка устного выступления на основе реферата или проектной работы, написанием которой учащийся занимается. Использование рекомендаций, содержащихся в памятке «Как подготовить устное выступление для презентации и защиты реферата, проектной работы».
*Подготовка устного выступления, обобщающего информацию по указанной теме, содержащуюся в учебной литературе, на соответствующих сайтах Интернета.
**Моделирование речевых ситуаций участия в спорах, диспутах, дискуссиях. Соблюдение этики речевого взаимодействия в процессе устного общения.
* Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации (телефон, мобильный телефон, скайп и др.) в процессе устного общения.
Использование на уроках по другим предметам коммуникативного опыта создания собственного устного высказывания и оценивания чужих устных высказываний.
Публичное выступление (обобщение изученного).
*Подготовка публичного выступления на полемическую тему, требующую аргументированно высказать своё согласие или несогласие с предложенным тезисом.
*Построение публичного выступления по заданной структуре.
*Анализ публичного выступления на полемическую тему, оценка его содержания, речевого оформления, соответствия речевой ситуации и коммуникативным задачам.
**Основные виды публичной речи: социально-политическая, научно-академическая, судебная, социально-бытовая, духовная, дипломатическая, военная, лекционно- пропагандистская и др.
**Определение разновидности публичной речи и её композиционно-содержательных особенностей.
Письмо как вид речевой деятельности
(13ч)
Письмо как вид речевой деятельности, связанный с созданием письменного высказывания. Связь письма с другими видами речевой деятельности человека (говорением, чтением, аудированием).
Письмо как вид речевой деятельности, востребованный в сфере образования. Виды письменных речевых высказываний школьника.
Основные требования в письменной речи: правильность, ясность, чистота, точность, богатство, выразительность. Критерии оценивания письменного высказывания учащегося (содержание письменного высказывания, речевое оформление и выразительность высказывания, соответствие его грамматическим, орфографическим и пунктуационным нормам).
Анализ письменных высказываний с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка.
Создание письменного высказывания, отбор языковых средств, обеспечивающих правильность, точность и выразительность речи.
Обобщение коммуникативного опыта создания письменных текстов (сочинений разных видов), соответствующих определённым требованиям, опыта оценивания письменного высказывания и редактирования текста. Дальнейшее совершенствование указных умений с опорой на рекомендации, содержащиеся в соответствующих учебных материалах (памятки «Как писать сочинение», «Как оценивать содержание и речевое оформление изложений и сочинений», «Как редактировать тексты изложений, сочинений»).
Оценка роли письма в процессе подготовки доклада, проектной работы, мультимедийной презентации.
*Подготовка письменного текста (сочинение, сочинение-миниатюра, заметка для школьного сайта и т.п.), обобщающего информацию по указанной теме, содержащуюся в учебной литературе, на соответствующих сайтах Интернета.
* Использование на уроках по другим предметам коммуникативного опыта создания собственного письменного текста и оценивания чужих письменных высказываний.
**Из истории эпистолярного жанра.
* Культура письменного общения с помощью современных технических средств коммуникации (мобильные телефоны, электронная почта, социальные сети и т.п.). * Овладение культурой использования технических средств коммуникации, требующих соблюдения норм письменной речи.
Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.
Орфографическое и пунктуационное правило как разновидность языковой нормы, обеспечивающей правильность письменной речи.
Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы русской орфографии и основные принципы написания (обобщение на основе изученного).
Пунктуация как система правил правописания предложений. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них (обобщение на основе изученного).
Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. **Вариативность постановки знаков препинания. **Авторское употребление знаков препинания.
Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи.
* Анализ трудных случаев применения орфографических и пунктуационных норм.
** Проведение диспута «Нужно ли соблюдать нормы правописания в Интернет-общении».

Повторение в конце учебного года
(14 ч)
Повторение и обобщение изученного в 5 – 9 классах, подготовка к ЕГЭ (10 ч – в течение всего учебного года)
Резервные часы
(10ч)
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и в повседневной жизни. В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности, передача содержания информации адекватно поставленной цели; развернутое обоснование свой позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; владение основными видами публичных выступление (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п. Требования к уровню подготовки учащихся Х класса профильного уровня
В результате изучения русского языка на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь
проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
аудирование и чтение
использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства
Вид контроля
Контроль результатов обучения осуществляется в следующих направлениях:
речевые умения и навыки
формы контроля: доклад, устное сообщение;
умение выполнять разнообразные виды разбора на основе имеющихся лингвистических знаний
формы контроля: КАТ, фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, орфографический разборы;
умение воспроизводить аудированный текст с соблюдением орфографических и пунктуационных норм
формы контроля: контрольный диктант, изложение с творческим заданием (элементами сочинения), подробное и сжатое изложение;
умение создавать текст того или иного стиля, типа речи, жанра
формы контроля: сочинение, реферат.
