Программа внеучебной (внеурочной) деятельности Познайка


Программа
внеучебной (внеурочной) деятельности
ПознайкаНаправление развития личности школьника –общеинтеллектуальное;
2-3 класс.
Автор-составитель – Шумилова Татьяна Михайловна,
педагог-психолог, I квалификационная категория.
Срок реализации программы – 2 года
Республика Татарстан, город Чистополь
Содержание:
TOC \o "1-3" \h \z \u 1.     Нормативно-правовая и документальная основа: PAGEREF _Toc387315154 \h 32. Пояснительная записка PAGEREF _Toc387315155 \h 43. Планируемые результаты PAGEREF _Toc387315156 \h 4Структура программы внеучебной (внеурочной) деятельности «Познайка» PAGEREF _Toc387315157 \h 63.Тематический план программы «Познайка» PAGEREF _Toc387315158 \h 84. Содержание программы «Познайка» PAGEREF _Toc387315159 \h 125. Информационно-методическое обеспечение PAGEREF _Toc387315160 \h 20Список литературы: PAGEREF _Toc387315161 \h 21Приложение PAGEREF _Toc387315163 \h 22
1.     Нормативно-правовая и документальная основа:Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (второго поколения);
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ;
Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ;
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16);
САНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ 06.10.2009 г. № 373)
Должностная инструкция педагога-психолога ОУ.
Сборник методических материалов в помощь педагогам-психологаам образовательных учреждений. - Казань: РИЦ «Школа», 2005.
Рогов Е. И. настольная книга практического психолога в образовании. – М.: « ВЛАДОС», 1995.
Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М. ТЦ «Сфера», 1998.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
2. Пояснительная запискаАктуальность: Главной целью современного начальное образование есть развитие личности ребёнка. Одним из главных препятствий для успешного обучения детей на данном этапе является низкий уровень их общего познавательно-личностного развития.
В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы делается акцент на портрет выпускника начальной школы. Важнейшее место отводится развитию творческих качеств личности (креативности) ребёнка. Он должен быть любознательным, заинтересованным в познании мира; способным к самоорганизации деятельности, который может слушать и слышать собеседника, а также высказывать свое мнение.
С введением ФГОС нового поколения приоритетным направлением в работе школьного психолога становится психолого-педагогическое сопровождение реализации основной образовательной программы с целью выявления проблемных зон в индивидуальном психологическом развитии учащихся с последующим корректированием.
Новизна данной программы заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий по целенаправленному развитию когнитивных процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления) в помощь учебному процессу с учащимися 2-х классов.
Практическая значимость состоит в том, что была разработана и реализована программа «Познайка», направленная на личностное развитие обучающихся, на развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных действий. Полученные результаты диагностики с помощью комплекса компьютерных психодиагностических и развивающих программ «Эффектон Студио» в ходе реализации данной программы подтверждают эффективность коррекционного влияния на детей, а также позволяют успешно применять разработки занятий в психолого - педагогическом процессе педагогам в аспекте ФГОС.Связь с уже существующими по данному направлению программами:
Рабочая программа «Познайка» имеет связь с программой курса Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» /Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов. - М.: «Ось-89», 2006.
Вид - модифицированная программа
Цель: создание условий для психологического развития личности учащихся гимназии.
Задачи:
обучающая:развитие познавательных способностей учащихся,
воспитательная: формирование культуры общения и поведения учащихся, стремления к личностному росту.
развивающая: развитие творческих способностей учащихся.
Программа «Познайка» представляет комплекс занятий, состоящий из развивающих упражнений с разнообразным познавательным материалом, что обеспечивает развитие познавательных функций ребенка и психических качеств.
Отличительные особенности программы:
Особенности занятий имеют отличия от школьных уроков тем, что ребёнку предлагаются задания не учебного характера.
Главной задачей данных занятий является формирование единой психологической основы обучения, обеспечивающей личностное развитие обучающихся.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
1 год – подготовительный этап программы.
возраст детей и их психологические особенности; 7- 8 лет (обучающиеся 2-3–х классов);
режим занятий: 35 часов в год; 1 час и 1занятие в неделю.
3. Планируемые результаты и формы контроля
После вовлечения в кружковую деятельность у учащихся предполагается:
развить познавательные процессы, достичь психологического комфорта,
саморазвитие путем познания себя, детерминация психологических знаний.
Предполагается, что в результате данных занятий дети смогут достичь значительных успехов в своём развитии, полученные знания и умения применить в учебной деятельности, а также у них выработается положительная мотивация к учебной деятельности.
Уровень результатов работы по программе:
Первый уровень результатов — создание положительной мотивации, на развитие познавательного интереса.
Второй уровень результатов — самостоятельное выполнение учащимися заданий, поиск совместного решения парами или в группах.
Третий уровень результатов — становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля.
В ходе реализации программы «Познайка» внеучебной (внеурочной) деятельности обучающиеся овладеют универсальными учебными действиями – познавательными, личностными и коммуникативными.
Формы и методы работы – индивидуальные, групповые:
игровые упражнения, практические задания, творческие работы, самоанализ и самооценка;
На занятиях использовались следующие методы:
- по источникам получения знаний (словесные, наглядные, практические);
по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный).
К концу обучения курса программы обучающиеся получат следующие результаты:
Результаты Личностные МетапредметныеПредметные
Знать - правила поведения с одноклассниками;
- правила общения при игровом взаимодействии.
- моральные нормы и умение выделить нравственный аспект поведения.
- способы рефлексии и условий действия,
- основные способы психологического взаимодействия между людьми. - основные способы решения проблем творческого и поискового характера.


- необходимость выделения нужной информации,
- необходимость анализа объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- необходимость синтеза — составление целого из частей;
- основные способы сравнения, классификации объектов.
