Рабочая программа по предмету Информатика и ИКТ (базовый и профильный уровни) для учащихся 11 класса


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костеревская СОШ № 1
РЕКОМЕНДОВАНА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
Педагогическим советом
протокол № ___
от «___»___________2014 г. СОГЛАСОВАНА НА МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
протокол № ___
от «___»___________2014 г. УТВЕРЖДЕНА
Директор МБОУ КСОШ №1
______________(Н.В.Козак)
Приказ № ____
от «___»____________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Информатике и ИКТ»
(Базовый и профильный уровни)
для учащихся 11 класса
1 час в неделю (всего 34 часа)
Автор-составитель:
Никитин Андрей Вячеславович,
учитель информатики и ИКТ,
без категории
2014 – 2015 уч. год
Костерево
Пояснительная записка к рабочей программе
по информатике и ИКТ (11 класс)
Нормативная основа программы
Закон РФ «Об образовании».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
«Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования». ФГОС основного общего образования, Приказ Министерства образования и науки от 17.12.2012 № 1897.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
«Информатика и информационно-коммуникационные технологии» для 10-11 классов общеобразовательной школы А.Г. Гейна (2009г., 68 ч.).
Учебный план МБОУ КСОШ № 1.

Предлагаемая программа базового курса информатики составлена на основе авторской программы базового курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» для 10-11 классов общеобразовательной школы А.Г. Гейна (2009г., 68 ч.). Данная программа является расширенной и ориентирована на преподавание курса информатики по учебнику «Информатика и ИКТ» 10-11 класс на 68 ч.
В ней отражены все требования обязательного минимума к базовому образованию по информатике учащихся 11 класса.
Цель рабочей программы по предмету «Информатика и ИКТ»:
Основными целями изучения в общеобразовательной школе базового курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» являются:
обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основами знаний о процессах получения, хранения, передачи и преобразования информации;
приобретение умений и выработка навыков, обеспечивающих эффективную работу с информацией, представленной в различных формах, с использованием компьютера и других средств информационно-коммуникационных технологий;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
воспитание ответственного отношения к информации, опирающееся на этические и правовые нормы ее использования и распространения, владение способами коммуникации и выработка умений противостоять негативным информационным воздействиям;
создание условий для приобретения информационно-коммуникационной компетентности, обеспечивающей применение полученных знаний и умений для решения задач, возникающих в повседневной и учебной деятельности, а также для прогнозирования и выбора сферы деятельности после окончания школы.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Основные содержательные линии
Содержание базового курса отражает четыре важнейших аспекта общеобразовательной значимости курса информатики:
мировоззренческий аспект, связанный с формированием у учащихся представлений о системно-информационном подходе к анализу окружающего мира, о роли информации в управлении, особенностях самоуправляемых систем, общих закономерностях информационных процессов;
социальный аспект, связанный с воспитанием информационной культуры личности, обеспечивающей возможность успешной информационной деятельности в профессиональной, общественной и бытовой сферах, а также социальную защищенность человека в информационном обществе;
«пользовательский» аспект, связанный с подготовкой к практической деятельности в условиях широкого использования информационных компьютерных технологий;
алгоритмический аспект, связанный в первую очередь с развитием мышления учащихся.
В соответствии с вышесказанным содержание курса раскрывается в следующих пяти основных дидактических линиях:
Информатика как наука;
Информационная деятельность человека и использование в ней компьютерных технологий;
Моделирование процессов живой и неживой природы;
Логико-математические модели;
Информационные модели в задачах управления.
Обусловленность выбора учебника «Информатика и ИКТ 11 класс», Базовый и профильный уровни, Гейн А.Г., Ливчак А.Б., 2012 и краткая его характеристика
Учебник «Информатика и ИКТ 10 класс», Базовый и профильный уровни, Гейн А.Г., Ливчак А.Б., 2012. полностью охватывает материал, предназначенный как для базового, так и для профильного уровня обучения. В курсе основное внимание на базовом уровне преподавания информатики уделяется расширенному освоению информационных технологий для применения их к решению разнообразных жизненных задач. Это делает предлагаемый курс привлекательным для всех учащихся независимо от того, выбрали они гуманитарное или естественно-научное направление своего обучения. Материал, предназначенный для изучения на профильном уровне, содержит более глубокое изложение основ теоретической информатики и нацелен на подготовку к ЕГЭ.
Место курса в учебном плане.
Описание места учебного предмета в учебном плане конкретизируется в зависимости от типа и вида образовательного учреждения. Рекомендуется изучение по 1 часу в неделю в 10 классе. Для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся можно использовать часы, определённые на внеурочную деятельность.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; микрофон.
Интерактивная доска.
Программные средства
Операционная система Windows.
Пакет офисных приложений MS Office или OpenOffice.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
График контрольных работ
№ Дата проведения Наименование контрольной работы
1 12 неделя Контрольная работа №1 "Информационная культура общества и личности. Кодирование информации. Представление информации в компьютере".
2 23 неделя Контрольная работа № 2 "Основные информационные объекты. Их создание и компьютерная обработка. Телекоммуникационные сети. Интернет."3 29 неделя Контрольная работа № 3 "Информационные модели в задачах управления. Графы и алгоритмы на графах" .
4 34 неделя Итоговая Контрольная работа №4«Основные понятия курса Информатика и ИКТ 10-11 классы ».
Содержание учебной программы
Введение (1 ч).