Календарно-тематическое планирование
№п\пТема урока Кол-во часов Дата Цель урока Формы и методы работы Тип урока Домашнее задание
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (16 ч) 1. Русский язык как хранитель духовных ценностей нации.
Русский язык как хранитель духовных ценностей нации.
4 + 1 К\Д
1 01.09 Создать положительную мотивацию для изучения русского языка фронтальная репродуктивно-иллюстрационный 2. Основные формы существования национального языка. 1 08.09 Провести наблюдение за использованием в художественных текстах диалектных слов, просторечий, жаргонной лексики. групповая проблемно-поисковый 3-4 Основные признаки литературного языка: обработанность, нормированность, относительная устойчивость, обязательность для всех носителей языка.
2 15.09
16.09 Применение на практике основных норм современного русского литературного языка: орфоэпических, лексических, морфологических, стилистических и правописных. групповая проблемно-поисковый 5. Входная контрольная работа (Диктант) 1 18.09 - Контроль ЗУН 6. Речевое общение как социальное явление.
Социальная роль языка в обществе. Изучение разных аспектов речевого общения в лингвистике, философии, культурологии, психологии. 4
1 22.09 Рассмотреть роль общения как главного средства обмена информацией, как средства передачи и восприятия смысла высказывания. групповая проблемно-поисковый 7. Активное использование невербальных средств общения (жесты, мимика, поза). Виды жестов. 1 23.09 Наблюдение за использованием невербальных средств общения в речевой практике. групповая проблемно-поисковый 8.
9. Монолог, диалог и полилог как основные разновидности речи. Виды монолога. Виды диалога и полилога.
Искусственные языки и их роль в речевом общении. Эсперанто. 1
1 25.09
28.09
Уметь анализировать монолог литературного героя и объяснять роль монолога в худож-м тексте.
Подготовить информацию об эсперанто в виде мультимедийной презентации. Уметь выступить перед аудиторией. Групповая
Индивид.
групповая проблемно-поисковый
проблемно-поисковый 10
11
12
13 Устная и письменная речь как формы речевого общения
Основные особенности устной речи.
Наличие в устной речи неполных предложений, незаконченных фраз, лексических повторов.
Типичные недостатки устной речи. Способы их устранения.
Письменная форма речи как речь, созданная с помощью графических знаков на бумаге, экране монитора, мобильного телефона. Основные особенности письменной речи.
Основные требования к письменному тексту. 4
1
1
1
1 30.09
02.10
06.10
07.10 Уметь анализировать устные высказывания с целью определения основных особенностей, характерных для устной речи; оценивать устную речь с точки зрения проявления в ней типичных недостатков.
Анализ письменного высказывания с целью определения основных его особенностей, характерных для письменной речи. Фронтальная
Групповая
Групповая
Индивид. проблемный Индивидуальные задания
Основные условия эффективного общения (4 часа+4 р\р)
14.
15.
16-17
18.
19.
Необходимые условия успешного эффективного общения.
Прецедентные тексты как носители историко-культурной ценности.
Р\Р Контрольное сочинение-рассуждение №1 по типу ЕГЭ
Коммуникативный барьер как психологическое препятствие, которое может стать причиной непонимания или возникновения отрицательных эмоций в процессе общения.
Виды вопросов и цель их использования в процессе общения: информационный, контрольный, ориентационный, ознакомительный, провокационный, этикетный. 4+4 Р\Р1
1
2
1
1 09.10
13.10
14.10-
16.10
20.10
21.10
Анализ памяток-инструкций «Как читать текст, чтобы понять его содержание», «Как писать сочинение», «О чём нужно помнить, выступая перед аудиторией с докладом, сообщением». Наблюдение за способами передачи внутренней речи персонажа литературного произведения (прямая, косвенная, несобственно-прямая) Фронтальная
Индивид.
фронтальная репродуктивно-иллюстрационный Написать сочинение-рассуждение
20-21 Р\Р Подробное изложение №1 с сохранением авторских изобразительных средств. 2 23.10-27.10 Написать подробное изложение по тексту И.С.Тургенева «Деревня» репродуктивный Написать изложение
22
23
24
25
26-27 ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Виды речевой деятельности.