Уметь - анализировать сравнивать, обобщать, сопоставлять и делать выводы;
-адекватно относиться к собственным успехам и неудачам;
- проявить готовность к сотрудничеству и оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- оценивать результат своей деятельности;
- приходить к взаимному решению в групповой деятельности;
- выбирать наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий.
-получать удовольствие от процесса познания;
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Применять - полученные знания и умения для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности, приобретенные черты адекватности и рефлексивности.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей
Динамика развития познавательных способностей у обучающихся оценивается с помощью комплекса компьютерных и психодиагностических программ «Эффектон Студио», при котором диагностика когнитивных процессов проходит на первичном и повторном тестированиях данных разделов курса программы. Сопоставляя данные на начало года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяется динамика роста познавательных способностей учащихся.
Проведение выставки лучших работ. Введение «Портфеля достижений ученика». Конкурс на тему «Лучший Познайка».
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
добровольность участия каждого ученика,
активность и заинтересованность обучающихся, что обеспечивает результативность данных занятий;
совмещение индивидуальной и групповой деятельности обучающихся;
занимательность и новизна содержания, форм и методов деятельности;
тщательная подготовка проводимых занятий;
участие в конкурсах и проектах различного уровня.
Структура программы внеучебной (внеурочной) деятельности «Познайка»Программа « Познайка» включает следующие разделы и количество отпущенных на их реализацию часов:
№ Наименование разделов Количество часов
2 класс 3 класс
1 Развиваем внимание 8 7
2 Развиваем память 8 7
3 Развиваем восприятие 4 5
4 Развиваем воображение 5 5
5 Развиваем мышление 11 10
6 Подведение итогов 1 1
Итого в год 35 35
Раздел 1. Развиваем вниманиеВ данный раздел входят упражнения, направленные на развитие произвольного внимания, переключения и распределения, а также объёма и концентрации внимания. Выполнение упражнений данного типа содействует формированию умения сосредотачиваться на необходимых объектах и проводить поиск нужного пути. Например, «Поиск одинаковых предметов», «Найди пропущенное слово», «Слова – невидимки», «Вычеркивай буквы и слушай» и другие.
Раздел 2. Развиваем памятьУпражнения данного раздела направлены на развитие и совершенствование слуховой, зрительной и объемной памяти, а также на развитие зрительно-опосредованного запоминания и процесса ассоциативного запоминания. Данные упражнения помогут детям упорядочивать запоминаемую информацию, применять специальные приёмы, которые облегчат процессы запоминания. Например, игры «Запоминаем картинки», «Запомни и нарисуй», «Найди образец».
Раздел 3. Развиваем восприятиеРаздел «Развиваем восприятие» построен в основном на материале, содержащий следующие упражнения:
восприятие точности времени,
восприятие точности размеров,
зрительное восприятие,
слуховое восприятие.
В процессе выполнения данных упражнений дети получат знания о пространстве и времени, их вычленение, осмысливание и обобщение в разных видах деятельности.
Раздел 4. Развиваем воображение
Упражнения данного раздела направлены на развитие и использование воображения ребёнка для учёбы, развития его личности, изучение психической функции воображения и улучшения настроения.
Раздел 5. Развиваем мышлениеВ данный раздел входят упражнения, которые направлены на развитие логического, наглядно-образного и понятийного мышления. В процессе выполнения таких упражнений дети научаться устанавливать закономерности на абстрактном материале, осуществлять задания с элементами синтеза и анализа, находить общие признаки в несвязанном материале, сравнивать различные объекты, а также осуществлять последовательно умственные действия и определять связи между предметами.
Основные принципы распределения материала
принцип системности: занятия располагаются в определённом порядке по разделам;
увеличение объёма материала от занятия к занятию;
темп выполнения заданий
Тематический план программы «Познайка»2 класс
№ п/п
Раздел № п/п
Тема Наименование разделов/тем Кол-во
часов Тео
рияПрактика
1 Развиваем внимание 1 Я и мое внимание 1 0,5 0,5
2 Слова – невидимки 1 0,5 0,5
3 Найди пропущенное слово 1 0,5 0,5
4 Самый внимательный 1 0,5 0,5
5 Слушай и запоминай 1 0,5 0,5
6 Анаграмма 1 0,5 0,5
7 Калейдоскоп 1 0,5 0,5
8 Итоговое тестирование на развитие внимание (комплекс «Эффектон Студио») 1 - 1
Итого по разделу: 8 3,5 4,5
2 Развиваем память 1 Я и моя память 1 0,5 0,5
2 Найди и запомни 1 0,5 0,5
3 Подбери и составь 1 0,5 0,5
4 Двойная стимуляция памяти 1 0,5 0,5
5 Запомни и соедини по смыслу 1 0,5 0,5
6 Запомни и восстанови 1 0,5 0,5
7 Поиграй с Незнайкой 1 0,5 0,5
8 Итоговое тестирование на развитие памяти (комплекс «Эффектон Студио») 1 - 1