Содержание курса «Информатика и ИКТ. 11 класс». ТБ при работе за компьютером.
Глава 1. Информационная культура общества и личности (5 ч).
Понятие информационной культуры. Информационная грамотность — базовый элемент информационной культуры. Социальные эффекты информатизации. Методы работы с информацией. Методы свертывания информации. Моделирование — краеугольный камень информационного мировоззрения. Информационные модели в задачах управления. Модель экономической задачи. Международные исследования PISA.
Компьютерный практикум
Лабораторная работа № 1
Модель горки. Проверка адекватности модели.Лабораторная работа № 2
Задача о ценообразовании.
Глава 2. Кодирование информации. Представление информации в компьютере (6 ч).
Системы счисления. Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую. Перевод дробных чисел из одной системы счисления в другую. Кодовые таблицы. Кодирование цветовой информации. Цветовая модель HSB. Получение изображений на бумаге. Коды, обнаруживающие и исправляющие ошибки. Экономные коды. Алгоритмы сжатия. Необратимые алгоритмы сжатия. Обработка информации при помощи компьютера. Булевы функции. Логика оперативной памяти. Представление целых чисел в памяти компьютера. Представление вещественных чисел в памяти компьютера. Особенности компьютерной арифметики.
Компьютерный практикум
Лабораторная работа № 3 Системы счисления с основанием, равным степени числа.Лабораторная работа № 4 Коды, обнаруживающие и исправляющие ошибки.Лабораторная работа № 5 Представление целых чисел в памяти компьютера. Особенности компьютерной арифметики.Лабораторная работа № 6 Представление вещественных чисел в памяти компьютера. Особенности компьютерной арифметики.
Контроль знаний и умений
Контрольная работа №1 "Информационная культура общества и личности. Кодирование информации. Представление информации в компьютере".
Глава 3. Основные информационные объекты. Их создание и компьютерная обработка (5 ч).
Создание и форматирование текста. Вставка объектов в текст документа. Гипертекст. Основы HTML. Гиперссылки в HTML. Оформление HTML-страницы. Объекты других приложений в HTML. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Компьютерная обработка графических информационных объектов. Компьютерная обработка цифровых фотографий. Компьютерные презентации.
Компьютерный практикум
Лабораторная работа № 7
Создание текстовых информационных объектов.Лабораторная работа № 8
Вставка объектов в текст.Лабораторная работа № 9 Создание гиперссылок в тексте.Лабораторная работа № 10
Знакомство с HTML.Лабораторная работа № 11
Использование тега <Table> для формирования HTML-страницы. Публикация документов, подготовленных в Microsoft Word, в Интернете.Лабораторная работа № 12
Знакомство с Adobe Photoshop.Лабораторная работа № 13
Работа со слоями.
Лабораторная работа № 14
Редактирование фотографий.Лабораторная работа № 15
Создаем презентацию в PowerPoint.
Глава 4. Телекоммуникационные сети. Интернет (6 ч).Локальная компьютерная сеть. Глобальные компьютерные сети. Адресация в Интернете. Поисковые системы Интернета. Интернет как источник информации. Сервисы Интернета. Интернет-телефония. Этика Интернета. Безопасность в Интернете. Информационная безопасность и защита интересов субъектов информационных отношений. Защита информации.
Компьютерный практикум
Лабораторная работа № 16Знакомимся с компьютерными сетями.Лабораторная работа № 17 Путешествие по страницам Интернета.Лабораторная работа № 18 Поиск в Интернете.Лабораторная работа № 19 Выбор профессии и трудоустройство через Интернет.
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 2 "Основные информационные объекты. Их создание и компьютерная обработка. Телекоммуникационные сети. Интернет".
Глава 5. исследование алгоритмов математическими методами (2 ч).
Еще раз о понятии «алгоритм». Как доказывают применимость алгоритма. Лимитирующая функция. Инвариант цикла.
Компьютерный практикум
Лабораторная работа № 20 Исследование алгоритмов и программ.
Глава 6. Графы и алгоритмы на графах (4 ч).
Простейшие свойства графов. Способы представления графов. Алгоритмы обхода связного графа. Мосты и точки сочленения. Деревья. Каркасы минимального веса.
Компьютерный практикум
Лабораторная работа № 21Способы представления графов.Лабораторная работа № 22Поиск в глубину.Лабораторная работа № 23 Поиск в ширину.Лабораторная работа № 24 Волновой алгоритм.Лабораторная работа № 25 Мосты и точки сочленения.Лабораторная работа № 26 Построение каркасов.Лабораторная работа № 27 Построение стратегии на основе списка проигрышных позиций.Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 3 "Информационные модели в задачах управления. Графы и алгоритмы на графах." Глава 7. Игры и стратегии (2 ч).
Дерево игры. Построение стратегии. Инвариант стратегии. Игра как модель управления.
Компьютерный практикум
Лабораторная работа № 27Построение стратегии на основе списка проигрышных позиций.
Лабораторная работа № 28Построение стратегии на основе инварианта.Лабораторная работа № 29 Построение стратегии на основе оценочной функции.
Повторение (3 ч).
Повторение курса «Информатика и ИКТ. 10 класс»
Повторение курса «Информатика и ИКТ. 11 класс»
Контроль знаний и умений
Итоговая Контрольная работа №4«Основные понятия курса Информатика и ИКТ 10-11 классы».
