Конспект поурочного плана по учебному предмету сольфеджио на тему Три вида минора (3 класс)


Конспект поурочного плана учебному по предмету «Сольфеджио»
3 класс (5-летний курс обучения) ДПОП
преподаватель МУДО «Усть-Ордынская ДШИ»
Белобородова Виктория Викторовна
Тема: Три вида минора
Цель: закрепить с обучающимися построение трех видов минора на примере гаммы фа минор
Задачи: 1. Образовательная:
Три вида минора – правило.
Построить и спеть гамму f-moll (3 вида), в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки, t5/3-t6-t6/4-s5/3-D5/3-D7-t3; ув.2 с разрешением в гармоническом миноре.
Построить и спеть от звука «а» интервалы: м.3, б.2, ч.4, ч.5
Построить и спеть от звука «с» аккорды: Б5/3 – Б6 – Б6/4 – D7
Спеть секвенцию № 1 в тональности C-dur.
№ 301 (I ч.) – простучать ритм, сольмизация, спеть с листа.
№ 357 (I ч.) – спеть по нотам.
№ 45 (II ч.) – спеть 2-хголосно.
Слушание: с. 48 «К Хлое» Л. Бетховена (уч. Е.Давыдова, С. Запорожец. Сольфеджио для 3 класса) – определить на слух размер, лад, ритмические особенности, форма, количество фраз, темп, регистры.Творческое задание – досочинить мелодию № 11 в тональности h-moll, на предложенный ритм.
2.Воспитательная: воспитание у обучающихся осознанного отношения к построению 3-х видов минора и их интонации.
3.Развивающая: слух, ритм, речь, память, мышление.
Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, сравнения, музыкального обобщения.
Оборудование: фортепиано, доска, мелки.
Раздаточный материал: клавиатуры, ластики, карандаши.
Использование ЭОР: Осваиваем 3 вида минора http://music-education.ru/tri-vida-minora/
Название ресурса: учебно-методический материал
Список литературы и средств обучения
Учебная и методическая литература
И.А. Лазарева, И.В. Казанцева. Программа учебного предмета ПО.02.УП.01. «СОЛЬФЕДЖИО» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» для учащихся 1 – 5 классов. – Срок реализации – 5 лет. – Усть-Ордынский, 2015.
Сольфеджио / Сост. Б. Калмыков, Г. Фридкин. – Ч. 1: Одноголосие. - М.: «Музыка», 1980.
Сольфеджио / Сост. Б. Калмыков, Г. Фридкин. – Ч. 2: Двухголосие. – М.: «Музыка», 2006.
Е. Давыдова, С. Запорожец. Сольфеджио для ДМШ 3 класс. – М.: «Музыка», 2007.
Перечень учебно-методических материалов
1.Наглядные пособия для работы на уроках сольфеджио: Клавиатура, столбица, тональный «градусник», пособия по ступеням, пособия по темам: ув.2 с разрешением в гармоническом миноре, обращения Б5/3.
2.Карточки музыкальных обозначений: ритм восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая, пунктирный ритм.
Ход урока
Вокально-интонационные навыки
1.Спеть гамму f-moll (3 вида), в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки, t5/3-t6-t6/4-s5/3-D5/3-D7-t3; ув.2 с разрешением в гармоническом миноре.
2.Спеть от звука «а» интервалы: м.3, б.2, ч.4, ч.5
3.Спеть от звука «с» аккорды: Б5/3 – Б6 – Б6/4 – D7
4.Спеть секвенцию № 1 в тональности C-dur.

Теоретические сведения
1.Три вида минора – правило.

2. Построить гамму f-moll (3 вида), в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки, t5/3-t6-t6/4-s5/3-D5/3-D7-t3; ув.2 с разрешением в гармоническом миноре.
3.Построить от звука «а» интервалы: м.3, б.2, ч.4, ч.5
4.Построить от звука «с» аккорды: Б5/3 – Б6 – Б6/4 – D7
Сольфеджирование и пение с листа
№ 301 (I ч.) – спеть с листа.
№ 357 (I ч.) – спеть по нотам.
№ 45 (II ч.) – спеть 2-хголосно.
Воспитание чувства метроритма
№ 301 (I ч.) – простучать ритм, сольмизация.
Воспитание творческих навыков

Анализ на слух
Слушание: с. 48 «К Хлое» Л. Бетховена (уч. Е.Давыдова, С. Запорожец. Сольфеджио для 3 класса) – определить на слух размер, лад, ритмические особенности, форма, количество фраз, темп, регистры.

Д/з
1.№ 357 (I ч.) – выучить наизусть.
2.Подобрать аккомпанемент к досочиненной мелодии, используя пройденные аккорды.
3.Построить гамму cis-moll (3 вида), в ней вводные звуки, ув.2 с разрешением, аккорды t5/3-t6-t6/4-s5/3-D5/3-D7-t3