Итого по разделу: 8 3,5 4,5
3 Развиваем восприятие 1 Я и мое восприятие 1 0,5 0,5
2 Цвета и контуры 1 0,5 0,5
3 Самый восприимчивый 1 0,5 0,5
4 Итоговое тестирование на развитие восприятия (комплекс «Эффектон Студио») 1 - 1
Итого по разделу: 4 1,5 3,5
4 Развиваем воображение 1 Я и мое воображение 1 0,5 0,5
2 Незаконченный рисунок 1 0,5 0,5
3 Волшебники 1 0,5 0,5
4 Неоконченный рассказ 1 0,5 0,5
5 Итоговое тестирование на развитие воображения (Тест Торранса) 1 - 1
Итого по разделу: 5 2 3
4 Развиваем мышление
1 Я и мое мышление 1 0,5 0,5
4 Бегущие ассоциации 1 0,5 0,5
5 Поиск общего 1 0,5 0,5
6 Установление закономерностей 1 0,5 0,5
7 Слова-цифры 1 0,5 0,5
8 Выбери и сравни 1 0,5 0,5
9 Исключение лишнего 1 0,5 0,5
10 Логические задачи 1 0,5 0,5
11 Итоговое тестирование на развитие мышления (комплекс «Эффектон Студио») 1 - 1
Итого по разделу: 11 4 7
5 Подведение итогов 1 Конкурс на тему «Лучший Познайка» 1 - 1
Итого по программе: 35 14,5 20,5

3 класс
№ п/п
Раздел № п/п
Тема Наименование разделов/тем Кол-во
часов Тео
рияПрактика
1 Развиваем внимание 1 Я и мое внимание. Вводное занятие 1 0,5 0,5
2 Избирательность внимания 1 0,5 0,5
3 Интенсивность внимания 1 0,5 0,5
4 Устойчивость внимания 1 0,5 0,5
5 Распределение и объем внимания 1 0,5 0,5
6 Переключение внимания 1 0,5 0,5
7 Итоговое тестирование на развитие внимание (комплекс «Эффектон Студио») 1 - 1
Итого по разделу: 7 3 4
2 Развиваем память 1 Я и моя память. Вводное занятие. 1 0,5 0,5
2 Образная память 1 0,5 0,5
3 Зрительно-смысловая память 1 0,5 0,5
4 Слуховая смысловая память 1 0,5 0,5
5 Ассоциативная память 1 0,5 0,5
6 Логическая память 1 0,5 0,5
7 Итоговое тестирование на развитие памяти (комплекс «Эффектон Студио») 1 - 1
Итого по разделу: 7 3 4
3 Развиваем восприятие 1 Я и мое восприятие 1 0,5 0,5
2 Точность восприятия размеров 1 0,5 0,5
3 Точность восприятия времени 1 0,5 0,5
4 Сенсоматорика 1 0,5 0,5
5 Итоговое тестирование на развитие восприятия (комплекс «Эффектон Студио») 1 - 1
Итого по разделу: 5 2 5
Развиваем воображение 1 Закончи рисунок 1 0,5 0,5
2 Конструирование фраз 1 0,5 0,5
3 Фантастические гипотезы 1 0,5 0,5
4 Воссоздание образов художественных произведений 1 0,5 0,5
5 Итоговый тест методика П. Торренса«Определение творческого воображения, креативности» 1 - 1
Итого по разделу: 5 2 3
4 Развиваем мышление
1 Я и мое мышление 1 0,5 0,5
2 Мыслительные операции 1 0,5 0,5
3 Классификация 1 0,5 0,5
4 Взаимосвязь и аналогия 1 0,5 0,5
5 Обобщение понятий 1 0,5 0,5
6 Установление закономерностей 1 0,5 0,5
7 Анализ и синтез 1 0,5 0,5
8 Абстракция 1 0,5 0,5
9 Логические задачи 1 0,5 0,5
10 Итоговое тестирование на развитие мышления (комплекс «Эффектон Студио») 1 - -
Итого по разделу: 10 4,5 5,5
5 Подведение итогов 1 Конкурс на тему «Лучший Познайка» 1 - 1
Итого по программе: 35 14,5 20,5

4. Содержание программы «Познайка»Занятия психологического развития во II классе
(с включением комплекса компьютерных и психодиагностических программ «ЭФФЕКТОН-СТУДИО»)
1 раздел - Развиваем внимание
Занятие 1. Я и мое внимание
Задачи: познакомить детей с основными видами внимания, развитие произвольного внимания, концентрации и интенсивности внимания.
Вводная часть.Установление контакта с учениками.
Основная часть
Беседа « Что я знаю о внимании?»
Упражнение 1. «Моя минутка».
Упражнение 2. «Перечисли овощи и фрукты».
Упражнение 3. «Летает — не летает»
Упражнение 4. «Неисправленный телефон».
Подведение итогов.
Рефлексия занятия.
Занятие 2. Слова – невидимки
Задачи: развитие произвольного внимания и концентрации внимания.
Вводная часть. Установление контакта с учениками.
Основная часть.
Упражнение 1. Слова – невидимки.Упражнение 2. «Умный алгоритм»
Упражнение 3. «Калейдоскоп»
Подведение итогов.
Рефлексия занятия
Занятие 5. Найди пропущенное слово.
Задачи: развитие распределения и объема внимания.
Вводная часть. Установление контакта с учениками.
Основная часть.
Упражнение 1. Найди пропущенное слово.
Упражнение 3. Корректор.
Подведение итогов.
Рефлексия занятия
Занятие 6. Анаграмма
Задачи: развитие объёма внимания, концентрации и устойчивости внимания.
Вводная часть. Установление контакта с учениками.
Основная часть
Упражнение 1. Кто самый внимательный?
Упражнение 2. Пропущенное число
Упражнение 3. Анаграммы.
Подведение итогов.
Рефлексия занятия.
Занятие 7. Калейдоскоп.
Задачи: развитие объёма внимания и распределения внимания.
Вводная часть. Установление контакта с учениками.
Основная часть
Упражнение 1. Калейдоскоп
Упражнение 2. Прямо и обратно
Упражнение 3. Умные ряды.
Подведение итогов
Рефлексия занятия.
Занятие 8 Итоговое тестирование обучающихся на выявление уровня развития внимания с помощью комплекса компьютерных психодиагностических программ «Эффектон Студио» ( см. приложение 2).
Тест «Калейдоскоп»: психологическое тестирование избирательности внимания
Тест «Корректор»: психологическое тестирование концентрации внимания
Тест «Анаграмма» : психологическое тестирование интенсивности внимания
Подведение итогов.
Рефлексия.