Учебно-тематический план
 №/№ Содержание Количество часов (всего) Контрольные работы, проектные  работы,  лабораторные работы, практические работы, экскурсии (количество)
1. Введение 1 2.      Информационная культура общества и личности 5 Лабораторная работа № 1
Модель горки. Проверка адекватности модели.Лабораторная работа № 2
Задача о ценообразовании.
3.      Кодирование информации. Представление информации в компьютере. 6 Лабораторная работа № 3 Системы счисления с основанием, равным степени числа.Лабораторная работа № 4 Коды, обнаруживающие и исправляющие ошибки.Лабораторная работа № 5 Представление целых чисел в памяти компьютера. Особенности компьютерной арифметики.Лабораторная работа № 6 Представление вещественных чисел в памяти компьютера. Особенности компьютерной арифметики.Контрольная работа №1 "Информационная культура общества и личности. Кодирование информации. Представление информации в компьютере".
4.      Основные информационные объекты. Их создание и компьютерная обработка 5 Лабораторная работа № 7
Создание текстовых информационных объектов.Лабораторная работа № 8
Вставка объектов в текст.Лабораторная работа № 9 Создание гиперссылок в тексте.Лабораторная работа № 10
Знакомство с HTML.Лабораторная работа № 11
Использование тега <Table> для формирования HTML-страницы. Публикация документов, подготовленных в Microsoft Word, в Интернете.Лабораторная работа № 12
Знакомство с Adobe Photoshop.Лабораторная работа № 13
Работа со слоями.
Лабораторная работа № 14
Редактирование фотографий.Лабораторная работа № 15
Создаем презентацию в PowerPoint.
5.      Телекоммуникационные сети. Интернет 6 Лабораторная работа № 16Знакомимся с компьютерными сетями.Лабораторная работа № 17 Путешествие по страницам Интернета.Лабораторная работа № 18 Поиск в Интернете.Лабораторная работа № 19 Выбор профессии и трудоустройство через Интернет.
Контрольная работа № 2 "Основные информационные объекты. Их создание и компьютерная обработка. Телекоммуникационные сети. Интернет".
6.      Информационные модели в задачах управления 2 Лабораторная работа № 20 Исследование алгоритмов и программ.
Контрольная работа № 3 "Информационные модели в задачах управления. Графы и алгоритмы на графах." 7.      Графы и алгоритмы на графах 4 Лабораторная работа № 27Построение стратегии на основе списка проигрышных позиций.
Лабораторная работа № 28Построение стратегии на основе инварианта.Лабораторная работа № 29 Построение стратегии на основе оценочной функции.
8.      Игры и стратегии 2 Лабораторная работа № 27Построение стратегии на основе списка проигрышных позиций.
Лабораторная работа № 28Построение стратегии на основе инварианта.Лабораторная работа № 29 Построение стратегии на основе оценочной функции.
9.      Повторение 3 Итоговая Контрольная работа №4«Основные понятия курса Информатика и ИКТ 10-11 классы».
Критерии и нормы оценки, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Критерии оценки устного ответа:
«5» –1. Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос.
2. Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии.
3. Приведены самостоятельно примеры.
4. Ответ содержит логику изложения.
5. Ответ полностью самостоятельный.
«4» - 1. Конкретный ответ на поставленный вопрос.
2. Приведены самостоятельно примеры.
3. Ответ содержит логику изложения.
4. Допущены 2 несущественные ошибки или 1 грубая ошибка.
«3» - 1. Ответ неконкретный, излишне пространный.
2.Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить на наводящие вопросы учителя.
3. Допущены 2 существенные ошибки.
«2» - 1. Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного
содержания учебного материала, не способен ответить на наводящие вопросы.
2. Допущены множественные существенные ошибки.
Критерии оценки лабораторных работ.
«5» - ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения заданий; самостоятельно и рационально выполняет задания. Работу проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда;
«4» -ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два- три недочёта;
не более одной негрубой ошибки и одного недочёта;
«3» - ставится, если работа выполнена не полностью, но объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе выполнения работы были допущены ошибки;
«2» - ставится, если работа выполнена неполностью и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если задания выполнялись неправильно;
«1» - ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценки снижается, если ученик не выполнял правила ТБ.
Перечень ошибок.
Грубые ошибки:
Незнание определений основных понятий, правил, основных положений теории.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию.
Нарушение требований правил безопасного труда.
Критерии оценки реферата.
«5» -1. Правильно оформлен титульный лист. (указаны: тема реферата, заведение, ФИО ученика, учителя)
2. В содержании указаны все разделы работы и страницы.
Во введении автор реферата определяет предмет, цели к задачи исследования, обосновывает актуальность проблемы.
Тема раскрыта полностью. В реферате критически проанализированы различные точки зрения рассматриваемой проблемы, дана им аргументированная оценка. Материал представлен в последовательной, связной форме.
В работе не должно быть слов, понятий, определений, которые ученик не может объяснить.
Все страницы, кроме титульного листа и оглавления, пронумерованы. Количество не менее 20 печатных листов.
Список литературы составляется на основе библиографических правил и оформляется в конце реферата. Список литературы должен включать в себя не менее 8- 10 названий.
В реферате сделаны ссылки на использованную литературу, оформлены сноски.
В заключении реферата подводится итог в виде общих выводов.
В конце реферата приводится словарь терминов, использованных в работе.
Произведено предварительное рецензирование работы, учтены все замечания.
