Разработка урока по самопознанию Учимся взаимопониманию 4 класс



Министерство образования и науки Республики Казахстан
ОСШ №3 имени Абая с ДМЦ
САМОПОЗНАНИЕ
«Учимся взаимопониманию»

4 «А» класс
учитель начальных классов: Сатыбалдиева Л.Б.
2015-2016 учебный год
Тема: Учимся взаимопониманию
Цели: Углублять представления учащихся о ценности взаимопонимания Задачи: • Раскрывать значение понятий «взаимное согласие», «взаимопонимание»; • Развивать стремление уважать мнения других людей; • Воспитывать доброе и чуткое отношение к окружающим людям.
Ход урока
1. Организационный момент.
-Добрый день! Сегодня наш урок самопознания пройдет в необычной форме. Сегодня мы будем работать в группах.
Деление на группы:
Деление класса на 5 групп: посмотрите внимательно на картинку, которые на столах и на картинки, которые у вас. Найдите соответствие и садитесь за тот стол. Дед Мороз и снегурочки, Том и Джерри, Белоснежка и гномы, Золушка и туфельки, Маша и медведь.
Учащиеся рассаживаются в 5 групп.
-Вспомним правила работы в группе.
«Золотые правила» работы в группе:
говорим вежливо,
называем собеседника по имени,
говорим по очереди, не перебивая друг друга,
внимательно слушаем,
если непонятно, переспросите партнера,
четко высказываем свое мнение,
соблюдаем порядок на парте,
уважаем мнение собеседника
2. Психологический настрой.
Произнесите фразу: «Жизнь прекрасна»
сначала громко, потом ласково, затем шёпотом, вопросительно, далее спокойно и, наконец, жизнерадостно.
От ваших слов над нашей планетой засияло яркое солнце.
3.Определение те урока.
- Для того чтобы узнать тему нашего урока прослушаем басню И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука» баснописец (видеоролик) с просмотром иллюстраций на интерактивной доске.
Лебедь, Щука и Рак
Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав — судить не нам; Да только воз и ныне там.
Беседа: - Ребята, можно ли героев басни назвать товарищами? - Почему? - Чему им нужно научиться? - Совершенно верно, им нужно учиться договариваться, учиться понимать друг друга. - Как вы думаете, а у людей так бывает? - Чему мы сегодня будем учиться на уроке? Правильно, взаимопониманию.
3.Сообщение темы урока
Тема нашего сегодняшнего урока «Учимся взаимопониманию»
Как вы понимаете слово ВЗАИМОПОНИМАНИЕ ?Работа в группах:
1 задание «МИКРОФОН»
Этот вопрос вы должны обсудить в группе, а затем озвучить своем мнение. (2 минуты). Итак, закончите предложение? Взаимопонимание – это…
2 задание: «Улови эмоцию»
Я вам даю карточку с написанной эмоцией ваша задача показать эту эмоцию всей группой, чтобы остальные группы угадали (огорчение, обида, радость, удивление, страх)
А теперь проверю, как вы можете уловить эмоции по картинкам.
Просмотр фрагмента фильма «Китайская балетная пара» 5 мин
Беседа -Можно ли сказать, что между этими людьми существует полное взаимопонимание? почему? - Чем они не похожи на всех людей?
-Что их связывает? (дружба, увлечение, сострадание, понимание, любовь, уважение)-Какие чувства возникли у вас к этой паре? -Почему?
5. Физминутка:
Упражнение «Карандаш» (музыка)
Сейчас мы встанем в круг, карандаши зажмем между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания.
Подтянуть руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
Вытянуть руки вперед, отвести назад.
Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед.
Присесть, встать.
Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали?
А на что ориентироваться при выполнении этих действий?
Как установить окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?
3задание: «Ситуационные вопросы»
Ситуация 1. В автобусе ехало много человек все места были заняты, рядом с сидящей девочкой стояла пожилая женщина, девочка сказала я выхожу через две остановки, стойте рядом, я уступлю место.Права ли была девочка?Ситуация 2. Мальчик крикнул прохожему дедушке “Сколько время?”Какие ошибки допустил мальчик?
Ситуация3
На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал “Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!”Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?Ситуация 4В школьном коридоре разговаривают 2учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!” Правильно ли поступила девочка?