2 раздел - Развиваем память
Занятие 1. Я и моя память
Задачи: развитие зрительной памяти.
Вводная часть. Установление контакта с учениками.
Основная часть
Беседа «Что такое память?»
Упражнение 2. Запомни и нарисуй
Подведение итогов.
Рефлексия занятия.
Занятие 2. Найди и запомни
Задачи: развитие непосредственной зрительной и объемной памяти.
Вводная часть. Установление контакта с учениками.
Основная часть
Упражнение 1. Найди образец
Упражнение 2. Запомни и составь
Упражнение 3. Спрятанные фигуры
Подведение итогов.
Рефлексия занятия.
Занятие 4. Подбери и составь
Задачи: развитие зрительно-опосредованного запоминания, процесса ассоциативного запоминания.
Вводная часть. Установление контакта с учениками.
Основная часть
Упражнение 1. Бессмысленные слова.
Упражнение 2. Веселый рассказ
Упражнение 3. Подбери картинку
Подведение итогов.
Рефлексия занятия.
Занятие 5. Двойная стимуляция памяти
Задачи: развитие смысловой памяти и объема памяти.
Вводная часть. Установление контакта с учениками.
Основная часть
Упражнение 1. Двойная стимуляция памяти
Упражнение 2. Кто точнее нарисует?
Упражнение 3. Слова – признаки.
Подведение итогов.
Рефлексия занятия.
Занятие 6. Запомни и соедини по смыслу.
Задачи: развитие смысловой памяти и объема памяти.
Вводная часть.Установление контакта с учениками.
Основная часть
Упражнение 1. Соедини по смыслу
Упражнение 2. Добавь слово
Упражнение 3. Запомни слова
Подведение итогов.
Рефлексия занятия.
Занятие 7. Запомни и восстанови
Задачи: развитие зрительной памяти и объема памяти.
Вводная часть.Установление контакта с учениками.
Основная часть
Упражнение 1. Запомни фигуры
Упражнение 2. Восстанови ряд
Упражнение 3. Передай по цепочке
Подведение итогов.
Рефлексия занятия.
Занятие 8. Поиграй с Незнайкой
Задачи: тренировка зрительной и образной памяти.
Вводная часть. Установление контакта с учениками.
Основная часть
Игра-тренажер. Поиграй с Незнайкой.
Упр. «Контуры»
Упр. «Узнай буквы и составь слово»
Упр. «Найди буквы»
Упр. «Чего не стало»
Упр. «Запомни»
Подведение итогов.
Рефлексия занятия.
Занятие 9 Итоговое тестирование обучающихся на выявление уровня развития зрительной и образной памяти с помощью комплекса компьютерных психодиагностических программ «Эффектон Студио» ( см. приложение 2).
Подведение итогов.
Рефлексия.
3 раздел - Развиваем восприятие
Занятие 1. Я и мое восприятие
Задачи: познакомить детей с понятием «восприятие»; развитие слуховых ощущений, координации в системе «глаз-рука».
Вводная часть. Установление контакта с учениками.
Основная часть
Беседа «Что такое восприятие?»
Упражнение 1. «Громкие коробочки»
Упражнение 2. «Рассортируй в темноте»
Упражнение 3. «Нарисуй по точкам»
Подведение итогов.
Рефлексия.
Занятие 2. Цвета и контуры
Задачи: развитие зрительного восприятия.
Вводная часть. Установление контакта с учениками.
Упражнение 1. «Загадочные контуры»
Упражнение 2. «Угадай цвета»
Игра-соревнование «Кто составит больше цветовых оттенков?».
Подведение итогов.
Рефлексия.
Занятие 4. Самый восприимчивый
Задачи: развитие точности восприятия (времени) и зрительного восприятия.
Вводная часть. Установление контакта с учениками.
Упражнение 1. «Согласный хлопок»
Упражнение 2. «За одну минуту»
Упражнение 3. «Самый восприимчивый»
Подведение итогов.
Рефлексия.
Занятие 5. Итоговое тестирование обучающихся на выявление уровня точности восприятия с помощью комплекса компьютерных психодиагностических программ «Эффектон Студио».
Тест «Дом»
Тест «Рыбалка»
Тест «Тир»
Подведение итогов.
Рефлексия.
4 раздел - Развиваем воображение
Занятие 1. Я и мое воображение
Задачи: знакомство с общей информированностью школьника о понятии «воображение».
Вводная часть. Установление контакта с учениками.
Основная часть
Беседа с детьми о воображении. Упражнение, рекомендуемое американским педагогом М.Карне для развития фантазии ребёнка. По окончании игры – анализ её результатов.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Занятие 2. Незаконченный рисунок
Задачи: выявление уровня развития воссоздающего воображения.
Вводная часть. Установление контакта с учениками.
Основная часть
Упражнение. Незаконченный рисунок
Диагностика целостности восприятия. Составить рассказ по рисунку.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Занятие 3. Волшебники
Задачи: развитие чувств на базе воображения
Вводная часть. Установление контакта с учениками.
Основная часть
Упражнение «Волшебники».
Используется для развития чувств на базе воображения.
Рисование волшебников.
Выставка рисунков.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Занятие 4. Неоконченный рассказ
Задачи: развитие образного и воссоздающего воображения ребёнка.
Вводная часть. Установление контакта с учениками.
Основная часть
Упражнение «Неоконченный рассказ». Конкурс на лучший рассказ.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Занятие 5. Итоговое тестирование на развитие воображения «Определение творческого воображения, креативности» (Тест Торранса)
Тест предназначен для диагностики креативности
Вводная часть. Установление контакта с учениками.
Основная часть
Субтест 1 «Нарисуй картинку»
Цель: Определить уровни творческого воображения у учащихся младшего школьного возраста в контрольной и экспериментальной группах.