Защита проводится в устной форме, с использованием плана ответа.
Повышает оценку грамотное использование диаграмм и таблиц.
«4» - 1. Правильно оформлен титульный лист. (указаны: тема реферата, заведение,
ФИО ученика, учителя).
В содержании указаны все разделы работы и страницы.
Введение, включающее значения раскрываемой темы.
Тема раскрыта полностью. Используются схемы, взятые из дополнительных источников. Допущены некоторые неточности при изложении информации. Материал представляется в последовательной, но неполной форме. Страницы пронумерованы, количество менее 20 печатных листов.
Указано использованная при подготовке литература. (автор, издательство, год)
Проведено предварительное рецензирования, но многие замечания оставлены без внимания.
Защита реферата проводится частично в устной, частично в форме чтения с листов реферата.
В заключении подводятся итоги в виде общих выводов.
«3» - 1. Допущены неточности при оформлении титульного листа.
Содержание (разделы вместе с указанием страниц)
Отсутствует введения, включающее значение раскрываемой темы.
Тема раскрыта не полностью. Допущены неточности при изложении информации. Материал представляется в разрозненной, неполной форме. Количество листов менее 10.
Не указана использованная при подготовке литература.
Реферат не сдавался на предварительную проверку.
Защита реферата проводится в форме чтения с листов реферата.
Критерии оценки программы.
Требование к программе.
Заставка при запуске:
а) название;
б) автор;
в) руководитель;
г) школа её №;
д) заставка.
Меню:
а) о программе;
б) справка по пользованию;
в) пункт для запуска самой программы;
г) выход из программы.
Управление:
а) при помощи клавиатур;
б) при помощи мыши;
в) наличие подсказок по ходу выполнения программы;
г) связь между уровнями меню.
Требование к самой программе:
если обучающая программа тогда:
а) полнота излагаемого материала;
б) конкретность темы;
в) наличие наглядности при объяснении (рисунки, таблицы, схемы и т.д.);
г) пролистывание страниц;
2) тренировочная:
а) разнообразность в заданиях по теме;
б) возможность повторного выполнения теста;
в) поднабор родных заданий (несколько вариантов)
г) оценка теста с возможностью его повторения и рекомендации;
контролирующая:
а) связь вопросов с темой;
б) варьирование вопросов и ответов;
в) защита от перезапуска программы;
г) оценка за контроль;
обучающие- контролирующая:
требование к пунктам 1 и 3
5) программный продукт (кроссворд, графический редактор, игра и т.д.)
а) соответствие цели и результата;
б) оформление
г) способ общения с пользователем (возможен не всегда);
Ко всем программам:
а) использование наиболее результативных структур языка Т.Р.;
б) комментарии к блокам;
в) компактность;
г) соблюдение правил хорошего тона.
Критерии оценки проекта
Аргументированность выбора темы, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.
Объем и полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, материальное воплощение проекта.
Аргументированность предлагаемых решений, подходов, полнота библиографии, использование литературы.
Оригинальность темы, подходов, найденных решений, аргументации материального воплощения и представления проекта.
Качество записи: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрикация и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков.
Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, объем тезауруса, убедительность и убежденность.
Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи.
Педагогическая ориентация: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержания внимания аудитории.
Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон проекта.
Результаты освоения содержания курса
Личностные образовательные результаты:
готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;
умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности;
умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;
повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты:
планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
прогнозирование результата деятельности и его характеристики;
контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;
коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;
умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.);
умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;
представление знаково-символических материалов на естественном, формализованном и формальном языках, преобразование одной формы записи в другую.
Предметные образовательные результаты: 
в сфере познавательной деятельности:
освоение основных понятий и методов информатики;
выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);
преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;
оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.);
развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;
оценивание числовых параметров информационных процессов (объёма памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);
построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;
решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;
проблемы, возникающие при развитии информационной цивилизации, и возможные пути их разрешения;
приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;
следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;
в сфере коммуникативной деятельности:
осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;
в сфере трудовой деятельности:
определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;
понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
рациональное использование широко распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой   проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.);
знакомство с основными программными средствами персонального компьютера — инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов); 
умение тестировать используемое оборудование и программные средства; 
использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;                                                                    
выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;                                                   
использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.);
создание и редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фотографий, аудио- и видеозаписей, слайдов презентаций;
использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений;                                              
приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера;    
знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями  и средствами их создания;  
приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);
понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими   мерами при работе с этими средствами;
соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.      