Четыре этапа речевой деятельности.
Речь внешняя как речь, доступная восприятию других людей.
Речь внутренняя как речь, недоступная восприятию других людей.
Тестовый контроль №1 по материалам ЕГЭ (Задания 1-24)
4+2 т\к
1
1
1
1
2 28.10
30.10
10.11
11.11
13.11
17.11
Уметь правильно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной задачи; использовать различные способы маркировки фрагментов текста при изучающем чтении (закладки с пометами, подчёркивание карандашом, выделение маркером). Фронтальная
Индивид. репродуктивно-иллюстрационный
Контроль ЗУН 28
29
30
31-32
33
34
35-36 ЧТЕНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Чтение как процесс восприятия, осмысления и понимания письменного высказывания.
Основные виды чтения: поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее.
Основные этапы работы с текстом.
Р\Р Контрольное сочинение-рассуждение №2 по тексту Д.С.ЛихачёваМаркировка фрагментов текста при изучающем чтении (закладки с пометами; подчёркивание карандашом; выделения с помощью маркера; использование специальных знаков)
Гипертекст и его особенности
Типичные недостатки чтения: отсутствие гибкой стратегии чтения, непонимание смысла прочитанного текста или его фрагментов, наличие ненужных возвратов к прочитанному, сопровождение чтения артикуляцией, низкий уровень организации внимания, малое поле зрения, слабое развитие механизма смыслового прогнозирования. 7ч+2р\р1
1
1
2
1
1
2 18.11
20.11
24.11
25.11-27.11
01.12
02.12
04.12-
08.12 Уметь выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной задачи; знать основные этапы работы с текстом.
Уметь использовать при изучающем чтении методы маркировки необходимой информации текста.
При использовании мультимедийных средств для получения информации уметь работать с гипертекстами.
Составление памятки (правил) для тех, кто хочет преодолеть недостатки речи. Фронтальная
Индивид.
Групповая
Фронтальная
Фронтальная
Индивид. Проблемно-поисковый
Поисковый
репродуктивно-иллюстрационный
Написать сочинение-рассуждение
37
38
39
40
41
42-43
44
45-46
47
48
49
50
51
52-53
54
55
56
57
58
59
60
61-62
АУДИРОВАНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аудирование как процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего.
Нерефлексивное и рефлексивное аудирование.
Основные приёмы рефлексивного слушания: выяснение, перефразирование, резюмирование, проявление эмоциональной реакции.
Основные виды аудирования в зависимости от необходимой глубины восприятия исходного аудиотекста.
Правила эффективного слушания.
Типичные недостатки аудирования: отсутствие гибкой стратегии аудирования, непонимание смысла прослушанного текста, отсеивание важной информации, перебивание собеседника во время его сообщения, поспешные возражения собеседнику.
Контрольная работа №2 (Диктант с дополнительными заданиями) по итогам 1 полугодия.
Тестовый контроль №2 по материалам ЕГЭ (Задания 1-24)
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ПРОЧИТАННОГО ИЛИ ПРОСЛУШАННОГО ТЕКСТА
Информационная переработка прочитанного или прослушанного текста как процесс извлечения необходимой информации из текста-источника и передача её разными способами.
Основные способы сжатия исходного текста.
Основные способы информационной переработки текста и преобразования его на основе сокращения: составление плана, тезисов, аннотации, конспекта, реферата, рецензии.
Виды плана: назывной, вопросный, тезисный, цитатный (обобщение изученного).
Тезисы как кратко сформулированные основные положения исходного, первичного текста.
Р/р Контрольное сжатое изложение №2 с элементами сочинения по письму Д.С.Лихачёва.
Аннотация как краткая характеристика печатного произведения (статьи, книги) с точки зрения её назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.
Конспект как краткое связное изложение содержания исходного текста (статьи, параграфа учебника, лекции). Основные рекомендации к сокращению слов при конспектировании.
Реферат как письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.
Реферат как итог проведённого мини-исследования или проектной работы; как демонстрация знаний по исследуемой проблеме, описание результатов проведённого исследования, формулировка выводов.
Основные части реферата.
Мультимедийная презентация как видео- или аудиосопровождение реферата и как синтез текста, разных видов наглядности (рисунки, иллюстрации, фотографии, фотоколлажи, схемы, таблицы, диаграммы, графики и др.)
Рецензия как анализ и оценка научного, художественного, кинематографического или музыкального произведения.