5. Ситуация «Бывает и так»:
Комната. Посередине стол, стулья. На столе цветы в вазе. Входит Боря. Он поправляет воротничок рубашки.
Боря. Рая! Лева не пришел? Сегодня у нас встреча в клубе с известным футболистом. Нам с Левой поручено ехать за ним и проводить его в школу.
Слышится голос Раи:
Рая:– Мусора много накопилось, нужно срочно вынести, помоги. Я не подниму. Пожалуйста!
Боря. Некогда мне с твоим мусором возиться!
Рая (входит в комнату с большим пакетом, под тяжестью которого сгибается).
Боря! Никуда не уходи! Помоги мне!
Боря. Вспомнила! Нужно было раньше просить.
Рая. Я тебя просила, а ты все «некогда, некогда!».
Боря (медленно). Раиса Петровна! Вам русским языком говорят: я тороплюсь! У меня поважнее дела, чем ваш мусор.
Рая. Боря! Ты никуда не уйдешь, пока не сделаешь то, о чём я тебя прошу.
Боря (повышая голос). Со старшими таким тоном не разговаривают. Марш отсюда! (Уходит с Левой в другую комнату).
Рая (подходит к стулу, где висит куртка Бори). И очень хорошо, а ты все равно не уйдешь.
Мальчики возвращаются в комнату. Боря надевает куртку. Хочет застегнуть пуговицы.
Лева. Да, срезаны… Лежат вот на столе.
Боря (подходит к двери в комнату). Раиса!
Рая (за дверью). Чего тебе?
Боря. Пришей пуговицы!
Рая. Еще чего!
Мальчики пытаются пришить пуговицы сами, но у них ничего не получается.
Лева (безнадежно). Можем не успеть. Времени у нас час.
Боря (кричит). Райка! Выходи сейчас же и пришей пуговицы! Или я тебе оторву уши.
Лева. Криками не поможешь. Постарайся убедить.
Боря (ласково). Ты же не маленькая. Мне надо уходить.
Рая. Вынеси мусор, тогда пришью.
Лева. Рая! У Бориса важное дело.
Рая. Мама придет с работы усталая, а мусор не вынесен.
Боря (подумав). Ладно… Так и быть. (Боря и Лева вместе берут пакет и уходят).
Рая. Ну, вот и молодцы! (Берет куртку и начинает пришивать пуговицы).
-Почему Рая и ребята не смогли договориться сразу?
-Кто виноват в сложившейся ситуации?
-Как можно было разрешить возникший конфликт?
-Случались ли в вашей жизни подобные истории?
(Ответы учащихся).
-Умеете ли вы слушать товарища и слышать его?
-Что значит слушать? Слышать?
Игра «Легко общаться, если собеседник…»
(хлопаем в ладоши, если легко общаться с человеком, если нет замолкаем)
1) внимателен в ходе разговора;
2)не слушает вас
3)не перебивает говорящего;
4)с интересом слушает то, о чём говорит собеседник;
5)переводит разговор на другую тему
6)задает вопросы по теме беседы;
7)смотрит открыто на говорящего;
8)искренен в общении;
9)с уважением относится к мнению собеседника.
10)торопится
Работа в группе «Заселение поляны человечками» (Звучит песня «Если добрый ты…»)
Задание: у всех на парте человечки одного цвета, раскрасьте их. Сделайте разными. - Посмотрите на своих человечков. - Есть ли одинаковые? Вывод: Так и все мы разные: у каждого свой характер, свои желания, своё отношение к ситуации. И, наверное, поэтому, нам иногда так трудно понять друг друга, но к этому нужно стремиться и помнить, что мы все разные и нужно уважать мнения друзей, их чувства и переживания. - Давайте покажем при помощи этих человечков, что хотя мы все и разные, но мы можем дружить, понимаем друг друга. Сделаем дружный хоровод. (дети прикрепляют своего человечка на полянку, делая хоровод.)
- Посмотрите, какой получился яркий дружный хоровод.
6.Обобщение
-Что же такое взаимопонимание?
Взаимопонимание – основа добрых отношений между людьми. Важно чутко и внимательно относиться к людям, уметь представить себя на их месте.
Каждому из нас приятно общаться с человеком, который умеет выслушать, умеет понять чувства и эмоции другого.
7.Круг «От сердца к сердцу»
Упражнение «Пожелание другу»
А сейчас, мы каждому из вас на спину прикрепим большое сердце (они заранее подготовлены) и каждый из вас сможет написать свои добрые пожелания друг другу.
После того как все закончили писать на сердцах пожелания учащиеся вместе с классным руководителем встают в круг, так чтобы плечи касались соседа, берутся за руки и учитель говорит:
• Какой самый дружный класс в школе? Все хором – НАШ!
• Кому все по плечу? Все хором – НАМ!
И в заключении предлагаю исполнить песню «Ты мне веришь или нет».