Субтест 2. «Закончи рисунок»
Цель: определить уровень творческого воображения у детей младшего школьного возраста в контрольной и экспериментальной группах.
Субтест 3. «Линии»
Цель: определить уровень творческого воображения у детей младшего школьного возраста в контрольной и экспериментальной группах.
Подведение итогов.
Рефлексия.
5 раздел - Развиваем мышление
Занятие 1. «Я и мое мышление»
Задачи: познакомить учащихся с понятием мышление, с видами мышления; развитие мышления (установление закономерностей на абстрактном материале и процессы анализа).
Вводная часть.Установление контакта с учениками.
Основная часть
Беседа «Мышление в жизни человека»(презентация)
Упражнение1. «Поиск фигуры».
Материалы и оборудование: интерактивная доска, 2 табло с изображением геометрических фигур.
Упражнение 2. «Подели на элементы»
Подведение итогов.
Рефлексия.
Занятие 2. «Бегущие ассоциации»
Задачи: развитие логического и ковергентного мышления
Вводная часть. Установление контакта с учениками.
Основная часть
Упражнение 1. «Пять чисел».Психолог предлагает с рядом чисел произвести арифметические действия.
Работа в парах.
Упражнение 2. «Переструктурирование слова».
Психолог предлагает из букв данного слова составить как можно больше новых слов.
Работа в парах.
Упражнение 3. «Бегущие ассоциации».
Психолог называет любое слово и предлагает детям назвать, с чем ассоциируется данное слово. Следующий участник называет свою ассоциацию на предложенное слово предыдущего участника и т.д.
Подведение итогов.
Рефлексия. По той же схеме.
Занятие 3. «Поиск общего»
Задачи: развитие мышления (нахождение общих признаков в несвязанном материале), логического и наглядно-образного мышления.
Вводная часть.Установление контакта с учениками.
Основная часть
Упражнение 1. «Поиск общего»
Психолог называет два слова, не связанные между собой. Детям необходимо назвать как можно больше общих признаков для данных слов (предметов).
Работа в парах.
Упражнение 2. «Закодированные примеры».Материалы: карточки с заданием.
Психолог предлагает участникам, используя ключ к шифру, решить примеры:Упражнение 3. «Фигуры-задачи»
Материалы: индивидуальный набор из 5 бланков с геометрическими фигурами-задачами.
В каждой задаче нужно прочертить в квадрате линии, как показано на образце, которые разделили бы его на заданные части, то есть изобразить, как из этих частей можно сложить данный квадрат.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Занятие 4. «Установление закономерностей».
Задачи: развитие логического и понятийного мышления.
Вводная часть.Установление контакта с учениками.
Основная часть
Упражнение 1. «Логический ряд». Материалы: бланки с изображением геометрических фигур.
Психолог предлагает детям внимательно посмотреть на ряд фигур и продолжить его с двух сторон (справа и слева). Работа выполняется на бланках.
 Упражнение 2. «Установление закономерностей».
Материалы: интерактивная доска, табло с изображением картинок с изображением предметов с числовыми рядами.
Психолог предлагает детям установить логическую закономерность в изображённых предметах.
Упражнение 3. «Вордбол»
Подведение итогов.
Рефлексия.
Занятие 5. «Слова-цифры»
Задачи: развитие умения осуществлять последовательно умственные действия, определять связи между предметами
Вводная часть.Установление контакта с учениками.
Основная часть
Упражнение 1. «Продолжи ряд».
Психолог предлагает детям внимательно рассмотреть три последовательные фигуры. Далее дети должны угадать, какая фигура должна быть следующей в данном ряду и зарисовать ее в тетради.
Упражнение 2. «Шестой лишний».
Психолог предлагает детям рассмотреть шесть фигур и догадаться, какая из данных фигур лишняя. При этом психолог предлагает детям посоветоваться с соседом по парте, а потом ответить.
Упражнение 3. «Спрятанные слова».
На доске представлен ряд букв. Психолог предлагает детям найти в данном ряду спрятанные слова.
Упражнение 4. «Путаница».
Материалы: карточки с заданием.
Психолог предлагает детям рассмотреть таблицу, где перепутались буквы и цифры. Далее дети должны из таблицы выбрать буквы и записать их в алфавитном порядке, а также цифры по порядку.
Работа в парах.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Занятие 6. «Выбери и сравни»
Задачи: развитие мышления (операция сравнения).
Вводная часть.Установление контакта с учениками.
Основная часть
Упражнение 1.«Найди одинаковые»
Материалы: интерактивная доска, 2 табло с рисунками.
Психолог обращает внимание детей на интерактивную доску, где представлены 2 табло с рисунками.При работе с 1 табло дети должны найти две пары одинаковых рисунков.
Работа в парах. Сопоставление результатов.
Упражнение 2. «Четвертый лишний»
Материалы: бланки с заданием
Психолог предлагает на бланках с набором слов указать «лишнее» слово. Остальные три слова назвать общим словом. Дать объяснение.
Работа в парах. Сопоставление результатов.
Упражнение 3. «Выбери главное»
На табло интерактивной доски дан набор слов. Психолог предлагает подобрать к словам, написанными заглавными буквами, два слова из скобок, которые находятся в наиболее близкой связи с ним. Дети выполняют задания в тетради.
Работа в парах.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Занятие 7. Логические задачи
Задачи: развитие логического мышления.
Вводная часть.Установление контакта с учениками.
Основная часть
Упражнение. «Логические задачи»
Психолог предлагает детям решить логические задачи, при этом необходимо рисовать схемы решения.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Занятие 8. Итоговое тестирование на развитие мышления (комплекс «Эффектон Студио»)
1.Тест Равена: тест прогрессивных матриц Равена
2.ШТОМ: Школьный психологический тест освоенности мышления.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Раздел 6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Занятие 1. Конкурс на тему «Лучший Познайка»
Задачи: выявление и поощрение учащихся, достигших лучших результатов в познавательных процессах (внимании, памяти, восприятии, мышлении).