План, тезис, аннотация, конспект, реферат, рецензия как жанры научного стиля речи. Речевые стандартные обороты (клише), характерные для текстов указанных жанров.
7ч+2 т\к +1к\р1
1
1
1
1
2
1
2
14ч+2Р\Р1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2 09.12
11.12
15.12
16.12
18.12
22.12
23.12
25.12
29.12-30.12
12.01
13.01
15.01
19.01
20.01
22.01
26.01
27.01
29.01
02.02
03.02
05.02
09.0216.02
17.02
19.02
Уметь выбирать вид аудирования в зависимости от коммуникативной задачи; проводить элементарный анализ накопленного речевого опыта, связанного с преодолением недостатков аудирования; составлять рекомендации для тех, кто хочет научиться преодолевать недостатки аудирования; использовать разные виды аудирования и чтения в зависимости от коммуникативной цели и в процессе подготовки собственного речевого высказывания;
использовать на других уроках коммуникативный опыт аудирования.
Совершенствование навыков сжатия исходного текста разными способами: с помощью смыслового сжатия и/или языкового сжатия текста.
Совершенствование навыков составления разных видов плана назывного, вопросного, тезисного, цитатного) прочитанного или прослушанного текста.Уметь составлять тезисы прочитанного или прослушанного текста;
Анализировать аннотации и самостоятельно составлять аннотации прочитанного текста, любимой книги научно-популярного содержания;
Анализировать конспект статьи, лекции и самостоятельно составлять конспект прочитанного текста.
Составление конспекта прослушанного аудиотекста.
Написание реферата по выбранной теме.
Уметь 1) писать рецензию на прочитанный или прослушанный текст, а также на просмотренное кинематографическое произведение; 2)использовать определённые стандарты языковых средств (речевые клише, штампы научной речи) при составлении планов, тезисов, аннотаций, конспектов, рефератов, рецензий; 3) проводить сопоставительный анализ плана, тезисов, аннотации, конспекта и реферата, составленных на основе одного текста; 4) составлять план, тезис, аннотацию, конспект на основе одного текста и осознанно использовать разные способы сжатия исходного текста и разные формы передачи его содержания. Групповая
Фронтальная
Индивид.
Фронтальная
Фронтальная
Групповая
Индивид.
Индивид
Индивид.
Групповая
Фронтальная
Индивид.
Фронтальная
Фронтальная
Групповая
Индивид.
Фронтальная
Индивид.
Индивид.
Фронтальная
Фронтальная
Индивид.
Фронтальная
Групповая проблемно-поисковый
проблемный
репродуктивный
поисковый
проблемный
поисковый
Контроль ЗУН
Контроль ЗУН
репродуктивно-иллюстрационный
проблемно-поисковый
проблемно-поисковый
репродуктивно-иллюстрационный
проблемно-поисковый
Контроль ЗУН
проблемно-поисковый
репродуктивно-иллюстрационный
проблемно-поисковый
проблемно-поисковый
репродуктивно-иллюстрационный
проблемно-поисковый
проблемно-поисковый 63 ГОВОРЕНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Говорение – вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение, происходит обмен информацией. 10 ч+2р\р1 23.02 *Анализ примеров образцовой аудиоречи с точки зрения соответствия ею основным качествам образцовой речи.
* Наблюдение за смыслоразличительной ролью интонации в устных высказываниях, а также в отрывках из художественных текстов.
* Наблюдение за способами передачи эмфатического ударения в художественном тексте и его ролью в описании душевного состояния персонажа.
Анализ и оценка устных высказываний в разных ситуациях общения: выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развернутый) на уроке; дружеская беседа, диспут, дискуссия и т. п. Аргументированная оценка устного высказывания учащихся на основе памятки «Как оценивать содержание и речевое оформление устного высказывания».
фронтальная исследовательский 64 Основные качества образцовой речи: правильность, ясность, точность, богатство, выразительность, чистота, вежливость. Смыслоразличительная роль интонации в речевом устном высказывании. 1 24.02 фронтальная исследовательский 65 Эмфатическое ударение как эмоционально-экспрессивное выделение слова в процессе говорения. 1 26.02 фронтальная репродуктивный 66-67-68-69 Критерии оценивания устного высказывания учащегося (сообщения, выступления, доклада) 4 01.03
02.03
04.03
08.03 фронтальная репродуктивно-иллюстрационный 70 Публичное выступление (обобщение изученного) 1 09.03 групповая проблемно-поисковый 71-72 Р/Р Контрольное сочинение-рассуждение №3 на одну из предложенных тем. 2 11.03
15.03 Умение писать сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем. фронтальная проблемный Индивидуальные задания
73-74 Основные виды публичной речи: социально-политическая, научно-академическая, судебная, социально-бытовая, духовная, дипломатическая, военная, лекционно-пропагандистская и др.2
16.03
18.03
Создание собственного речевого устного высказывания (сообщения, выступления, доклада) с учётом основных качеств образцовой речи.