Календарно-тематический план
№ урокап\пРаздел и № урока в нем Тема урока Основное содержание темы, термины и понятия Этап учебнойдеятельности Предметные действия(характеристика основных видов деятельности) Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Дата план Дата факт
1 Введение1 Содержание курса «Информатика и ИКТ. 11 класс». ТБ при работе за компьютером. Информатика и ИКТ. 11 класс. ТБ при работе за компьютером Проведение стартовой работы. Коррекция знаний и способов действий Знать о требованиях организации рабочего места и правилах поведения в кабинете информатики. Иметь общие представления о месте информатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики и ИКТ. Уметь работать с учебником. Иметь навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе 1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 2. Поиск и выделение необходимой информации; 3. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; 4. Выдвижение гипотез и их обоснование; 1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 2.Определение цели, функций участников, способов взаимодействия; 3. Постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 1. Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. 1 неделя  
2 Глава 1. Информационная культура общества и личности1 Социальные эффекты информатизации.Информационная грамотность — базовый элемент информационной культуры.Понятие информационной культуры. Информационная культура, информационное мировоззрение, информационная грамотность. Сайт, пиксель, информатизация общества, информатизация. Коррекция знаний и способов действий Организовать поиск и отбор информации, оценивать достоверность, полноту, объективность информации, представлять информацию в различных видахРаботать в текстовом редакторе 1. Овладение логическими действиями определения и ограничения понятий, установления причинно-следственных связей и умения анализировать и обобщать изученный материал. 1.Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.2. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений. 1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 2 неделя  
3 2 Методы работы с информацией. Методы свертывания информации. Моделирование — краеугольный камень информационного мировоззрения. Понятие «информации», информационные процессы, этапы работы с информацией. Способы свертывания информации. Коррекция знаний и способов действий, Определять осмысления информации из высказыванийСтроить схемы в виде кластера. 1. Овладение логическими действиями определения и ограничения понятий, установления причинно-следственных связей и умения анализировать и обобщать изученный материал. 1.Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.2. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений. 1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 3 неделя  
4 3 Информационные модели в задачах управления. Лабораторная работа № 1 Модель горки. Проверка адекватности модели. Этапы построения модели с помощью ПК, понятие модели, понятие системы.Модель горки. Проверка адекватности модели. Определение границы знания и незнания, коррекция знаний и способов действий, решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового Формулировать предположения, лежащие в основе модели, выделять исходные данные и результаты в простейших компьютерных моделях, строить простейшие компьютерные модели, анализировать соответствие модели и сходной задачи 1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 2. Поиск и выделение необходимой информации; 3. Знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); 1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками2. Постановка вопросов3. Умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;4. Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. 1. Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно.2. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. 4 неделя  
5 4 Модель экономической задачи. Лабораторная работа № 2 Задача о ценообразовании. Этапы решения задач с помощью ПК, управление по принципу обратной связи, процессы управления.Задача о ценообразовании. Определение границы знания и незнания, коррекция знаний и способов действий, решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового В задачах управления выделять объект управления, цель, которую нужно достигнуть в результате управления, строить модели управления по принципу обратной связи, проводить компьютерные эксперименты с этой моделью. 1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Поиск и выделение необходимой информации; 2. Умение структурировать знания; 3. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; 4. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; 5. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. 1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 2. Постановка вопросов 3. Умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; 4. Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. 1. Использовать внешний план для решения поставленной задачи или достижения цели2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане, 3. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. 5 неделя  
6 5 Международные исследования PISA. Исследования PISA в России. Определение границы знания и незнания, коррекция знаний и способов действий Выполнять задания относящиеся к информационной грамотности. 1.Формирование целостного мировоззрения мира.2.Получение представления о месте информационных технологий в современном обществе, их профессиональном использовании, осознание их практической значимости. 1.Оценка процесса и результатов деятельности.2.Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. 3.Извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации. 1. Умение оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ.2.Самостоятельное определение пробелов в усвоении материала курса. 6 неделя  
7 Глава 2. Кодирование информации. Представление информации в компьютере.1 Системы счисления. Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую. Перевод дробных чисел из одной системы счисления в другую. Принципы записи чисел в позиционной СС. Коррекция знаний и способов действий Переводить числа из 10-ой СС в 2-ую и обратно; из 2-ой в 16-ую и обратно 1. Овладение логическими действиями определения и ограничения понятий, установления причинно-следственных связей и умения анализировать и обобщать изученный материал. 1.Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.2. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений. 1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 7 неделя  
8 2 Кодовые таблицы. Кодирование цветовой информации. Цветовая модель HSB. Кодирование информации. Понятие двоичного кодирования. Закон трехмерности. Закон непрерывности Определение количества информации. Кодовые таблицы Ascii, Кои-8. Кодирование основных цветов, RGB-кодирование. Коррекция знаний и способов действий Пользоваться таблицами кодировки, считать информацию емкости Unicode. Кодировать и декодировать информацию с помощью таблиц кодировки 1. Овладение логическими действиями определения и ограничения понятий, установления причинно-следственных связей и умения анализировать и обобщать изученный материал. 1.Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.2. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений. 1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 8 неделя  