1.Выставка лучших портфелей достижений ученика.
2. Конкурс «Лучший Познайка».
3. Награждение победителей.
Подведение итогов.
5. Информационно-методическое обеспечениеОсновное время на занятиях отведено самостоятельному выполнению детьми логически-поисковых заданий в игровой форме.
Средства, необходимые для реализации данной программы:
- разработки по темам;
- карточки с подбором заданий по изучаемой теме;
- справочники;
- словари;
- наглядный материал: схемы, таблицы;
- набор демонстрационных листов по развитию внимания, памяти, восприятия и мышления;
«Эффектон-студио» (комплекс компьютерной психодиагностики и коррекции);
интерактивная доска.
Цифровые образовательные ресурсы:
«Раннее развитие. Логика и память». Изд-во ЗАО «1С»,2010.
«Развиваем речь, воображение и моторику». Изд-во ООО «1С-Паблишинг»,2011.
« Развиваем внимание и творческое мышление». Изд-во ООО «1С-Паблишинг»,2011.
«Суперпамять». Игры для развития ребенка. Изд-во ООО «1С-Паблишинг»,2011.
Список литературы:Список литературы для педагога-психолога:
Клюева, Н.В., Филиппова, Ю.В. Общение./ Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова.– Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001. – 160с.
Клюева, Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг/ Н.В. Клюева - Ярославль: Академия развития, 2001 – 160с.
Локалова, Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» / Н.П. Локалова// Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов. - М.: «Ось-89», 2006.
Лэндрет, Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений./ Г.Л. Лэндрет,– М.: Международная пед.акад., 1994. – 365с.
Мищенкова, Л.В. «36 занятий для будущих отличников»./ Л.В. Мищенкова.//Методическое пособие.- М: изд-во РОСТ, 2011.-191с.
Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры./ Панфилова, М.А. // Практическое пособие для психологов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 160с.
Психологическая поддержка младших школьников: программы, конспекты занятий/авт.-сост. О. Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2008.-89 с.
Сиротюк, А.Л. Коррекция обучения и развития школьников./ А.Л. Сиротюк,– М.: ТЦ Сфера, 2002. –80с.
Тихомирова, Л.В. «Развитие логического мышления для детей»./ Л.В. Тихомирова - Ярославль, изд-во ТОО «Гринго», 2002.-240с.
Тихомирова, Л.В. «Развитие познавательных способностей детей»./ Тихомирова, Л.В. -Ярославль, изд-во ТОО «Гринго», 2002.-
Шмаков, С.Я. От игры к самовоспитанию./С.Я. Шмаков.//Сборник игр-коррекций.- М: Новая школа,1993.-80с.
Список литературы для учащихся:
Дружинин, Б.Л., Куминова, И.И. Развивающие игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста./ Б.Л. Дружинин, И.И. Куминова.- М.: Издательство ГНОМ и Д,2007.-88с.Калугин, М. А. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки./ М. А., Калугин. – М: Академия Развития,1996.- 222с.
Савенков, А. И. Развитие логического мышления. 6-7 лет/А. И. Савенков. М.: Дом Федорова,2012.-32с.
Холодова, О. А. Юным умникам и умницам / О. А. Холодова.-М: изд-во РОСТ, 2011.- 270с.
Журнал «Эрудит».
Приложение
Диагностика обучающихся на выявление уровня развития внимания с помощью комплекса компьютерных психодиагностических программ «Эффектон Студио»
left000
1.Тест «Калейдоскоп»: психологическое тестирование избирательности внимания
Показывает способность к выделению и подсчету в каждом из заданий фигур, согласно запрашиваемому параметру.
Избирательность внимания оценивается по степени приближения к правильному ответу (в процентах).
Балльная оценка
От 0 до 9 баллов.
Описание
Испытуемому предъявляются изображения, различающиеся по форме, размеру и цвету. Необходимо, как можно скорее, сосчитать фигуры, отвечающие запрашиваемому параметру:
кружков;
квадратов;
треугольников;
многоугольников;
красных фигур;
зеленых фигур;
синих фигур;
желтых фигур.
Испытуемый вводит количество посчитанных фигур в компьютер, нажимая на цифровые клавиши и Enter.
Тест "Корректор": Психологическое тестирование интенсивности внимания
Описание
Испытуемому предъявляется буквенная таблица (на нескольких страницах).
Следует внимательно, но быстро, просматривать таблицу, отмечая буквы А М К З, нажатием клавиши Space (пробел), а мимо остальных букв продвигаться, нажимая клавишу -> (стрелка вправо). При помощи клавиши <- (стрелка влево) можно вернуться назад для исправления ошибок.
Параметры
Количество просмотренных знаков
Общее количество просмотренных знаков в таблицах.
Количество ошибок
Количество ошибок в процентах по отношению к общему количеству просмотренных знаков.
Обобщенный показатель внимания
Обобщенный показатель внимания оценивается по скорости и качеству выполнения теста.
Балльная оценка
От 0 до 9.
Тест "Таблицы Шульте": психологическое тестирование распределения и объема внимания.
Описание
Испытуемому предъявляется 5 матриц из 25 клеток (5*5), в которой в случайном порядке нанесены числа от 1 до 25. Вы должны отыскивать по порядку эти числа, начиная с 1, нажимая мышкой на каждое последующее число.
Оценка переключения (распределения) и объема внимания производится на основании вычисления среднего времени выполнения пяти заданий. Абсолютные значения переводятся в балльные оценки. Длительность теста не ограничена. Возможна тренировка переключения (распределения) и объема внимания.