Использование в устной речи многообразия грамматических форм и лексического богатства языка.
Применение в практике устного речевого общения произносительных (орфоэпических, интонационных), лексических, грамматических норм современного русского литературного языка.
Индивидуальная
групповая
Проблемно-поисковый 75
76
77
78
79
80
81
82
83-84
85
86-87
88
89-90
91-92
93-94
95-96
97-98
99-100
101-102
103
104
105 ПИСЬМО КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Письмо как вид речевой деятельности, связанный с созданием письменного высказывания. Связь письма с другими видами речевой деятельности человека (говорением, чтением, аудированием).
Письмо как вид речевой деятельности, востребованный в сфере образования. Виды письменных речевых высказываний школьника.
Основные требования в письменной речи: правильность, ясность, чистота, точность, богатство, выразительность. Критерии оценивания письменного высказывания учащегося (содержание письменного высказывания, речевое оформление и выразительность высказывания, соответствие его грамматическим, орфографическим и пунктуационным нормам).
Из истории эпистолярного жанра. Культура письменного общения с помощью современных технических средств коммуникации (мобильные телефоны, электронная почта, социальные сети и т.п.).
Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.
Орфографическое и пунктуационное правило как разновидность языковой нормы, обеспечивающей правильность письменной речи.
Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы русской орфографии и основные принципы написания (обобщение на основе изученного).
Пунктуация как система правил правописания предложений. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них (обобщение)
Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.
Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.
Р.Р. Урок – дискуссия «Нужно ли соблюдать нормы правописания в Интернет-общении»
Р\Р Контрольное сжатое изложение с элементами сочинения №3 по тексту А.П.Чехова «Счастье»
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 10 КЛАССЕ
Основные признаки литературного языка: обработанность, нормированность, относительная устойчивость, обязательность для всех носителей языка.
Речевое общение как социальное явление.
Устная и письменная речь как формы речевого общения
Основные способы информационной переработки прослушанного или прочитанного текста
Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы русской орфографии и основные принципы написания.
Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.
Основные качества образцовой речи: правильность, ясность, точность, богатство, выразительность, чистота, вежливость.Контрольная работа № 3 (Диктант) по итогам 2 полугодия.
Анализ к\р. Подведение итогов года. 13ч+
3ч р\р1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
2
14Ч + 1К\Д
2 ч
2 ч
2 ч
2 ч
2 ч
2 ч
1 ч
1 ч
1 ч 22.03
23.03
25.03
01.04
05.04
06.04
08.04
12.04
13.04
15.04
19.04
20.04
22.04
26.04
27.04
29.04
03.05
04.05
06.05
10.05
11.05
13.05
17.05
18.05
20.05
24.05
25.05
27.05
31.05
Анализ письменных высказываний с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка.
Создание письменного высказывания, отбор языковых средств, обеспечивающих правильность, точность и выразительность речи.
Обобщение коммуникативного опыта создания письменных текстов (сочинений разных видов), соответствующих определённым требованиям, опыта оценивания письменного высказывания и редактирования текста. Дальнейшее совершенствование указных умений с опорой на рекомендации, содержащиеся в соответствующих учебных материалах (памятки «Как писать сочинение», «Как оценивать содержание и речевое оформление изложений и сочинений», «Как редактировать тексты изложений, сочинений»).
Оценка роли письма в процессе подготовки доклада, проектной работы, мультимедийной презентации.
*Подготовка письменного текста (сочинение, сочинение-миниатюра, заметка для школьного сайта и т.п.), обобщающего информацию по указанной теме, содержащуюся в учебной литературе, на соответствующих сайтах Интернета.
* Использование на уроках по другим предметам коммуникативного опыта создания собственного письменного текста и оценивания чужих письменных высказываний.
* Овладение культурой использования технических средств коммуникации, требующих соблюдения норм письменной речи.
Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи.
Анализ трудных случаев применения орфографических и пунктуационных норм.
Проведение диспута «Нужно ли соблюдать нормы правописания в Интернет-общении». фронтальная репродуктивно-иллюстративный