9 3 Получение изображений на бумаге. Коды, обнаруживающие и исправляющие ошибки. Экономные коды. Алгоритмы сжатия. Круг Манссела. RGB-модель. HSB-модель. Вычитательная модель. CMY-кодирование. Шум Характеристики HSB-модели. Основные цвета при CMY-кодировании. Формулы перехода из RGB-кодировки в CMY-кодирование Коррекция знаний и способов действий, Строить RGB-модель. Пользоваться кругом Манссела. Находить расстояние между словами. Кодировать и декодировать слова при помощи кода Хэмминга 1. Овладение логическими действиями определения и ограничения понятий, установления причинно-следственных связей и умения анализировать и обобщать изученный материал. 1.Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.2. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений. 1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 9 неделя  
10 4 Необратимые алгоритмы сжатия. Обработка информации при помощи компьютера. Булевы функции.Лабораторная работа № 3 Системы счисления с основанием, равным степени числа.Лабораторная работа № 4 Коды, обнаруживающие и исправляющие ошибки. Логические элементы и вентили. Три принципа фон Неймана. Булевы функции. Управление памятью и внешними устройствами.Основные логические элементы и вентили. Принципы фон Неймана. Разделение информации, хранимой в памяти ПК, на числа и команды. Коррекция знаний и способов действий,решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового Строить логические таблицы при помощи булевых функций. Составлять формулы, описывающие схемы. 1.Выделение и формулирование познавательной цели.2.Самостоятельное создание способов решения проблем. 1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи. 1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты. 10 неделя  
11 5 Логика оперативной памяти. Представление целых чисел в памяти компьютера. Представление вещественных чисел в памяти компьютера. Особенности компьютерной арифметики.Лабораторная работа № 5 Представление целых чисел в памяти компьютера. Особенности компьютерной арифметики.Лабораторная работа № 6 Представление вещественных чисел в памяти компьютера. Особенности компьютерной арифметики. Логическое устройство оперативной памяти.Представление целых чисел в памяти компьютера. Особенности компьютерной арифметики. Представление вещественных чисел в памяти компьютера. Особенности компьютерной арифметики. Коррекция знаний и способов действий,решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового   1.Выделение и формулирование познавательной цели.2.Самостоятельное создание способов решения проблем. 1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи. 1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты. 11 неделя  
12 6 Контрольная работа №1 "Информационная культура общества и личности. Кодирование информации. Представление информации в компьютере". Основные понятия главы 1,2. Контроль применять полученные знания при обработке информации и решения задач, тестирование 1.Структурирование знаний.2.Выбор эффективных способов решения задач контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); оценка; самооценка 1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.2. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений. 12 неделя  
13 Глава 3. Основные информационные объекты. Их создание и компьютерная обработка1 Создание и форматирование текста. Вставка объектов в текст документа. Лабораторная работа № 7 Создание текстовых информационных объектов.Лабораторная работа № 8 Вставка объектов в текст. Текстовый редактор: его назначения и основные функции. Работа с текстовым редакторомВозможности текстового редактора, основные операции редактирования текста Коррекция знаний и способов действий,решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового Работать с текстовым редактором MS Word. 1.Выделение и формулирование познавательной цели.2.Самостоятельное создание способов решения проблем. 1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи. 1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты. 13 неделя  
14 2 Гипертекст. Основы HTML. Гиперссылки в HTML. Лабораторная работа № 9 Создание гиперссылок в тексте. Гипертекст. Текстовый редакторВозможности вставки объекта в текстовый документ. Коррекция знаний и способов действий,решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового Внедрять объекты в текстовый редактор, созданные в других приложениях, создавать гиперссылки в тексте. 1.Выделение и формулирование познавательной цели.2.Самостоятельное создание способов решения проблем. 1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи. 1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты. 14 неделя  
15 3 Оформление HTML-страницы. Объекты других приложений в HTML.Лабораторная работа № 10 Знакомство с HTML.Лабораторная работа № 11 Использование тега <Table> для формирования HTML-страницы. Публикация документов, подготовленных в Microsoft Word, в Интернете. Элементы HTML.Описание HTML страниц. Понятие контейнераТеги. Оформление HTML – страницыРасположение различных информационных объектов на HTML – странице Коррекция знаний и способов действий,решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового Правильно определять контейнеры, строить гипертекстовые ссылкиИспользование тега <Table> для формирования HTML – страницы. Публикация документа, подготовленных в MS Word, в Интернете. 1.Выделение и формулирование познавательной цели.2.Самостоятельное создание способов решения проблем. 1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи. 1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты. 15 неделя  
16 4 Компьютерные словари и системы перевода текстов. Компьютерная обработка графических информационных объектов. Лабораторная работа № 12 Знакомство с Adobe Photoshop.Лабораторная работа № 13 Работа со слоями.Лабораторная Система компьютерного перевода текста. Инструменты Лассо. Машинная графика. Графический экран, цвет, графические примитивыВиды компьютерной графики. Типы слоев и их назначение в Adobe PhotoshopОпределение границы знания и незнания, коррекция знаний и способов действий, решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового Использовать инструменты Лассо, работать со слоями в Adobe Photoshop. 1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 2. Поиск и выделение необходимой информации; 3. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; 4. Выдвижение гипотез и их обоснование; 1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 2.Определение цели, функций участников, способов взаимодействия; 3. Постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 1. Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. 16 неделя  