Оценка распределения и объема внимания
Распределение и объем внимания оценивается по пятибалльной системе на основании времени выполнения теста
Тест "Красное и черное": психологическое тестирование переключения внимания
Описание:
Испытуемому предъявляется матрица с 25 красными и 24 черными числами. Нужно отыскивать красные числа в возрастающем порядке от 1 до 25, а черные — в убывающем от 24 до 1. Числа отыскиваются поочередно: 1 — красное, 24 — черное, 2 — красное, 23 — черное, ....
Сумма двух чисел красного и черного всегда равна 25 (1+24=25, 2+23=25). Следует указывать числа мышкой. При ошибке раздается звуковой сигнал.
Расчет:
Аналог теста красно-черные таблицы Горбова-Анфимова. Оценка скорости и качества выполнения задания. Оценка переключаемости внимания производится на основании вычисления количества правильных ответов. Абсолютные значения переводятся в балльные оценки. Длительность теста — 5 минут. Возможна тренировка переключаемости внимания.
Процент ошибок:
Процентное отношение ошибок к общему количеству чисел.
Балльная оценка
От 0 до 9 баллов.
Диагностика обучающихся на выявление уровня развития памяти с помощью комплекса компьютерных психодиагностических программ
«Эффектон Студио»
left000
1.Тест «Слова-невидимки»: объем зрительной смысловой памяти.
Описание:
На экране детям предъявляются по очереди 10 слов. Необходимо прочитать их и постараться запомнить. Затем ввести с клавиатуры то, что они запомнили в любой последовательности. тестирование повторяется дважды.
2.Тест «Геометрические фигуры»
Описание:
На экране будут предъявлено 9 геометрических фигур. дети должны посмотреть на них и постараться запомнить. После исчезновения предъявленных фигур, появится таблица из 28 фигур, содержащая и те фигуры, которые дети запоминали. Далее они должны найти данные фигуры и щелкнуть по каждой запомненной фигуре мышкой.
Диагностика обучающихся на выявление уровня развития восприятия с помощью комплекса компьютерных психодиагностических программ
«Эффектон Студио»
left000
1.Тест "Дом": точность восприятия размеров.
Описание
В начале тестирования испытуемому предъявляется составной геометрический объект — схема дома. Ее элементы выступают в качестве фигур-эталонов в каждом из 16 заданий теста. Среди вариантов ответа в этих заданиях приводятся фигуры, незначительно отличающиеся по своим параметрам между собой и фигурой-эталоном. Оценка точности восприятия производится на основании степени успешности установления соответствия между фигурами. Тренировка глазомера.
2.Тест "Рыбалка": точность восприятия времени
Описание
В качестве визуальной метафоры эталонного временного интервала в тесте используется движение рыбы в прозрачной воде от момента ее появления до полного исчезновения в камышах. Затем, по прошествии идентичного интервала времени, который испытуемый измеряет руководствуясь собственными ощущениями, он должен реагировать нажатием кнопки мышки или клавиатуры.
В случае, если измерение интервала было произведено с отклонением, не превышающим установленный порог точности, рыбак, находящийся в лодке достает пойманную рыбу. В общей сложности тест состоит из 10 попыток.
Диагностика обучающихся на выявление уровня развития мышления с помощью комплекса компьютерных психодиагностических программ
«Эффектон Студио»
left000
Тест Равена: тест прогрессивных матриц Равена
Описание:
В компьютерной версии представлен черно-белый вариант прогрессивных матриц Равена. Прогрессивные матрицы Равена предназначены для определения уровня умственного развития.
Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами. Одной фигуры в рисунке недостает. Ее необходимо выбрать из 6 предоставленных фигур. Задачей испытуемого является установление закономерности, связывающей между собой фигуры на рисунке. Время прохождения теста ограничено.
2. ШТОМ: Школьный психологический тест освоенности мышления.
Описание:
Область применения: Методика предназначена для оценки уровня понятийного мышления у учащихся.
Возрастной диапазон применимости: Методика предназначена для учащихся со 2-го по 5-й класс.
Школьный тест освоенности мышления ШТОМ разработан на основе Методики исследования словесно-логического мышления Л. И. Переслени, Е. М. Мастюковой, Л. Ф. Чупрова. Тест предназначен для оценки уровня развития понятийного мышления у учащихся 2-го, 3-го и 5-го классов средней общеобразовательной школы. Тест имеет соответствующие психическому и интеллектуальному развитию детей формы (для 2-го, 3-его и 5-го классов отдельно). Разработчиками также учитывался возраст детей, поэтому в тесте всего 3 раздела.
В 1-ом разделе, направленном на выявление осведомленности, ребенку необходимо ответить на вопросы, выбрав один из вариантов, приведенных ниже. Они достаточно легкие. Вот пример из задания для учащегося второго класса: "Кролик больше всего похож на… а) белку, б) кошку, в) зайца, г) лису.
Во 2-ом разделе ребенок должен отыскать лишнее слово в ряду. Субтест направлен на сформированность логического действия (классификация), способность к абстрагированию.
В 3-ем разделе ребенку предлагаются логические задачки по отношению большего к меньшему. Например: "Ваня старше Пети. Петя старше Ани. Кто самый старший?" Ответ необходимо выбрать из предложенных ниже вариантов.
Задания для каждого класса представлены двумя формами А и Б. Вторая, как более сложная, предусматривает относительно высокий уровень интеллектуального развития ребенка и хорошую успеваемость по школьным предметам. В компьютерной версии теста представлены обе формы для каждой возрастной группы.
Тест ШТОМ принадлежит к группе интеллектуальных тестов для школьников, поэтому его основное назначение — психодиагностика в школе. Удобство представления результатов теста — отдельно по каждой области знаний — дает психологу возможность выявить степень освоенности мышления ребенка в этих областях, увидеть пробелы в знаниях.