17 5 Компьютерная обработка цифровых фотографий. Компьютерные презентации.Лабораторная работа № 14 Редактирование фотографий.Лабораторная работа № 15 Создаем презентацию в PowerPoint. Коррекция, контраст, яркость В чем состоит преимущество цифровой фотографии перед пленочной. Слайд, мультимедийная информацияНазначение инструментального средства PowerPoint, основные этапы работы электронной презентации. Обобщение, систематизация знаний, решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового Работать с фотографией и редактировать ее в Adobe Photoshop.Создавать презентацию в PowerPoint. 1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 2. Поиск и выделение необходимой информации; 3. Знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); 1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками2. Постановка вопросов3. Умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;4. Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. 1. Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно.2. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. 17 неделя  
18 Глава 4. Телекоммуникационные сети. Интернет1 Локальная компьютерная сеть. Глобальные компьютерные сети. Лабораторная работа № 16Знакомимся с компьютерными сетями. Принцип работы модема и сетевой карты, принцип работы локальной и глобальной сетей и электронной почты, ресурсы и наиболее употребительные сервисы Интернета. Коррекция знаний и способов действий,решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового Пользоваться услугами электронной почты, ориентироваться в информационном пространстве сети Интернет 1.Выделение и формулирование познавательной цели.2.Самостоятельное создание способов решения проблем. 1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи. 1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты. 18 неделя  
19 2 Адресация в Интернете. Поисковые системы Интернета. Лабораторная работа № 17 Путешествие по страницам Интернета. Как воспользоваться поисковой системой, морфологический поиск, свойства поисковой системы. Определение границы знания и незнания, коррекция знаний и способов действий, решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового Ориентироваться в информационном пространстве сети Интернет 1.Выделение и формулирование познавательной цели.2.Самостоятельное создание способов решения проблем. 1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи. 1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты. 19 неделя  
20 3 Интернет как источник информации. Сервисы Интернета. Лабораторная работа № 18 Поиск в Интернете. Адресный поиск, тематический поиск, википедияЧем адресный поиск отличается от тематического, что такое википедия, почему ее называют открытой энциклопедией. Определение границы знания и незнания, коррекция знаний и способов действий, решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового Ориентироваться в информационном пространстве сети Интернет 1. Овладение логическими действиями определения и ограничения понятий, установления причинно-следственных связей и умения анализировать и обобщать изученный материал. 1.Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.2. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений. 1.Планирование учебного сотрудничества с учителем исверстниками. 20 неделя  
21 4 Интернет-телефония. Этика Интернета. Безопасность в Интернете.Лабораторная работа № 19 Выбор профессии и трудоустройство через Интернет. Сервисы Интернета, электронная почта, безопасность ПК Определение границы знания и незнания, коррекция знаний и способов действий, решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового Стать участниками телеконференции, применять технологии GPRS, этика Интернета 1.Выделение и формулирование познавательной цели.2.Самостоятельное создание способов решения проблем. 1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи. 1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты. 21 неделя  
22 5 Информационная безопасность и защита интересов субъектов информационных отношений. Защита информации. Как устроен адрес электронной почты, суть ftp-сервиса, правовые проблемы в использовании Интернета, каким видам атак может подвергнуться ПК Определение границы знания и незнания, коррекция знаний и способов действий, Ориентироваться в информационном пространстве сети Интернет 1.Структурирование знаний. 2.Выбор эффективных способов решения задач. 1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи. 1.Планирование учебного сотрудничества с учителем исверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. 22 неделя  
23 6 Контрольная работа № 2 "Основные информационные объекты. Их создание и компьютерная обработка. Телекоммуникационные сети. Интернет."Основны понятия главы 3,4 Контроль Применять полученные знания при обработке информации и решения задач, тестирование 1.Структурирование знаний.2.Выбор эффективных способов решения задач контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); оценка; самооценка 1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.2. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений. 23 неделя  
24 Глава 5. Информационные модели в задачах управления 1 Еще раз о понятии «алгоритм». Как доказывают применимость алгоритма. Алгоритм.Применение алгоритма. Коррекция знаний и способов действий Уметь применять алгоритм к различным задачам. 1. Овладение логическими действиями определения и ограничения понятий, установления причинно-следственных связей и умения анализировать и обобщать изученный материал. 1.Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.2. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений. 1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 24 неделя  
25 2 Лимитирующая функция. Инвариант цикла.Лабораторная работа № 20 Исследование алгоритмов и программ. Лимитирующая функция. Инвариант цикла.Исследование алгоритмов и программ. Коррекция знаний и способов действий,Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового Уметь анализировать алгоритмы. 1.Выделение и формулирование познавательной цели.2.Самостоятельное создание способов решения проблем. 1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи. 1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты. 25 неделя  
26 Глава 6. Графы и алгоритмы на графах1 Простейшие свойства графов. Способы представления графов. Лабораторная работа № 21Способы представления графов.Лабораторная работа № 22Поиск в глубину.Лабораторная работа № 23 Поиск в ширину. Граф, маршрут, цепь, цикл, таблица смежностиПонятие графа, ребер, вершин, таблица смежности, виды цепейКоррекция знаний и способов действий,Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового Схематически изображать графы, строить графы и составлять алгоритмы при помощи таблиц смежности 1.Выделение и формулирование познавательной цели.2.Самостоятельное создание способов решения проблем. 1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи. 1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты. 26 неделя  