Количество вопросов:
Количество вопросов для 2-го класса:
1-й раздел — 10 заданий;
2-й раздел — 10 заданий;
3-й раздел — 6 заданий.
Общее количество заданий — 26.
3. ШТУР: школьный тест умственного развития.
Описание:
Методика состоит из четырех серий заданий. Каждая серия выявляет уровень развития основных мыслительных операций (установление аналогий, классификация, обобщение и поиск закономерностей) на материале естественно-научного, математического, общественного и гуманитарного предметного цикла. Задания четвертой серии направлены на исследование способности к анализу и синтезу знаковой системы.
Область применения: Методика предназначена для оценки уровня понятийного мышления у учащихся.
Возрастной диапазон применимости: Методика применяется для младших школьников 8-11 лет.
Количество вопросов: 80 заданий, по 20 заданий в каждой серии.
Время прохождения теста: 40 минут.
Описание шкал:
Общественные науки. При высоких баллах можно судить о хорошем усвоении школьной программы. При низких баллах наблюдаются отставание в усвоении программы.
Гуманитарные науки. При высоких баллах можно судить о хорошем усвоении школьной программы. При низких баллах наблюдаются отставание в усвоении программы.
Естественные науки. При высоких баллах можно судить о хорошем усвоении школьной программы. При низких баллах наблюдаются отставание в усвоении программы.
Математика. При высоких баллах можно судить о хорошем усвоении школьной программы. При низких баллах наблюдаются отставание в усвоении программы.
Установление аналогий. Высокие показатели свидетельствуют о том, что испытуемый хорошо понимает причинно-следственные связи между понятиями, способен делать суждения. Низкие показатели означают, что испытуемому сложно рассуждать об основных понятиях и устанавливать между ними связь.
Классификация. Высокие показатели свидетельствуют о том, что у испытуемого сильно развито логическое мышление, он способен классифицировать понятия по различным признакам. Низкие показатели указывают на то, что испытуемому сложно выстраивать логические цепочки, классифицировать основные понятия и т. п.
Обобщение. Высокие показатели свидетельствуют о том, что у испытуемого хорошо развито логическое мышление, он может свободно обобщать понятия, находя общий признак. Низкие показатели указывают на слабо развитое логическое мышление у испытуемого, ему трудно находить связь между понятиями
Закономерности. Высокие показатели свидетельствуют о том, что испытуемый может уверенно анализировать связь между событиями и явлениями, прогнозировать последующие события и явления. Низкие показатели указывают на то, что испытуемый испытывает затруднение при анализе связей между явлениями.
Интерпретация результатов:
Результаты обрабатываются по специальному ключу. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
По результатам теста класс подразделяется на 5 групп:
- наиболее успешные — 10% от общего числа испытуемых;
- близкие к успешным — 20 % от общего числа испытуемых;
- средние по успешности — 40% от общего числа испытуемых;
- мало успешные — 20 % от общего числа испытуемых;
- наименее успешные — 10 % от общего числа испытуемых.
Особенности компьютерной версии:
В результатах представлены:
общий балл (максимум 80 баллов);
степень усвоения школьных понятий по каждому научному направлению:
- общественные науки (максимум 20 баллов);
- гуманитарные науки (максимум 20 баллов);
- естественные науки (максимум 20 баллов);
- математика (максимум 20 баллов);
уровень развития мыслительных операций по каждому критерию:
- аналогии (максимум 20 баллов);
- классификация (максимум 20 баллов);
- обобщение (максимум 20 баллов);
- закономерности (максимум 20 баллов).
4.Методика исследования словесно-логического интеллекта
Описание:
Методика разработана на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра с целью исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.
Методика состоит из четырех, направленных на выявление умений ребенка осуществлять различные логические операции с вербальным материалом. Перед началом выполнения каждого субтеста дается тренировочное задание. При неправильном ответе предлагается подумать и выбрать другой вариант ответа.
Методика используется для оценки успеваемости школьников и прогнозирования успешности в обучении.
Область применения:
Методика предназначена для исследования особенностей словесно-логического мышления.
Возрастной диапазон применимости: Методика применяется для младших школьников 7-11 лет.
Количество вопросов: Каждый субтест содержит 10 вопросов.
Общее число вопросов — 40.
Время прохождения теста: 25-35 минут.
Описание шкал:
Чем выше баллы по каждой из шкал, тем выше уровень развития исследуемых способностей; чем ниже баллы по каждой из шкал, тем ниже уровень развития исследуемых способностей.
Субтест 1 (осведомленность). Способность дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных и второстепенных.
Субтест 2 (классификация). Сформированность логического действия, способность к абстрагированию.
Субтест 3 (умозаключения). Способность к логическим умозаключениям по аналогии.
Субтест 4 (обобщение). Сформированность обобщающих понятий (подведение двух понятий под общую категорию).
Успешность. Успешность в обучении.
Интерпретация результатов
При обработке результатов подсчитывается сумма баллов по отдельным субтестам и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом. Учитываются ответы после второй попытки.
Максимальное количество баллов по общему показателю — 40 баллов (100 % оценки успешности). Оценка успешности рассчитывается по специальной формуле.
Уровни успешности:
IV уровень — 32 балла и более (80 — 100%);
III уровень — 31,5 — 26,0 баллов (79,9 — 65%);
II уровень — 25,5 — 20,0 баллов (64,9 — 50%);
I уровень — 19,5 баллов и менее (49,9% и ниже).
Особенности компьютерной версии:
В результатах представлены:
сумма баллов по каждому из субтестов (из 10 баллов);
уровень показателей по каждому из субтестов в номинативной шкале;
общий показатель по тесту (из 40 баллов);
уровень общего показателя в номинативной шкале;
коэффициент успешности в процентах;
сумма ответов после второй попытки;
текстовая интерпретация по показателям.