27 2 Алгоритмы обхода связного графа. Мосты и точки сочленения. Лабораторная работа № 24 Волновой алгоритм.Лабораторная работа № 25 Мосты и точки сочленения. Граф, маршрут, цепь, цикл, таблица смежностиПонятие графа, ребер, вершин, таблица смежности, виды цепейОпределение границы знания и незнания, коррекция знаний и способов действий.Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового Изображать деревья с вершинами, строить дерево с применением поиска в ширину и глубину, использовать метод Краскала при нахождении минимального веса для графа 1.Выделение и формулирование познавательной цели.2.Самостоятельное создание способов решения проблем. 1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи. 1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты. 27 неделя  
28 3 Деревья. Каркасы минимального веса.Лабораторная работа № 26 Построение каркасов.Лабораторная работа № 27 Построение стратегии на основе списка проигрышных позиций. Дерево графа, алгоритм КраскалаПочему граф называют деревом, как связаны ребра и вершины в дереве Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового Изображать деревья с вершинами, строить дерево с применением поиска в ширину и глубину, использовать метод Краскала при нахождении минимального веса для графа 1.Выделение и формулирование познавательной цели.2.Самостоятельное создание способов решения проблем. 1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи. 1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты. 28 неделя  
29 4 Контрольная работа № 3 "Информационные модели в задачах управления. Графы и алгоритмы на графах." Основные понятия главы 5,6 Контроль Применять полученные знания при обработке информации и решения задач, тестирование 1.Структурирование знаний.2.Выбор эффективных способов решения задач контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); оценка; самооценка 1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.2. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений. 29 неделя  
30 Глава 7. Игры и стратегии1 Дерево игры. Построение стратегии. Лабораторная работа № 27Построение стратегии на основе списка проигрышных позиций.Лабораторная работа № 28Построение стратегии на основе инварианта. Конечность игры, игра с полной информацией, выигрышная стратегия, алгоритм планирования Коррекция знаний и способов действий,Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового Строить дерево игры 1.Выделение и формулирование познавательной цели.2.Самостоятельное создание способов решения проблем. 1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи. 1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты. 30 неделя  
31 2 Инвариант стратегии. Игра как модель управления.Лабораторная работа № 29 Построение стратегии на основе оценочной функции. Дерево игры, определение непроигрышной стратегии, игра является конечной, определение эвристики Коррекция знаний и способов действий,Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового Строить дерево игры 1.Выделение и формулирование познавательной цели.2.Самостоятельное создание способов решения проблем. 1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи. 1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты. 31 неделя  
32 Повторение1 Повторение курса «Информатика и ИКТ. 10 класс» Основныен понятия Информатики и ИКТ. 10 класс Обобщение, систематизация знаний Знать основные понятия курса. Уметь анализировать информацонные процессы. 1.Структурирование знаний.2.Выбор эффективных способов решения задач контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); оценка; самооценка 1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.2. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений. 33 неделя  
33 2 Повторение курса «Информатика и ИКТ. 11 класс» Основныен понятия Информатики и ИКТ. 10-11 класс Обобщение, систематизация знаний Знать основные понятия курса. Уметь анализировать информацонные процессы. 1.Структурирование знаний.2.Выбор эффективных способов решения задач контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); оценка; самооценка 1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.2. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений. 33 неделя  
34 3 Итоговая Контрольная работа №4«Основные понятия курса Информатика и ИКТ 10-11 классы ». Основные понятия курса информатики и ИКТ 10-11 класс. Контроль Знать основные понятия курса, повторение теоретических основ. 1.Формирование целостного мировоззрения мира.2.Понимание практики как критерия истинности знания. 1.Поиск и выделение необходимой информации.2.Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. 1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.2.Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. 34 неделя  
Проектные работы:
Предлагаемые темы
Создание задачника по теме «Кодирование информации» (групповой проект в MS Word)
Электронный конспект по теме «Свойства алгоритмов» (парная работа в MS Word)
Создание базы данных «Мой класс» (парная работа в MS Access)
Создание теста по теме «Массивы» (групповой проект в MS Word)
Задачник по теме «Количество информации» (групповой проект в MS Word)
«Моделирование процессов в живой и неживой природе» (парная работа в Power Point)
«Моя логическая задача» (групповой проект в MS Word)
Технологии обучения, формы уроков и внеурочной деятельности по предмету.
Для успешной  реализации инновационного содержания современных учебно-методических комплексов считаю нужным использовать следующие педагогические  технологии:
проблемное обучение;
проектные методы обучения;
моделирующее обучение (использование  в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр);
здоровье сберегающие технологии и другие.
Контрольно - измерительные и дидактические материалы
Гейн А.Г., Юнерман Н.А. Информатика и ИКТ. 11 кл. Тематические тесты. Базовый и профильный уровни. – М.: Просвещение, 2010.
Информационно-методическое обеспечение
В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят:
Гейн А.Г., Сенокосов А.И «Информатика и ИКТ, 11 класс, Базовый и профильный уровни», просвещение, 2009
Гейн А.Г., Юнерман Н.А. Информатика и ИКТ. 11 кл. Тематические тесты. Базовый и профильный уровни. – М.: Просвещение, 2010.
Гейн А.Г. «Информатика и ИКТ. 10-11 классы. Задачник-практикум. Базовый и профильный уровни», 2011 г.
Гейн А.Г., Юнерман Н.А., Гейн А.А «Информатика и ИКТ. 10-11 класс. Книга для учителя». Базовый и профильный уровни..2009 г.
Дополнительная литература
Самылкина В. Построение тестовых заданий по информатике. Методическое пособие. – М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2003 [161]
Чернов А.В. Информатика. Тесты к олимпиадам и итоговому тестированию. – Волгоград: «Учитель», 2006 [175]
Шакин В.Н. Информатика. Учебное пособие для абитуриентов МТУСИ. Москва, 2005 [176]
Шакин В.Н. Информатика. Сборник задач для абитуриентов МТУСИ. Москва, 2005 [177]
Мендель А.В. Информатика 9-11. Подготовка учащихся к олимпиадам. – Волгоград: «Учитель», 2009
Энциклопедия учителя информатики ГИ №11-17.07
Олимпиады по информатике ГИ №16.06, 23.06(стр. 22 – 40)
Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса (http://metodist.lbz.ru)
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Ресурсы Википедии
Электронные учебные пособия
http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов